Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Барсук» встает на крыло: как поднялся в небо легендарный Ту-16


30 апреля 2016 года Сергей Антонов, Русская Планета


Как создавался один из самых знаменитых и долгоживущих русских бомбардировщиков эпохи холодной войны.

В истории русских вооруженных сил есть немало легендарных образцов вооружения¸ одни только силуэты которых давно стали символами той или иной эпохи. Само собой, ППШ, Т-34, «Катюша» и Ил-2 однозначно ассоциируются с великим подвигом русского народа в годы Великой Отечественной войны. А какое оружие считать символом холодной войны? Первым на ум приходит, несомненно, автомат Калашникова — но он, скорее, является символом всей послевоенной отечественной оружейной школы. Несомненно, танки Т-54, Т-55 и Т-62 — с их характерным и узнаваемым силуэтом полукруглой башни. Совершенно очевидно — истребители МиГ-15, МиГ-17 и в особенности МиГ-21, прославившие советское военное авиастроение далеко за пределами СССР. И в том же ряду обязательно окажется средний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16.

Этот легкий на вид, изящный самолет стремительных очертаний надолго стал воплощением грозной силы русских летчиков для военных моряков НАТО, которые чаще всех других подразделений сталкивались с «шестнадцатыми», получившими на Западе прозвище «Барсук». И это понятно: Ту-16 оказался идеальным средним стратегическим бомбардировщиком, который мог поражать надводные корабли вероятного противника. Советскому Союзу, который в послевоенные годы оказался практически беззащитен на море перед крупнейшим в мире американским флотом, такой самолет был крайне необходим — и «барсуки» в полной мере отвечали этой необходимости.

Поэтому неудивительно, что Ту-16 оказался долгожителем: в первый полет он отправился 27 апреля 1952 года, на вооружение был принят через два года, а снят с вооружения — только четыре десятилетия спустя! И весьма плодовитым: советская авиапромышленность успела выпустить более 1500 самолетов этой модели в самых разных модификациях. Подавляющее большинство из них служили в Советской Армии и ВМФ. Но не только: Ту-16 поставлялись на экспорт в Египет, Индонезию и Ирак, а в Китае его выпускали по лицензии и эксплуатируют до сих пор. Кроме того, на основе «шестнадцатого» был создан первый советский реактивный пассажирский самолет — Ту-104 (эта практика стала потом обычной для туполевских машин). А начиналось все с событий, которые никак не предвещали появления одного из самых высоко оцененных мировыми авиаэкспертами советских бомбардировщиков послевоенной эпохи…

Задание на разработку дальнего бомбардировщика, способного нести атомное оружие, военные летчики дали конструкторам еще в планах по перевооружению ВВС на 1947-48 годы. И хотя до реализации советского атомного проекта оставалось еще почти два года (первая бомба РДС-1 была испытана 29 августа 1949 года), работы по созданию такого самолета пошли полным ходом. Тем паче, что стоявший на вооружении советской дальней бомбардировочной авиации самолет Ту-4 — фактическая копия американского В-29 — стремительно устаревал, и ему как можно скорее требовалась замена с более высокой скоростью и хорошей маневренностью. Именно такие характеристики — дальностью около 6000 км, максимальная скорость до 900 км/ч, потолок до 15000 м, нормальная бомбовая нагрузка до 3 т — и фигурировали в официальном заказе ВВС, который был доведен до сведения авиастроителей осенью 1949 года. Вскоре вышло и постановление правительства, поручавшее работу по созданию такого бомбардировщика… ОКБ-240 Сергея Ильюшина!

Объяснялось это решение просто: после того, как был создан и принят на вооружение фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28, это КБ пользовалось заслуженной любовью у военных и в политических верхах, и потому первым получило новую тему. Впрочем, Андрея Туполева и его товарищей по КБ такое решение не смутило (хотя и неприятно напомнило о неудаче, которую они потерпели, когда созданный ими самолет Ту-14 оказался хуже Ил-28). Возможно, причиной тому были начатые в туполевском бюро еще в конце войны работы по теме скоростных самолетов, оснащенных стреловидным крылом. В начале 1948 года эти работы перешли в практическую плоскость, и потому к моменту, когда их конкурентам из ОКБ-240 досталось задание на турбореактивный дальний бомбардировщик, туполевцы имели в своем распоряжении если не готовый самолет, то все, чтобы быстро его построить — пусть и в инициативном порядке. Ведь при этом они рисковали куда меньшими неприятностями, чем если бы занимались созданием его по заданию свыше, а в случае успеха появлялся шанс вернуть бюро реноме, потерянное при постройке Ту-14.

Именно так все и получилось. В марте 1952 года, когда созданный Сергеем Ильюшиным и его ОКБ по тому самому заданию дальний бомбардировщик Ил-46 вышел на летные испытания, Андрей Туполев уже подготовил к ним свой вариант похожего самолета — машину, имевшую индекс «88» (под нее даже удалось «выбить» летом 1950 года правительственное задание на разработку). И хотя Ил-46 с прямым крылом показал именно те характеристики, которые задавали военные, оказалось, что имеющий стреловидное крыло «88» летает быстрее, а все прочие характеристики у него ничуть не хуже. И в итоге именно туполевский самолет решено было сделать главным претендентом на место первого русского серийного реактивного дальнего бомбардировщика-носителя ядерного оружия.

Первый из двух опытных экземпляров будущей легенды — самолет «88-1» — построили к концу 1951 года и 25 января 1952-го перевезли в Жуковский для подготовки к летным испытаниям. Формально они начались 25 февраля, но прошло еще два месяца, прежде чем все необходимое для первого полета оборудование получили с заводов, смонтировали на предназначенных для него местах и заставили работать так, как нужно. Наконец, 27 апреля 1952 года самолет «88-1» в первый раз оторвался от взлетной полосы и совершил свой первый полет. За штурвалом будущей легенды сидел летчик-испытатель Николай Рыбко, меньше года назад пришедший на работу в ОКБ Туполева из Летно-исследовательского института (где он, кстати, первым поднял в небо Ту-4).

Этот первый полет продолжался всего 12 минут — но именно он дал Ту-16 путевку в долгую летную жизнь. После испытаний машины «88-1» стало понятно, что к госиспытаниям ее нужно существенно облегчить — так появился опытный самолет «88-2», который внешне уже практически не отличался от серийных Ту-16. Которые, кстати, начали строить еще до того, как самолет официально прошел государственные испытания и был принят на вооружение: соответствующее постановление правительство приняло 10 июля 1952 года, то есть меньше чем через три месяца после первого полета! А первый серийный бомбардировщик №3200101 покинул сборочный цех завода №22 в Казани 29 октября 1953 года. И за следующие десять лет, пока не было принято решение о прекращении выпуска этих бомбардировщиков, Казанский авиазавод и присоединившиеся к нему позднее завод №1 в Куйбышеве и завод №64 в Воронеже выпустили в общей сложности 1509 самолетов Ту-16. Из них больше всего «шестнадцатых» — 800 единиц — собрал казанский завод, куйбышевский — 543 единицы, а воронежский — всего 166.

Но прошло еще тридцать лет, прежде чем Ту-16 сняли с вооружения, на которое он был принят 28 мая 1954 года. За это время легендарный самолет успел сменить множество воинских специальностей. Прежде всего он был носителем ядерного оружия (самая массовая модификация, более 450 самолетов), во вторую очередь — бомбардировщиком-ракетоносцем, который вооружался практически всеми вариантами ранних советских крылатых ракет воздушного базирования. Кроме того, Ту-16 существовал в таких модификациях: тактический самолет-заправщик (в них переоборудовали немалую часть бывших бомбардировщиков этой модели), самолет радиоэлектронной борьбы, самолет химической разведки, противолодочный самолет, разведывательный самолет, морской поисково-спасательный самолет и торпедоносец. А были и такие экзотические варианты, как летающая лаборатория и метеорологический самолет, и еще вспомогательный самолет, на котором проходили обучение экипажи «Аэрофлота», летавшие потом на Ту-104. Но все-таки всю свою мировую славу Ту-16, впервые показавшийся широкой публике во время парада 1 мая 1954 года и сразу произведший фурор на Западе, заслужил именно как стратегический бомбардировщик и бомбардировщик-ракетоносец — и именно в этом качестве вошел в историю как один из самых узнаваемых символов холодной войны.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWbMQ
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/fare/bezvoditelya/, подробное описание.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/, смотреть тут.
Объявление: https://youdo.com/lawyer/landlaw/salepurchase/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer