Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россию и США предостерегают от чрезмерного сближения


11 мая 2016 года Павел Тарасенко, Елена Черненко, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


ВВС США увеличили число вылетов самолетов-разведчиков в южную часть Балтийского моря: только с 9 мая они дважды появлялись у границ Калининградской области. В Москве утверждают, что подобные маневры "провоцируют российских военных на ответные действия". Опасаясь серьезных инцидентов, власти Польши выдвинули инициативу повышения роли ОБСЕ в их предотвращении. Как стало известно "Ъ", Варшава намерена до конца года добиться обновления принятого пять лет назад Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности, четче прописав в нем правила поведения 57 стран организации.

В опасной близости

Информация о том, что "самолет RC-135W с бортовым номером 62-4131 осуществляет полет в южной части Балтийского моря", появилась вчера на специализированных порталах, отслеживающих передвижение военной авиации. По их данным, на которые ссылается агентство "Интерфакс", американский стратегический самолет-разведчик вылетел с авиабазы в Великобритании для проведения десятичасового наблюдательного полета, при этом по плану около двух часов должен был провести вблизи российских границ.

За день до этого, 9 мая, этот же самолет с бортовым номером 62-4131 также провел разведку вблизи Калининградской области, при этом был перехвачен российским истребителем Су-27. А в целом за последний месяц произошло по меньшей мере четыре подлета самолетов ВВС США к российским рубежам на Балтике. Подобное происходит и в других регионах: 21 апреля американский разведывательный самолет Р-8 "Посейдон" был перехвачен истребителем МиГ-31 близ полуострова Камчатка.

Источник "Ъ" в Минобороны РФ вчера подтвердил, что случай с RC-135W в южной части Балтийского моря не единичен: "За последние недели активность разведывательной авиации США в регионе действительно возросла". Тем не менее, по его словам, существующих мер (в виде перехвата воздушного судна истребителями Су-27) вполне достаточно. Участившиеся же полеты разведсамолетов США вблизи российских территорий собеседник "Ъ" считает в большей степени "мерой психологического воздействия", отмечая: "На нас эти игры никак не отразятся".

Вместе с тем нередко инциденты сопровождаются дипломатическими перепалками между представителями РФ и США. В частности, в конце апреля Пентагон возмутился "небезопасным маневром" Су-27, который сделал "бочку" вокруг самолета RC-135, летевшего над Балтийским морем. "Пока разведывательный самолет США мягко и неагрессивно шпионил за нами над Балтикой, российский Су-27 совершил рядом "опасные действия". В США возмущены",— иронично отметил в этой связи глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

Наиболее эмоционально же Вашингтон отреагировал на пролеты российских боевых самолетов в непосредственной близости от корабля ВМС США Donald Cook, который в середине апреля подошел на расстояние примерно 70 км от российской военно-морской базы на Балтике. В Белом доме заявили, что такие действия "противоречат профессиональным нормам военных, действующих в непосредственной близости друг от друга в международных водах и международном воздушном пространстве". Глава МИД РФ Сергей Лавров парировал: "Наши самолеты выполняли абсолютно легитимные учебные полеты в международном воздушном пространстве. Они увидели, что американский эсминец с мощным вооружением приближается к нашей военной базе, и решили посмотреть, кто это. Как только они увидели, кто это, а это произошло на безопасном расстоянии, они отвернули и продолжили свой полет".

Комментируя вчера агентству "Интерфакс" активизацию американских ВВС, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов напомнил об учениях НАТО "Весенний шторм", которые проходят в Эстонии со 2 мая. "Они проводят учения на Балтике. Видимо, "снимают" обстановку и проводят разведку",— сказал депутат, назвав "перехват" российскими военными самолетами иностранных самолетов рутинной практикой. Ранее, в конце апреля, господин Комоедов утверждал: США сами провоцируют российских военных на ответные действия, направляя самолеты и корабли к российской границе.

Первый замглавы думского комитета по международным делам Леонид Калашников в разговоре с "Ъ" заявил, что Россия и США "должны реагировать на инциденты в строгом соответствии с действующими протоколами" (в частности, еще в 1972 году Москва и Вашингтон заключили соглашение о безопасности полетов). "С советских времен мы придерживались тактики, призванной не допускать воздушное хулиганство. И наши, и их летчики иногда могут выразить свои патриотические чувства в такой форме, которая не всегда бывает безопасной",— отметил собеседник "Ъ".

Членам ОБСЕ прописывают обязательства

Вместе с тем на Западе считают, что действующих норм и соглашений может быть недостаточно. В частности, Польша выступила с инициативой повышения роли ОБСЕ в деле предотвращения инцидентов. Подробности "Ъ" рассказал постпред Польши при международных организациях в Вене Адам Бугайский. "Потенциальные риски, связанные с подобными инцидентами, всегда велики. Как минимум, их следствие — повышение политической напряженности в отношениях между вовлеченными государствами. Подобные инциденты легко могут стать источниками ненужной конфронтации",— заявил он.

По словам собеседника "Ъ", в последние годы в рамках ОБСЕ был предпринят "целый ряд попыток предотвратить подобные ситуации" — в частности, в 2011 году был одобрен Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности. Однако в Варшаве считают необходимым дальнейшее развитие инициативы. В частности, речь идет об "улучшении и ускорении рабочих контактов между соответствующими координационными центрами всех государств-участников", "принятии странами--членами ОБСЕ обязательства избегать любых действий, которые могли бы привести к опасным военным инцидентам", а также о "формировании при необходимости специальной миссии ОБСЕ" по расследованию обстоятельств тех или иных эпизодов.

По словам Адама Бугайского, соавторами предложений Варшавы уже выступили семь стран — "республики Прибалтики и другие государства Запада". Кроме того, как рассказал "Ъ" польский дипломат, Варшава стала "соавтором целого ряда других предложений, направленных на модернизацию Венского документа,— в частности, касающихся размера инспекционной команды ОБСЕ и понижения пороговых значений для предварительного уведомления о крупных военных мероприятиях".

Собеседник "Ъ" пояснил, что раз в пять лет должен происходить пересмотр Венского документа, и соответствующая процедура как раз была запущена в начале 2016 года. "Сейчас мы вступили в период интенсивных консультаций",— отметил Адам Бугайский, выразив надежду на принятие окончательных решений до конца года.

Вместе с тем Леонид Калашников в разговоре с "Ъ" выразил сомнение в том, что ОБСЕ в ее нынешнем виде — это подходящая площадка для работы по предотвращению инцидентов на море и в воздухе. "Европейцы и американцы давно уже отказались от подхода к ОБСЕ как к серьезному инструменту. Организация должна была регулировать вопросы безопасности, экономики и правоприменительной практики. Вместо этого европейцы после распада СССР пошли по другому пути: военную составляющую перенесли в НАТО, экономику — в ЕС, а правозащиту — в Европейский суд по правам человека. ОБСЕ оказалась "подвешенной" структурой, она сегодня ничего не решает, не обладает никаким весом",— заявил депутат и призвал решать связанные с опасными инцидентами вопросы в первую очередь на основе существующих двусторонних соглашений.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer