Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шаг в космос на гиперзвуковой скорости


23 мая 2016 года Екатерина Згировская, Газета.Ru


Космические шаттлы возвращаются — Индия впервые в истории осуществила запуск прототипа многоразового космического корабля. Полноценно работать индийский шаттл должен начать в течение 10–15 лет. Но, по мнению специалистов, его создание не сможет изменить расстановку сил на рынке пусковых услуг.

Индия совершила «большой шаг» на пути к становлению космической державой — страна впервые запустила прототип своего многоразового космического шаттла, разработанного для выведения на орбиту спутников. Старт состоялся из Космического центра имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе 23 мая в 7 утра по местному времени.

Прототип, стоимость которого оценивается в $14 млн, создавали в течение последних пяти лет.

Размер протестированной модели примерно в шесть раз меньше перспективного индийского космического аппарата: его длина составила 6,5 м, вес — 1,75 т. Сам шаттл, который получит название Avatar, будет около 40 м длиной.

По плану модель шаттла Reusable Launch Vehicle (RLV-TD) должна была пролететь в атмосфере 70 км и приземлиться в море. Полет длился всего 20 минут, после чего запуск объявили успешным.

«Миссия выполнена, и все параметры и траектории отработаны. Отрыв состоялся ровно в 7 часов утра (4.30 мск), и шаттл приземлился на платформу в Бенгальском заливе в 500 км от берега. Это был эксперимент по проверке работы на гиперзвуковой скорости, следующие испытания будут посвящены отработке посадки аппарата», — заявил официальный представитель Индийской организации космических исследований (ISRO).

Особую важность представляло испытание повторного вхождения в атмосферу Земли, если это происходит «слишком круто» — аппарат сгорает; если угол вхождения слишком мал — он бы отскочил от атмосферы.

Надежд на то, что аппарат выживет после испытаний, не питали, его задача — помочь ISRO собрать важные данные о полете на гиперзвуковых скоростях (около 5 Маха) и автономной посадке.

При попытке посадки на виртуальную платформу космический аппарат разрушился, но полученные данные помогут создать подходящую взлетно-посадочную полосу и улучшить свойства самого перспективного шаттла. 
В ближайшие годы планируется еще два испытательных запуска.

Когда будет создан сам шаттл Avatar, подобное средство выведения значительно — по оценкам ISRO, в десять раз — сократит затраты на космические исследования. Ресурс запусков ожидается — 100 раз. Его задачей будет выведение на низкую околоземную орбиту аппаратов весом до 1 т. Стоимость вывода полезной нагрузки в космос с помощью нового шаттла оценивается менее чем в $20 тыс. за 1 кг.

Программа шаттла ISRO заключается в серии демонстрационных миссиях, технологии которых станут первым шагом к созданию полностью многоразовой двухступенчатой орбитальной машины. При успешной реализации амбициозного проекта Индия станет одной из немногих стран, обладающих собственными космическими шаттлами. Особенно важной индийская программа становится в связи с тем, что несколько лет назад США отказалась от своей программы шаттлов. Хотя уже в 2016 году компания Илона Маска SpaceX несколько раз успешно провела испытания по возвращению первой ступени своей ракеты Falcon9.

Как пояснил директор Индийской организации космических исследований, Викрам Сарабхаи, в будущем предстоит провести еще эксперименты, в том числе вместе с парашютной системой. Кроме того, необходимо будет проверить технологии с использованием воздушно-реактивного двигателя.

«Мы смотрим на пример бережливого производства, эффективно разрабатывая продвинутые перспективные системы. Финальная версия многоразового космического аппарата не будет готова еще лет десять», — сказал он.

Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» специалист по космическим средствам выведения, редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев, даже создание в 1960-е годы советского корабля «Буран» и американского Space Shuttle не произвело никакого влияния на рынке пусковых услуг, не стоит ждать этого и от индийской программы.

«Индия никогда не имела значимого места на рынке космических услуг и вряд ли будет иметь. Это просто демонстрационный аппарат, достигший скорости всего в 5 Махов, это просто самолет даже без двигателя, который служит для отработки отдельных элементов системы, которые впоследствии смогут или не смогут применяться в многоразовой ракетно-космической системе», — сказал он.

Специалист подчеркнул, что темпы разработки программы в Индии крайне невысокие из-за низкого уровня финансирования.

«Это просто движение их развития. Это технологическое развитие, для них крайне важно уменьшить расходы на запуск своих собственных спутников. Ракетчики понимают, что не смогут сделать это быстро», — добавил собеседник.

Тем не менее для Индии это действительно важный шаг в направлении освоения космоса. «Запуск первого в Индии отечественного космического шаттла RLV-TD — результат усердной работы наших ученых. Поздравляю их. Самоотдача и преданность, с которой наши ученые и Индийская организация космических исследований работали годами, выдающиеся и вдохновляющие», — написал в своем микроблоге в Twitter премьер-министр Индии Нарендра Моди. Именно Моди принадлежит программа новой индустриализации Индии под лозунгом «Make in India».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8u33
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/products-delivery/, недорого.
https://youdo.com/auto/brakesystem/pad/ - подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer