Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет опять откладывается


10 июня 2016 года Сергей Сафронов, Независимая газета


С 24 по 26 мая 2016 года в женевском выставочном комплексе Palexpo проходил 16-й ежегодный Европейский салон деловой авиации European Business Aviation Convention and Exhibition (EBACE-2016). По своим масштабам он считается вторым в мире после выставки деловой авиации, ежегодно проводимой в разных городах США (в этом году она пройдет с 1 по 3 ноября в Орландо (Флорида)).

Как и в предыдущие годы, женевский салон был организован совместно Европейской ассоциацией деловой авиации (ЕВАА) и Национальной ассоциацией деловой авиации США (NBAA) при поддержке многочисленных спонсоров, в том числе Bombardier, Dassault, EuroJet, Honeywell, TextronAviation.

В целом организаторы салона должны быть довольны его результатами. Выставочная площадь в закрытых павильонах превысила 57 тыс. кв. м. На открытой площадке размером 34 тыс. кв. м, предоставленной женевским аэропортом, демонстрировались 60 единиц авиатехники – рекордное число за все 16 лет существования салона.

В выставке приняли участие 500 фирм, представляющих все возможные секторы деловой авиации. Возросло число экспонентов из внеевропейских стран, что подтвердило глобальный характер ЕВАСЕ.

Затянувшийся кризис

Эти вполне удовлетворительные результаты были достигнуты, несмотря на тяжелое положение, из которого мировая деловая авиация не может выйти уже восемь лет. После рекордных показателей 2008 года в отрасли наступил беспрецедентный по продолжительности и глубине кризис, характеризующийся сокращением числа полетов и пассажиров, падением производства и поставок самолетов, прекращением деятельности многих мелких и средних предприятий вследствие банкротств, переполненностью вторичного рынка.

Несомненно, первоначально главной причиной кризиса деловой авиации явился мировой экономический кризис 2008 года. Вместе с тем положение в отрасли усугубилось действием еще целого ряда неблагоприятных факторов. Так, режим экономии, ставший одним из главных инструментов экономической политики на уровне государств и корпораций, особенно больно ударил по деловой авиации.

Ужесточение экологических требований в отношении шумов и эмиссии углекислого газа также наложило серьезные ограничения на развитие деловой авиации, которая в расчете на одного пассажира наносит окружающей среде больший ущерб, чем любые другие виды транспорта.

Неблагоприятно влияют на развитие отрасли и новые меры безопасности, террористические угрозы, распространение видеоконференций, успехи сверхскоростных железнодорожных линий, практика приобретения авиатехники на паевых началах (sharing), усиление в гражданском обществе настроений против излишней роскоши, олицетворением которой наряду с мегаяхтами являются личные самолеты.

Наконец, нельзя не отметить, что за последние два-три года особенно серьезные экономические трудности возникли именно в тех странах, в которых имелись большие возможности для развития деловой авиации (например, Россия, Украина, Бразилия, Аргентина, Нигерия).

Неудивительно, что в выступлениях экспертов преобладали пессимистичные нотки, а один оратор назвал нынешнее положение в деловой авиации Великой депрессией, требующей срочного принятия комплекса согласованных мер. Среди таких мер получили поддержку активизация лоббирования интересов деловой авиации в Брюсселе и усиление рекламно-выставочной деятельности, в том числе в целях улучшения имиджа отрасли в общественном мнении. Не вызвал возражений и тезис о необходимости дальнейшей консолидации деловой авиации путем сокращения чрезмерного числа фирм-посредников, не создающих добавленной стоимости, а только снижающих конкурентоспособность отрасли.

Прогресс не остановить

Одним из важнейших средств выхода из кризиса авиастроительные фирмы считают активизацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) над новыми бизнес-джетами с улучшенными технико-экономическими данными, повышенным комфортом для пассажиров и более полным соответствием экологическим требованиям. Практически все производители деловых самолетов демонстрировали на ЕВАСЕ-2016 свои новые или модернизированные модели, находящиеся в стадиях производства, испытаний или проектирования.

Оставляя особенности многочисленных экспонатов специализированной прессе, отметим три стенда, вызывавшие повышенный интерес посетителей.

На своего рода конкурсе красоты самолетов первый приз получил бы легкий бизнес-джет нового поколения Hondajet 420, выпускаемый фирмой Honda Aircraft – американским филиалом японского автомобильного концерна Honda. Запатентованное расположение реактивных двигателей над крылом не только существенно уменьшает шумы, вибрацию и расход топлива, но и придает самолету особое изящество. Hondajet рассчитан на одного пилота и на четыре–шесть пассажиров. Его максимальная скорость – 780 км в час, дальность полета – 2260 км.

Впервые этот самолет был показан в Женеве в 2010 году. Тогда было объявлено о начале его поставок покупателям в 2012 году по цене 3,9 млн долл. Однако из-за затянувшегося процесса испытаний и сертификации первые самолеты были поставлены покупателям в США и Германии лишь в начале этого года, то есть с задержкой на четыре года, за которые цена выросла до 4,85 млн долл.

Отключиться от текущих проблем, заглянув в будущее, можно было на стенде американской фирмы Aerion Corporation – мирового лидера в разработках по созданию первого сверхзвукового трансконтинентального бизнес-джета.

Образованная в 2002 году, эта фирма первоначально разрабатывала модель с двумя реактивными двигателями AS-1 (Aerion Suptrsonic-1). Однако в дальнейшем она перешла к разработке модели AS-2 с тремя двигателями, макет которой был впервые показан в Женеве в 2014 году. В том же году Aerion заключила соглашение с концерном Airbus, предоставив ему эксклюзивное право на использование патентов на оригинальную форму крыла и особые ламинарные покрытия, снижающие сопротивление воздуха при высоких скоростях.

Ожидается, что эксплуатация AS-2 начнется в 2023 году, ровно через 20 лет после прекращения рейсовых сверхзвуковых полетов через Атлантику французского «Конкорда». Дальность полета AS-2 будет достигать 8800 км. Наряду со сверхзвуковой скоростью в 1,5 М для полетов над океанами предусмотрена субзвуковая скорость в 0,95 М для полетов над территориями, где запрещено преодоление звукового барьера. Экономия времени при перелете через Атлантику должна составить около трех часов, а при перелете через Тихий океан – до шести часов.

По сравнению с заявлениями представителей Aerion в 2014 году дальность полета увеличилась на 800 км и скорость – на 0,1 М. Но начало эксплуатации отодвинуто на два года, а цена самолета возросла со 100 до 120 млн долл.

Аэробус и часы

Как известно, тесные связи часовой и авиационной промышленности имеют давнюю историю. Первые наручные часы (постепенно вытеснившие карманные) были изготовлены более 100 лет назад именно для удобства пилотов. Требования авиации к особой точности и надежности в любых условиях явились одним из стимулов прогресса часовой отрасли, а «авиаторские» часы различных брендов завоевали популярность в среде любителей-коллекционеров.

Поэтому выставленные на стенде Airbus Corporate Jets (ACJ) солидные швейцарские часы вызвали скорее интерес, чем удивление посетителей. Как сказали на пресс-конференции, совсем недавно ACJ заключила соглашение о сотрудничестве с Richard Mille (RM) – новаторской фирмой – производителем ультрасовременных часов люксовой категории, пользующихся успехом на ежегодных женевских салонах высокого часового искусства (SIHH). Первым результатом этого сотрудничества явился хронограф RM-50-02 AC Tourbillon в корпусе из титано-алюминиевого сплава, выполненный часовщиками Richard Mille и дизайнерами Airbus.

Но главный экспонат от Airbus находился на площадке для статического показа. Это был широкофюзеляжный корпоративный джет экстра-класса ACJ 350 с дальностью полета 20 тыс. км и объемом салона в 370 куб. м, рассчитанный прежде всего на правительственные делегации и руководство крупнейших компаний. Самолет разработан на базе известного пассажирского лайнера А 350, причем конструкторам удалось добиться уменьшения шумов, продлить интервалы между обязательными сервисными обслуживаниями, уменьшить расход топлива и применить оригинальную систему easyfit, облегчающую переоборудование салона. По ряду причин поставки ACJ 350 покупателям начнутся лишь в 2019 году.

Активные россияне

Уже на протяжении нескольких лет в работе Салона деловой авиации в Женеве российские фирмы участвуют массово и активно. Конечно, тем, кто хотел бы увидеть в Женеве бизнес-джеты российского производства, придется еще подождать. Однако присутствие «наших» свидетельствует об их хорошей работе на крайне конкурентных рынках.

В этом году можно отметить совместный стенд Rusaero/Vnukovo-3/VIPPORT, выделявшийся размерами выставочной площади, современным оформлением, обилием рекламных материалов, оптимальным числом персонала, деловым гостеприимством. При этом Rusaero успешно рекламировало свою самую широкую сеть представительств в аэропортах России – от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Мурманска до Улан-Удэ, а также во всех странах ближнего зарубежья.

Vnukovo-3 как организатор ежегодного международного смотра деловой авиации JetExpo, проходящего на базе Внуковского центра бизнес-авиации, уделяло большое внимание рекламе этого мероприятия, которое состоится 8–10 сентября 2016 года, тогда как VIPPORT демонстрировал успехи по расширению деятельности в качестве эксклюзивного оператора по оказанию всевозможных услуг для рейсов деловой авиации в аэропорту Внуково-3.

Большой интерес посетители проявляли к деятельности нашей фирмы JetPortSouth, являющейся с июля 2010 года ведущим оператором по организации наземного обслуживания рейсов деловой авиации в четырех аэропортах Краснодарского края – Сочи, Краснодар, Анапа и Геленджик. Росту международного авторитета этой фирмы способствовала ее успешная деятельность во время подготовки и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года.

На стенде Центра деловой авиации аэропорта Домодедово впечатляла информация о его инфраструктуре, включающей собственную площадку для стоянки до 20 единиц авиатехники, два отапливаемых ангара, помещение для инструктажа экипажей. Уникальной для Москвы является возможность оформить в одном VIP-терминале стыковки полетов на частных самолетах, рейсовых линиях или вертолетах.

Очередной Международный салон деловой авиации состоится в Женеве 22–24 мая 2017 года, после чего нашим фирмам предстоит серьезнейшее испытание в связи с предстоящим в нашей стране первенством мира по футболу.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer