Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Три шага к небу


7 июня 2016 года Екатерина Згировская, Газета.Ru


Летчиков в России будут готовить к пилотированию уникальных сверхманевренных истребителей Су-30СМ в три этапа: сначала на тренажерах, затем на новейших учебных самолетах Як-152, после чего допустят к высокотехнологичным «партам» Як-130, с которых и пересадят на крылатых героев сирийской воздушной операции — Су-30СМ.

Российские авиаторы разрабатывают целый комплекс средств летной подготовки для обучения молодых летчиков. Как рассказали на Иркутском авиационном заводе, создающем сверхманевренные истребители Су-30СМ, продемонстрировавшие свои уникальные способности в Сирии, курсантов летных училищ теперь предлагается готовить к полетам на Су-30 и других перспективных военных самолетах в три этапа.
 
На сегодняшний день ВВС начинает подготовку летчиков-младшекурсников на устаревающих чешских самолетах L-39 «Альбатрос», а уже на старших курсах пересаживает их на учебно-боевые Як-130, о которых подробно писала «Газета.Ru» ранее. Как сообщал главком ВКС Виктор Бондарев, пока курсанты начинают летать со второго курса. Однако в ближайшее время главкомат будет планировать полеты с первого курса — будущие летчики должны иметь больше часов налета.

«Принцип, который сейчас заложила корпорация «Иркут», таков: обучение эксплуатации тяжелого сверхманевренного истребителя Су-30СМ — крайне дорогое удовольствие. Чтобы научиться владеть такой тяжелой машиной, надо овладеть более легкими самолетами — это Як-130. Но Як-130 — тоже реактивная машина, скорость до тысячи километров в час, а
курсантов в 20 лет нельзя сажать на реактивные двигатели.

У самолета с реактивной тягой огромная скорость, и требуется моментальная реакция — в отсутствие опыта это опасно», — рассказал директор Иркутского авиазавода по бережливому производству Сергей Яманов.

Сегодня на иркутском заводе собирают первые легкие машины Як-152 — двухместные низкопланы с винтом на трех шасси и катапультными креслами.
 
«В этом году наша задача — поднять первый летный», — сообщил Яманов.

«Машина Як-152 — это скорость 300–350 км/ч, ребятишек, пацанов на них обучать может ДОСААФ, а ВВС — курсантов, скорость небольшая, аэродинамика великолепная, живучесть хорошая», — отмечает он преимущества новой авиамашины.

Любопытно, что, когда Минобороны открывало тендер на опытно-конструкторскую работу по Як-152, проект тогда условно назвали «Птичка-ВВС». На него тогда выделялось 300 млн руб. из бюджета ведомства и еще 318,7 млн руб. должен был внести «Иркут».

Сегодня на заводе уже отчетливо появляются контуры самолета. Производители говорят, что уже имеют «потенциальный заказ» на 150 машин от Министерства обороны (Минобороны заявляло эту цифру на период до 2020 года), ожидается заказ от ДОСААФ и иностранных заказчиков. В серийное производство Як-152 должен пойти в 2017 году.

«Стратегия корпорации «Иркут» — это комплекс: тренажеры наземные, воздушный тренажер легонький Як-152, следующий этап — Як-130, следующий этап — Су-30СМ.

Такие солидные страны, как Индия, по-хорошему, должны закупать весь этот комплекс. Причем Як-130, он вроде учебный, но это машина, которая может имитировать любые военные истребители, что американские, что европейские, что российские класса Су-30: F-15, F-16, F-22. Машина переключается в необходимый режим полета, аэродинамика позволяет сверхскорости — это достижимо для Як-130», — рассказал представитель завода.
 
Как ранее писала «Газета.Ru», Минобороны заключило с корпорацией «Иркут» в начале 2016 года новый контракт на поставку более 30 Як-130 до 2018 года, в этот же период завод должен передать военным 32 истребителя Су-30СМ.

Стоит отметить, что при общей тенденции к импортозамещению пока тотальная замена зарубежных комплектующих не коснулась техники для летных училищ — например, у легкого вертолета«Ансат-У», на котором учатся молодые вертолетчики, стоит канадский двигатель. Як-152 также оснащен зарубежным винтом.

«Двигатель, к сожалению, немецкий, это винтовой двигатель. А нашего эквивалента пока нет. Мы заинтересованы в том, чтобы уйти от иностранной зависимости напрочь. Здесь вопрос массы, экономичности, балансировки. Сейчас мы нашли оптимальное сочетание массы, габаритов, возможности использования в разных режимах и высотах», — пояснил Яманов.

Еще одним важным отличием Як-152 от Як-130, помимо двигателя, скоростей и управления, является полное отсутствие какого-либо вооружения на новой легкой машине. Як-152 создается просто, чтобы летать.

«На Як-130 можно навешать что хочешь, но не более 3 тонн ракетно-бомбовой нагрузки. На Су-30СМ — это 8 тонн, а на Як-152 разве что пистолет с собой можно взять. Здесь вооружения нет напрочь. Это как «жигуленок-однерка»: где-то помял, ударился — через коленку поправил, кувалдой постучал — полетел дальше. Неприхотливая, экономичная и ремонтогодная машина», — отметил специалист.

Максимальная дальность полета Як-152 — 1,5 тыс км. Он создается для обучения основам пилотирования, простому сложному пилотажу; выполнению «штопора» и выводу из него; основам навигации; технике пилотирования по приборам (под шторкой); посадке с использованием посадочных систем; технике пилотирования в составе группы самолетов днем и за облаками и действиям «в особых случаях».
 
Самолет имеет уникальную систему спасения, а также аэродинамическую компоновку, обеспечивающую контролируемый «штопор». Пилотаж любого уровня возможно практиковать на этом самолете благодаря тому, что его эксплуатационные перегрузки составляют +9/–7. Вертикальные скорости Як-152 выше на 15%, чем у ближайших конкурентов. Кроме того, он способен летать на 7% дальше конкурентов за счет ресурса собственных топливных баков.

Отдельно стоит отметить неприхотливость машины. Самолет можно хранить без ангара, и базироваться он может на грунтовых полосах с прочностью не меньше 5,5 кг/см2.

Как пояснили «Газете.Ru» в ДОСААФ, такой самолет Добровольному обществу содействия армии авиации и флота действительно нужен. «У нас сейчас эксплуатируются Як-52 и Як-18, в том числе и для спорта — наши лучшие спортсмены ставили и ставят рекорды на этих самолетах. Но нам нужна новая машина, чтобы и дальше продолжать показывать такие результаты. Потенциально весь парк устаревающих машин рано или поздно может заменить этот новый легкий самолет», — отметил собеседник.

На Як-152 может появиться и еще один потенциальный заказчик — ведь самолеты L-39, на смену которым должна прийти эта машина, используют в Центре подготовки космонавтов для летной подготовки космических специалистов. Как говорил начальник ЦПК Юрий Лончаков, рассматривается возможность приобретения Як-130 на смену «Альбатросам». Но в нынешних экономических обстоятельствах вопрос могут и отложить. Вероятно, более дешевым вариантом для летной подготовки космонавтов мог бы стать Як-152.

«Пока говорить о том, что ЦПК будет изучать возможность рассмотрения Як-152 в качестве учебно-тренировочного самолета, преждевременно. Воздушное судно еще даже не прошло летных испытаний и не было принято Минобороны, поэтому пока летают на L-39», — пояснили «Газете.Ru» в госкорпорации «Роскосмос».

Как отмечал замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов, контракт на серийную поставку Як-152 будет подписан после завершения ОКР и предъявления ведомству самолета на госиспытания.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYHg1
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/ - подробное описание здесь.
Юду: https://youdo.com/lawyer/civillaw/loans/depressant/, подробное описание.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/samosval/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer