Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Где сядешь, там и слезешь: будущее авиахулиганов в России


16 июня 2016 года Ольга Рыбакова, Московский комсомолец


Отечественные авиаперевозчики бьют тревогу: в последнее время случаи дебошей во время полета беспрецедентно участились, ставя под угрозу безопасность пассажиров и экипажа. Мало кто задумывается, насколько опасны такие эксцессы в салонах самолетов. Между тем существующих законодательных норм явно недостаточно для привлечения воздушных дебоширов к ответственности.

За примерами далеко ходить не надо. 15 июня москвич 1979 года рождения перебрал спиртных напитков на борту лайнера Москва – Тунис, вылетевшего из аэропорта Шереметьево. Мужчина вел себя крайне разнузданно, оскорблял членов экипажа, в результате чего его пришлось снимать с рейса.

Несколькими днями ранее, 10 июня, пьяные выходки пассажира стали причиной экстренной посадки в аэропорту Екатеринбурга самолета А330 авиакомпании «Аэрофлот», следовавшего в Москву из Южно-Сахалинска. Пассажир конфликтовал с окружающими и ударил бортпроводника, в итоге капитан принял решение срочно сажать воздушное судно. В Соединенных Штатах уже за одно это его могли бы посадить на 20 лет в тюрьму, а во Франции – оштрафовали бы сразу на 150 000 евро! У нас же представлявшего явную угрозу нарушителя привлекли лишь к административной ответственности. Позже дебошир заявлял, что всего лишь немного выпил в бизнес-классе и ничего не помнит. 31 мая «Аэрофлот» вынужден был задержать в Шереметьево свой самолет в Стамбул по причине неадекватных действий нетрезвого пассажира. И вновь - административная ответственность, то есть небольшой штраф.

Таким образом, только за последнее десятилетие было зарегистрировано порядка трех тысяч пассажиров, нарушивших правила поведения на борту воздушного судна. Причем около пятидесяти из них вели себя крайне грубо: угрожали и нападали без разбора не только на других пассажиров, но и на членов экипажа. Восемь раз за девять лет капитанам лайнеров приходилось запрашивать вынужденную посадку из-за чрезмерно агрессивного поведения дебоширов. Более чем пяти тысячам пассажиров отказали в перевозке вследствие нарушения ими правил поведения еще до взлета. И такие удручающие происшествия случаются в последнее время все чаще.

Весомой причиной столь плачевной статистики служит по-матерински мягкое отечественное законодательство (в 97% случаев нарушений и вовсе выносится лишь устное предупреждение) и отсутствие «черных списков», принятых в других странах.

«На рейсах зарубежных перевозчиков тоже дебоширят, но реже, потому что наказание там гораздо строже. Американское законодательство, например, весьма сурово: штраф от $10 тыс. налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тыс. Согласитесь, после таких санкций человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить», – комментирует ситуацию генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Несмотря на то, что «Аэрофлот» уже давно разработал и принял свою «Политику авиакомпании по противодействию правонарушениям на борту воздушного судна», общие подвижки все еще мало заметны: отсутствие самоконтроля у отдельных пассажиров и незначительные штрафные санкции, действующие на территории Российской Федерации, увы, тормозят процесс.

«Возникшая на борту свалка способна сбить самолет с курса, привести к повреждению кресел, а если пострадают иллюминаторы, то это грозит уже разгерметизацией салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это далеко не мелкое хулиганство, это реальная угроза безопасности полета», — подчеркивает Виталий Савельев.

Но в России, к сожалению, до сих пор руководствуются благодушным «понять и простить» относительно воздушных буянов и меры к ним применяются довольно щадящие. Например, согласно пункту 6 статьи 11.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна», дебоширам грозит штраф до пяти тысяч рублей или полумифический административный арест до пятнадцати суток.

Что касается «черных списков», то у нас такое не принято, и тот же «Аэрофлот» может вести лишь условный реестр хулиганов на своих рейсах, не имея законодательного права отказать им впредь в перелете. В то время как во многих странах скандалисты на борту имеют все шансы попасть в «черный список» на 5 лет или даже навсегда (в случае агрессивного поведения на рейсах British Airways пассажиру присваивается пожизненный статус «no fly» — лицо, не подлежащее перевозке. Больше он никогда не сможет воспользоваться услугами этой авиакомпании). А серьезные правонарушения и вмешательство в работу членов экипажа караются тюремными сроками.

Давно назрела необходимость привести законодательство России по этой проблеме в соответствие с нормами международного права, обеспечив наказание безобразничающим в небе гражданам соразмерно степени опасности их правонарушения. Но пока что отечественные законы вообще не считают правонарушением такие выходки, как создание помех, препятствующих работе оборудования авиалайнера в штатном режиме, создание паники среди пассажиров и провокационные устрашающие заявления, отказ прекратить действия, несущие угрозу безопасности полета или препятствующие выполнению членами экипажа своих служебных обязанностей

В этой связи было бы правильным на время полета приравнять членов экипажа и сотрудников авиабезопасности к лицам, находящихся при исполнении служебных обязанностей, и наказывать применение насилия в их отношении по всей строгости соответствующих статей Уголовного кодекса. Не лишним было бы и существенно увеличить штрафы для воздушных хулиганов. Сейчас в Кодексе (КоАП) фигурируют смехотворные суммы от 500 до 5000 рублей — и это за создание смертельной опасности для всех находящихся на борту своим неуравновешенным поведением. В России почему-то всегда относились чересчур сочувственно к «принявшим на грудь» соотечественникам. К примеру, за появление в общественных местах и транспорте общего пользования в состоянии опьянения в худшем случае взимается символический штраф от 500 до 1500 рублей.

С целью повысить эффективность работы с недисциплинированными пассажирами компания «Аэрофлот» безуспешно пытается донести необходимость законодательно разрешить применение членами экипажа в полете средств сдерживания особо буйных пассажиров. Для справки: в большинстве зарубежных авиакомпаний специальные ремни, а также пластиковые или металлические наручники входят в обязательные предметы полетного кейса воздушного судна наравне с аптечкой и кислородными масками. Иногда безопаснее хотя бы на время утихомирить разбушевавшегося бузотера, чем подвергать риску здоровье и жизнь членов экипажа, от которых зависит безопасность полета.

Немаловажно и скорейшее введение в российские законы разрешения на официальный учет нарушителей правил поведения (так называемые «черные списки»), в том числе с правом отказа в перевозке особо злостных дебоширов, наносящих материальный ущерб на борту воздушного судна, физически нападающих на членов экипажа и провоцирующих незапланированную посадку.

Инициативы «Аэрофлота» по противодействию нарушениям и преступлениям на самолетах гражданской авиации, с одной стороны, одобряются депутатами Государственной Думы, а с другой — годами лежат без движения и не получают дальнейшего серьезного развития, способного изменить общую картину с «неадекватами» в небе. В результате «Аэрофлот», недавно получивший четыре звезды Skytrax — международного сертификата отменного качества обслуживания пассажиров, вслед за ведущими мировыми авиакомпаниями Lufthansa, British Airways, Air France-KLM, Emirates, — пока уступает западным компаниям, в силу невозможности обеспечения должного порядка на борту на законодательном уровне.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer