Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тариф поднебесный


12 мая 2016 года Владимир Таюрский, Российская газета


Многим жителям Востока России, решившим провести отпуск на курорте, больше всего времени и денег придется потратить не на проезд к теплым морям, а на путешествие от родного села до областного центра. В отдаленных населенных пунктах ДФО авиация не частый гость, зато стоимость билетов на местных линиях улетная. Чтобы повысить мобильность населения, региональные власти субсидируют пассажирские авиаперевозки. Однако это лишь отчасти сглаживает проблему.

В Якутии 90 процентов территории находятся в зоне сезонной транспортной доступности. Что это такое? Зимой дорогу от центра Усть-Янского района до села Юкагир мостит мороз. Летом выручают только моторные лодки - половину 300-километрого пути надо плыть по морю. А вертолет, по словам заместителя сельского главы Василия Томского, летает примерно раз в месяц, и то при условии полной загрузки в оба конца.

Таких труднодоступных поселений в республике более сотни. Некоторые расположены не где-то на побережье моря Лаптевых, а в часе лета от Якутска. Вот только летать туда некому. В прошлом году правоохранительные органы прекратили деятельность частной авиакомпании, организовавшей нелегальные пассажирские рейсы в Центральной Якутии. Людей перевозили на "кукурузниках", предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ. Взлетали с поля, у компании не было лицензии, один из летчиков не имел свидетельства пилота коммерческой авиации. Но люди платили подпольным авиаторам по семь тысяч рублей, чтобы хоть так добраться до дома. Потому что другого транспортного сообщения с их селами нет.

Но почему подконтрольные государству региональные авиакомпании (а их в республике две) не организуют относительно регулярные рейсы в такие села? Для этого не хватает подходящей техники.

- В России не производят летательные аппараты типа Ан-2 для малой авиации. Поэтому мы испытываем очень большие сложности с флотом, - отмечает глава региона Егор Борисов.

Воздушное сообщение между Якутском и райцентрами отлажено, но там иная проблема - очень высокие тарифы. Зарплата оленевода на Севере - 20 тысяч рублей. А цена полета из арктических аэропортов в столицу республики доходит до 30 тысяч.

Авиаторы и чиновники уверяют, что такие тарифы экономически обоснованы. Объясняют это, в частности, тем, что в отдаленные поселки самолеты Ан-24 летают с неполной загрузкой - иначе на полет не хватит топлива. 18 кресел остаются пустыми, а стоимость билета делится на 30 пассажиров.

Однако к правилам, на которых строится экономика в авиации, есть вопросы не только у простых пассажиров. Так, сенатор Вячеслав Штыров полагает, что аэропортовые сборы, существенно влияющие на тариф, можно сократить.

- Даже если аэропорт принимает один рейс в неделю, он должен содержать штатное расписание всех служб. Нужно вносить изменения в законодательство с тем, чтобы снизить их количество в пределах разумного и сделать процесс приема самолетов более упрощенным, соответственно, удешевить его, - заявил он.

Многие якутяне считают тарифы местных авиакомпаний существенно завышенными даже при действующих правилах. Однако все познается в сравнении. От Якутска до поселка Черский - 1600 километров. Билет туда сейчас стоит 28 тысяч рублей. На Камчатке от краевого центра до села Никольское - 775 километров. Экономически обоснованный тариф - 33 тысячи! Люди, впрочем, платят на 20 тысяч меньше за счет дотаций из регионального бюджета. Самый дешевый билет от Хабаровска до Охотска, расстояние до которого 1,3 тысячи километров, удалось найти за 12,9 тысячи рублей (правда, для пенсионеров и молодежи до 23 лет действует льготный половинный тариф).

Единственный механизм, позволяющий региональным властям удешевлять стоимость перелетов, - субсидирование перевозок из местных бюджетов. Именно поэтому жители Камчатки платят 30 - 40 процентов от экономически обоснованного тарифа. Правительство Чукотки, введя субсидии, снизило все тарифы почти в два раза. На Колыме тоже субсидируются все маршруты. А в Приморье за счет дотаций удалось установить среднюю цену билетов 1600 рублей…

Цена вопроса в каждом регионе разная. К примеру, в Магаданской области всего девять авиамаршрутов, а в Якутии субсидировать приходится около 150 направлений! Нагрузка на бюджет ложится серьезная. В нынешнем году местные власти планировали направить на эти цели 359 миллионов рублей. Учитывая важность проблемы, глава республики распорядился увеличить сумму в два раза. На первый взгляд, при таких тарифах и такой бюджетной под­держке авиаторы должны кататься как сыр в масле. Однако это далеко не так. Немногие местные авиапредприятия, сохранившиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают огромные финансовые трудности.

По мнению сенатора Александра Акимова, самая крупная региональная авиакомпания "Якутия" вообще обанкротится, если в ближайшее время не получит заемные средства. Сейчас правительство республики ведет переговоры с федеральными властями о том, чтобы предусмотреть для этого государст­венную гарантию на пять миллиардов рублей. Деньги нужны, в частности, на выплаты за лизинг самолетов и погашение долгов.

В прошлом году республика уже потратила на поддержку этой компании более 3,5 миллиарда рублей! Но, судя по всему, власти региона не уверены, что даже вкупе с вероятным пятимиллиардным займом это позволит предприятию выжить в долгосрочной перспективе. Поэтому принято решение об объединении "Якутии" с другой местной авиакомпанией "Полярные авиалинии". Под одним крылом будет легче решать проблемы.

Казалось бы, если своя авиация для региона - такая головная боль, не проще ли прекратить ее поддержку, отдав все на волю рынка? Однако на Дальнем Востоке это уже проходили неоднократно. Сначала "пришельцы" демпингуют, вытесняя с выгодных линий местных авиаторов, а как только добиваются цели, взвинчивают цены и начинают диктовать условия.

Так несколько лет назад без подконтрольного перевозчика осталась Колыма - "Магаданские авиалинии" разорились. Освободившуюся нишу занимали многие, уходили со скандалами. Сейчас местные власти решают вопрос о возрождении региональной авиакомпании. Речь идет об оформлении доли в уставном капитале предприятия "Сибирская легкая авиация", которое обслуживает область.

- Правительство может выступить соучредителем нового авиаперевозчика для того, чтобы способствовать обновлению парка воздушных судов и улучшению качества транспортных услуг на внутрирегиональном рынке пассажирских перевозок, - подчеркнул губернатор Владимир Печеный.

В сравнении с другими регионами ДФО на Колыме воздушные перевозки играют незначительную роль. Но даже здесь пришли к выводу: лучше головная боль, чем отсутствие головного авиапредприятия.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer