Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Состоится ли сделка века


2 июня 2016 года Олег Фаличев, Военно-промышленный курьер


Стало известно о том, что визит Путина в КНР состоится в конце июня 2016 года. Точной даты по понятным причинам не называется, но дело не в дате, а в пакете документов, который предполагается подписать. Как считают эксперты, он придаст мощный импульс российско-китайскому многогранному стратегическому партнерству, прежде всего в энергетике. Однако не на последнем месте стоит развитие потенциала военно-технического сотрудничества.

Как известно, Китай стал одной из первых стран, куда были поставлены ЗРС С-300 «Фаворит» чьим продолжением является С-400. Это - семейство зенитных ракетных комплексов, способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта — до превышающих потолок высоты; на дальностях: от нескольких километров — до 75-400 км, в зависимости от типа применяемых ракет-перехватчиков. Обе системы предназначены для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника, способны успешно противостоять баллистическим и аэродинамическим целям.

В общей сложности, по подсчетам sinodefence.com, Китай получил 40 дивизионов С-300 с 160 ПУ (32 С-300ПМУ, 64 С-300ПМУ1 и 64 С-300ПМУ2) и более 1000 ЗУР, которые сведены в НОАК в 10 батальонов ПВО. По своей численности китайская группировка С-300ПМУ российского производства превзошла даже аналогичную японскую с американскими наземными комплексами «Пэтриот». Однако, учитывая обширную территорию Китая, 40 дивизионов С-300ПМУ могут взять под контроль только некоторые главные административные центры и ключевые промышленные районы страны (Пекин, Далянь, Шанхай и район Тайванского пролива). В результате значительная часть территории страны прикрывается устаревшими ЗРК HQ-2 (С-75 50-х годов).

Именно поэтому поднебесная уговаривала Россию наладить совместное производство С-300ПМУ на территории Китая, но в свое время получила отказ. Несговорчивость Москвы никак не помешала Пекину создать собственный клон С-300 - HQ-9.
 И вот теперь – интрига вокруг системы С-400, которая является продолжением развития С-300, но по целому ряду ТТХ превосходит ее. Почему же Китай (как и другие страны) так стремится заполучить именно ЗРС С-400, и почему Россия так долго противилась этому?

Дело в том, что С-400 является на сегодняшний день самой продвинутой и самой технически совершенной зенитной ракетной системой, когда-либо создававшейся в мире. Она способна бороться практически со всеми типами целей от самолетов и крылатых ракет до баллистических, в самом широком диапазоне высот. Заполучив ее, Китай становится, практически, неуязвим с воздуха для своих потенциальных противников (США и Японии), сможет вести более независимую экономическую и военную политику.

Что касается России, то в прежние годы она не могла не считаться с позицией США, что несколько лет назад сорвало аналогичную сделку с Ираном, находящимся под санкциями.

Но главное в том, что такими системами необходимо было оснастить, прежде всего, собственные войска, на чем настаивал министр обороны С. Шойгу. В связи с этим гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин в 2015 году подчеркнул: сегодня многие страны хотели бы купить С-400, однако российская промышленность в лице Концерна «Алмаз-Антей» в первую очередь работает с заказом Минобороны России, комплексы активно поступают на вооружение Российской армии. Потому даже с учетом расширения имеющихся производственных мощностей передавать С-400 «Триумф» сразу нескольким государствам сложно.

Конечно, остаются опасения и по поводу того, что китайцы смогут клонировать ЗРС С-400, со временем наладить производство у себя. Но, судя по всему, они напрасны. Не смотря на талант китайцев к воспроизводству всего и вся (от автомобилей до ракет), клонировать С-400, как мне сказали в ПАО «НПО «Алмаз», им не удастся. Во-первых, копирование один к одному запрещают международные правила. Во-вторых, можно скопировать железо, другие детали, но разобраться и воспроизвести микросхемы, чипы, другую электронику нельзя. Не потому, что у китайцев не хватит таланта, а потому, что это потребует разработки соответствующих алгоритмов и математических расчетов, на что уйдут многие годы, не говоря уже о соответствующих НИРах, ОКРах для испытаний. То есть результат может быть получен только экспериментальным путем.

Это же потребуется и для воссоздания, скажем, состава порохов твердотопливных двигателей ракет-перехватчиков. Другими словами нужны новые технологии, а то и отрасли промышленности, причем без какой-либо гарантии на успех.

Поэтому самый эффективный путь – прямые закупки такого оружия. По некоторым данным, власти КНР еще в сентябре 2014 года заключили с РФ контракт на приобретение 4-х дивизионов зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф». Заключение данного контракта должно подчеркнуть стратегический уровень отношений России и Китая. И думается Россия пойдет на это, поскольку Китай никогда не присоединялся к западным санкциям, и никогда не высказывался против присоединения Крыма к РФ. Что для нас сегодня немаловажно.

Какой может быть сумма сделки, которую КНР заплатит за поставку 4-х дивизионов С-400, если она будет одобрена главами двух государств. Она не разглашается. Но можно предположить, что речь идет как минимум о двух миллиардах долларов. По подсчетам американского портала Strategy Page, один дивизион «Триумфов» на внешнем рынке обойдется покупателям в 500 миллионов долларов. Это при условии, что в каждый комплект поставки входит 8 пусковых установок, командный пункт, РЛС и транспортно-заряжающие установки. Контракт на партию из шести дивизионов может обойтись в сумму около трех миллиардов долларов.

Если соглашение будет достигнуто, первые поставки зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» в Китай начнутся не раньше, чем через год-полтора, что связано с графиками производства и поставкой необходимой партии.

В заключении напомним: С-400 «Триумф» — многоканальная дальнобойная зенитная ракетная система, оснащенная несколькими типами ракет различной дальности. Разработана в 2000-е годы в НПО «Алмаз» (ныне ПАО «НПО «Алмаз» концерна ВКО «Алмаз-Антей»). Принята на вооружение в 2007 году. Способна поражать все имеющиеся средства воздушного нападения с максимальными скоростями до 4800 метров в секунду.

Правда в свое время возникли трудности в разработке и испытаниях ракеты дальнего радиуса действия для С-400, которыми занималось МКБ «Факел». До сих пор точно неизвестно насколько они были успешно преодолены.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer