Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Убийца подлодок": Каким будет возрожденный Ми-14


29 июня 2016 года Дмитрий Сергеев, Телеканал "Звзезда"


О том, что на Казанском вертолетном заводе готовы возобновить выпуск вертолета Ми-14, который производился здесь в 1970–1980-е годы, сообщалось еще прошлым летом. В частности, на проходившем в июле 2015 года в Санкт-Петербурге международном военно-морском салоне холдинг «Вертолеты России» представил проект возобновления выпуска вертолета-амфибии. И вот появилась очередная информация, свидетельствующая о предстоящей реновации этой уникальной машины.

Генеральный директор научно-производственного концерна «Технологии машиностроения» Сергей Русаков сообщил о ведущихся работах по приспособлению авиационной противолодочной бомбы «Загон-2» для применения с вертолетов типа Ми-14. То есть легендарная машина имеет все шансы на то, чтобы вновь вернуться в строй.
 
Водная ВПП
 
По словам Сергея Русакова, корректируемая противолодочная авиационная бомба «Загон-2» разработана входящим в состав концерна Научно-исследовательским инженерным институтом. Боеприпас предназначен для применения с вертолетов типа Ка-27 и уже освоен в серийном производстве. Однако не исключено использование бомбы для оснащения и других вертолетов, в том числе как раз Ми-14, подчеркнул руководитель «Техмаша».
 
Разработанный в прославленном ОКБ Михаила Леонтьевича Миля этот вертолет хоть и не стал массовым (всего было выпущено чуть более 270 машин. Для сравнения: милевских вертолетов знаменитой восьмой модели было изготовлено свыше 12 тысяч экземпляров), но сразу же нашел свою нишу.
 
Заказчиком 14-й модели стал Военно-морской флот, который нуждался в противолодочном вертолете, способном действовать в водном пространстве в куда более широком смысле, чем модели семейства «Камова», имевшие ограниченные возможности приводнения. Кроме того, Ка-25 отличался неважными показателями по грузоподъемности, а это был ключевой момент в плане приема на борт противолодочного оборудования и средств поражения субмарин.
 
Для действий с водных «взлетно-посадочных полос» корпус нового вертолета, основой которого стала конструкция Ми-8, изменили. А именно нижней части фюзеляжа придали лодочную форму плюс были установлены дополнительные поплавки-баллонеты. В эти поплавки убиралось и складывающееся четырехстоечное колесное шасси, а все днище было сделано герметичным.
 
Ми-14 мог не просто садиться и взлетать с воды – он при необходимости мог плыть по воде, как по обычной рулежной дорожке. Производство Ми-14 велось на Московском и Казанском вертолетных заводах. После серии детальных испытаний, в том числе морских, машина была принята на вооружение.
 
Винтокрылый корабль
 
По отзывам вертолетчиков, Ми-14 получился действительно удачным образцом винтокрылой техники, приспособленной для работы в море. Машина могла совершать перелеты на дальности до 1200 километров, находиться в небе до пяти с половиной часов, легко совершать посадки на воду, производить взлеты, а при необходимости идти по воде, как корабль.
 
Спектр задач Ми-14 оказался максимально широк: от выполнения поиска подводных лодок (для этого вертолет снабжался поисковой радиолокационной и гидроакустической станциями, поисковым магнитометром и аппаратурой передачи данных) до спасательных работ. Существовали модификации вертолета-тральщика, пожарного вертолета. А по заказу Азербайджана был даже выпущен гражданский вариант Ми-14, предназначенный для перевозки 20 пассажиров в комфортабельной кабине. Машина предназначалась для обслуживания нефтяных вышек на Каспийском шельфе.
 
Довольно удачной получилась и поисково-спасательная версия Ми-14. В комплект оборудования вертолета вошли спасательная лебедка, способная поднять на тросе с сеткой одновременно троих человек, прожекторы, а также десять спасательных плотов, спускаемых на тросах.
 
Причем имелась возможность буксирования этих плавсредств с воздуха на небольшой скорости. Еще одной задачей вертолета в поисково-спасательном и транспортно-эвакуационном вариантах был поиск экипажей спускаемых аппаратов космических кораблей, а также транспортировки этих аппаратов, совершивших приводнение, на внешней подвеске Ми-14.

Заслуженный военный летчик России полковник запаса Павел Васильев вспоминал, как в 1975 году в отдельном противолодочном вертолетном полку, где он тогда проходил службу, началось освоение Ми-14ПЛ, пришедших на смену Ми-4М.
 
«Личный состав с большим энтузиазмом переучивался на новую технику, – отмечал офицер. – Мы гордились тем, что нашему полку первому доверили освоение современнейших по тем временам вертолетов. Как летчика меня удивила в Ми-14 его большая дальность и продолжительность полета. Баки, расположенные в лодке, вмещали 2900 килограммов топлива плюс дополнительная бочка в грузоотсеке.
 
Все это позволяло находиться в воздухе 5,5 часа, совершать перелеты на расстояние до 1200 километров или вести гидроакустический поиск подлодки с несколькими зависаниями в течение двух часов на удалении 200 километров от аэродрома. Это в полтора, а то и в два раза превосходило возможности других вертолетов ПЛО! Отмечу и то, что в воздухе "четырнадцатый" вел себя очень устойчиво».
 
Торпедой с воздуха
 
Ми-14 применялись в военном флоте и в гражданском секторе в 11 государствах мира. И сегодня эти вертолеты состоят на вооружении авиации ВМС Польши. Как сообщают в холдинге «Вертолеты России», при наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков здесь готовы модернизировать вертолет-амфибию с применением современных разработок и возобновить его производство. «Этот вертолет может значительно расширить возможности спасательных и экстренных служб, найти применение в ВМФ», – отмечается в сообщении холдинга.
 
Для военного флота особо востребована противолодочная специфика Ми-14. Перечисление одного только оборудования, предназначенного для поиска подводных объектов противника, впечатляет. Это и прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», и аппаратура передачи данных «Снегирь», и радиолокационная станция «Инициатива-2М», и теплопеленгатор «Сура», и опускаемый магнитометр «Орша». Вертолет мог нести и свыше трех десятков сбрасываемых гидроакустических буев «Поплавок» или «Координата». За неподвижное висение вертолета над точкой поиска отвечала система автоматического управления.
 
Что же касается поражения вскрытой в море субмарины, то оно обеспечивалось торпедами типа «Стриж», «Орлан» или «Колибри», а также 50-килограммовыми противолодочными бомбами (Ми-14 в ударном варианте мог нести их до 12 штук) либо восемью 250-килограммовыми бомбами ПЛАБ-250-120. Имеется информация и о том, что Ми-14 мог нести ядерную глубинную бомбу «Скальп» мощностью в одну килотонну. Такое «изделие» могло одним подрывом уничтожить любую субмарину противника, в том числе облаченную в прочный титановый корпус.

Горизонты Ми-14
 
По мнению экспертов в области вертолетной техники, возрожденный Ми-14 будет крайне востребован не только в армии. Этот вертолет может совершать посадки на заболоченных участках местности в районах прокладки газопроводов, обеспечивать безопасность на маршрутах Северного морского пути, выполнять задачи, связанные с пожаротушением.
 
Кстати, в 1994 году в Испании при ликвидации крупных лесных пожаров успешно применялся вертолет Ми-14 «Елиминатор» – машина, созданная на базе российского Ми-14ПС совместно с германской фирмой «Аэротех». Это вертолет был снабжен гидробаком, насосом и шлангом для забора воды из водоемов. Слив воды производился через люк с открывающимися створками.
 
«Что касается мнения о том, что эта техника устарела (в свое время именно эта версия была названа в качестве основной причины для списания Ми-14), то посмотрите на наши космические корабли и ракеты-носители, – обращает внимание авиационный эксперт подполковник ВВС в отставке Юрий Авдеев. – Некоторые виды космической техники разработаны чуть ли не в начале 1960-х, но до сих пор остаются надежным средством для доставки людей и грузов на орбиту.
 
То же самое и с авиационной техникой. Ту-95 создан в середине 50-х годов, но он по сию пору в строю. Если же говорить о возможной модернизации Ми-14, то можно предположить внедрение новой РЛС, установку более мощных двигателей с экранно-выхлопными устройствами, современные средства связи, а также прицельно-навигационный комплекс. Кстати, Ми-8 тоже родом из 60-х, но надежнее и универсальнее винтокрылой машины не найти. А модернизировать можно до бесконечности!».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer