Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Легендарный Витязь. Как Россия построила самый мощный самолёт в мире


13 мая 2016 года Нина Богданова, Аргументы и Факты


13 мая 1913 года лётчик и авиаконструктор Игорь Сикорский вместе со вторым пилотом и механиком взлетел на первом, самом большом и самом мощном самолёте в мире С-21. Позже эта машина стала известна на весь мир как «Русский Витязь».

Первый в мире полёт на четырёхмоторном самолёте С-21 стал итогом труда Игоря Сикорского в авиационном отделении «Русско-Балтийского вагонного завода» в Санкт-Петербурге.

По индексу С-21 можно догадаться, что самолёт стал 21-й моделью знаменитого авиаконструктора и лётчика Игоря Сикорского. И это к 24 годам! До того в своём гараже в Киеве он успешно собирал мощные одномоторные самолёты, работавшие без сбоев, пытался создать вертолёт (ни одна модель, созданная в молодости, не взлетела), но С-21 стал настоящим прорывом, как для самого конструктора, так и для мировой авиации. SPB.AIF.RU вспоминает, как была создана легенда.

Первый во всём

Разрешение на постройку С-21 молодой авиаконструктор получил в сентябре 1912 года. Его достижениями уже давно интересовались военные. В их смотрах Игорь Иванович не раз занимал первые места на самолётах своей конструкции. Теперь ему выпала честь получить в своё распоряжение не только собственные знания и руки энтузиастов, но и мощь знаменитого «Руссо-Балта».

Существует легенда, что заводчане, понимая, что создают необычно большой самолёт, прозвали его Грандом («Grand» в переводе с фр. означает «большой»). В марте 1913 года биплан «Гранд-Балтийский» вышел на испытания. Сикорский проверил, как работают штурвалы, слушается ли их самолёт, выполнил несколько подлётов.

От испытаний авиаконструктор скоро перешёл к делу. Уже в апреле «Гранд» на двух моторах «Аргус» мощностью по 100 л. с. каждый поднялся в воздух, но едва смог набрать 100 метров высоты. После первых полётов Игорю Ивановичу пришла идея установить на «Гранд» ещё два двигателя в тандем к первым. И это была настоящая победа. Первый подобный самолёт поднялся в воздух.

Первым он был во всём. Он был первым самолётом с четырьмя моторами, первым самолётом с закрытой кабиной и пассажирским салоном. Первым самолётом подобных размеров и веса (размах верхнего крыла составлял 27 метров, а взлётный вес 4,2 тонны). Управление машиной было сдвоенное. Командир сидел слева, как и принято сейчас. Около него размещалась основная часть приборов и всё управление двигателями.

Обогнать мир

17 мая 1913 года «Гранд» пролетелся над Петербургом.

«Авиационный мир был изумлён: в технически отсталой России построен невиданный самолёт! Трудно было представить, что такая машина полетит. Размеры и масса превосходили примерно вдвое всё, что тогда было в мировой практике самолётостроения», – рассказывает почётный работник транспорта России, автор книг о гражданской и военной авиации Александр Артемьев.

Рассказывая о знаменательных событиях, научных открытиях и технических прорывах, часто говорят, что такой-то (или такая-то) к ним долго шёл. Игорь Сикорский к своим прорывам шёл не особенно долго. Уже в 1911 году он стал дипломированным пилотом. Спустя всего несколько лет с тех пор, как буквально заболел небом и самолётами.

Родился Игорь Сикорский 25 мая 1889 года в Киеве в семье известного психиатра и профессора Ивана Сикорского. С 1903 по 1906 году учился в Петербургском Морском училище, но в 1907 году влюбился в самолёты, когда в поездке по Германии прочёл материалы о полёте братьев Райт. Вернувшись, поступил в Киевский политехнический институт, где уже два года была секция воздухоплавания. В 1908 году прошёл обучение в Парижской школе воздухоплавательной техники. Тогда же, оставаясь верным своей мечте, создал и первые простейшие модели своих вертолётов. Юному гению техники было всего 19 лет.

 90 лет назад «Норвегия» вылетела к Северному полюсу. Последний викинг. Как Гатчина провожала Руаля Амундсена на Северный полюс Стоит отметить, что Сикорский стремительно превзошёл достижения мирового самолётостроения. Ведь только в конце 1903 года братья Райт на 12 секунд подняли в воздух свой первый самолёт. 28 марта 1908 года француз Делагранж совершил первый полёт на машине с пассажирами. 25 июля 1909 года за 37 минут француз Блерио преодолел на самолёте Ла-Манш. Все эти этапы прошёл и сам Сикорский, но на это ему потребовалось всего около полутора лет.

3 июля 1910 года он взлетел на своём С-2, преодолев за 12 секунд 200 метров на высоте 1- 1,5 метра. А в августе 1911 года авиаконструктор уже строил трёхместный С-6, на котором 29 декабря установил мировой рекорд скорости - 111 километров в час. 21 января 1912 года Русское техническое общество вручило конструктору медаль «За полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей конструкции, давшей прекрасные результаты», а на Московской воздухоплавательной выставке в феврале 1912 года С-6 Сикорского завоевал большую золотую медаль от Министерства торговли и промышленности. Сам конструктор получил заказ от военных на три самолёта.

Наследие Витязя

«Русским Витязем» «Гранд-Балтийский» Сикорского стал в 1913 году, когда конструктор установил все четыре двигателя «Аргус» в один ряд на нижнем крыле биплана. Самолёт сильно прибавил в скорости и мощности, потому и заслужил новое имя. А заодно он получил и одобрение императора Николая II. Монарх осмотрел аппарат в Красном селе, куда Сикорский прилетел по его велению. Царь остался очень доволен и наградил инженера золотыми часами.

2 августа 1913 года Сикорский установил на «Русском Витязе» один из своих многочисленных рекордов: впервые в мире самолёт с восемью пассажирами на борту совершил полёт продолжительностью 1 час 54 минуты. Русский авиатор стал знаменит на весь мир, как братья Райт.

 Памятник Сергею Уточкину в Одессе Второй пилот. Как авиакатастрофа свела с ума лётчика Сергея Уточкина Его самолёту не страшна была непогода. В салоне «Русского Витязя» пассажиры могли спокойно сидеть в плетёных креслах, пить кофе, завтракать, читать, беседовать, как это делам мы с вами в современных авиалайнерах. Задумка освободить салон от двигателей дала мощный толчок развитию военной и гражданской авиации.

Сам «Русский Витязь» «прожил» недолго. Деревянный самолёт и не может быть долговечным. Но С-21 вышел из игры, как настоящая легенда, не успев состариться – 11 сентября 1913 года на одной из авиавыставок на него упал двигатель пролетавшего мимо самолёта.

Кстати, судя по истории авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи», опубликованной на официальном сайте лётчиков, их название к детищу выдающегося инженера и пилота не имеет никакого отношения. А жаль. Красивой могла бы быть история, ведь Игорь Сикорский тоже был не робкого десятка. И не раз выходил на крыло на высоте 1000-1500 метров над землёй, чтобы проверить двигатели и полюбоваться на то, как плывёт над облаками его воздушный корабль.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer