Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический фундамент


26 июля 2016 года Lenta.ru


Строительство космодрома Восточный, как любой масштабный проект, сопровождается скандалами. Срывы сроков, невыплата зарплат рабочим и последняя на сегодня новость — в очередной раз выросшие расходы. Однако параллельно идет процесс — первый запуск ракеты-носителя «Союз 2.1а» в апреле 2016 года доказал работоспособность всех систем космодрома. «Лента.ру» пообщалась с ответственными за самую основу космической стройки.

Скрытая суть

Главная часть космодрома — стартовый комплекс площадью 60,05 гектара. А основа комплекса — стартовое сооружение, технически сложная конструкция, представляющая собой многоэтажное железобетонное здание. Именно отсюда в апреле запустили первую ракету.

«Стартовое сооружение имеет развитую систему подземных коммуникаций и шахт — это целый лабиринт Минотавра, уходящий вглубь на несколько десятков метров», — рассказывает Михаил Амонтов, ведущий инженер отдела МТО и К ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России», который выступает заказчиком строительства космодрома.

Общая высота стартового сооружения 60 метров: 30 метров под землей и 30 метров над землей; толщина стартового полотна — бетонного монолита, с которого стартует космический корабль, составляет 9-10 метров.

Чтобы возвести такую масштабную конструкцию, понадобились соответствующие объемы стройматериалов. «Меня как инженера, отвечающего за поставку цемента, поражали объемы, — говорит Амонтов. — Стройматериалы шли сюда целыми эшелонами. Были заказы и по сто вагонов в месяц, и даже больше. Каждый вагон — 72 тонны. В летний период, когда ведется усиленное бетонирование, на объект доставляется порядка 10 тысяч тонн цемента. Чувствуется колоссальность всего проекта. И, конечно, когда в апреле состоялся успешный запуск ракеты, стали видны плоды нашей работы. Наконец-то мы добились своего».

Цемент на старт

Об уникальности космодрома Восточный российские власти говорили не раз. Вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркивал, что первый российский гражданский космодром стоит намного дешевле, чем аналогичные проекты в других странах. «Мы сейчас потратили на космодром Восточный — я говорю это специально, чтобы не было никаких спекуляций, чтобы их остановить и прекратить, — 84 миллиарда рублей», — отчитался он. На эти деньги за четыре года, по словам Рогозина, «в регионе, где была всего лишь тайга, построены уникальные объекты». Чтобы обеспечить эффективное функционирование всех этих сооружений, нужны были стройматериалы высокого качества.

«Необходимо было добиться максимальной прочности сооружения, — подчеркивает Амонтов. — Во-первых, объект испытывает колоссальные нагрузки. Проектная прочность бетонных конструкций — 500 килограммов на кубический сантиметр. Во-вторых, колебания температур на данной территории огромны: от плюс 35 в летние месяцы до минус 40 зимой, что, конечно, заставляло строителей трудиться в особых условиях. Не говоря уже о том, что требуется выдержать температуру горения топлива». Поэтому все элементы — и арматура, и цемент, и бетон, и кирпич — должны были быть проверенного качества. Именно с этих простых материалов начиналось строительство космодрома, они обеспечили фундамент, на котором вырос огромный высокотехнологичный объект. Поставщиком стройматериалов стало ОАО «Теплоозерский цементный завод» (компания входит в структуру ООО «Востокцемент»).

Главная конструкция стартового сооружения — так называемый стартовый стол, площадка, которая служит опорой для ракеты. По словам экспертов, это самый трудоемкий объект. Стол, что стоит на Восточном, целиком вылит из бетона, изготовленного из теплоозерского цемента. Этот материал обладает рядом качеств, которые в сложных климатических условиях Восточного стали оптимальными: высокая прочность, морозостойкость, умеренное тепловыделение, полная водостойкость к пресной воде и стойкость к коррозии.

Представитель завода Виктор Иванов говорит, что поставлять продукцию для особенных условий компании уже приходилось: «Мы давно работаем на дальневосточном рынке, из наших стройматериалов создавались Нижне-Бурейская ГЭС, мост через реку Амур, мост на остров Русский. Все эти факты, как мне кажется, послужили серьезным основанием для строителей космодрома Восточный выбрать продукцию именно нашего предприятия».

Качественно и в срок

«Полный цикл производства цемента на заводе позволяет контролировать качество продукции на каждом этапе, — рассказывает Иванов. — Цемент проходит всю производственную цепочку: от карьера до упаковки. На заводе имеется своя лаборатория, которая следит за отбором сырьевых материалов, за помолом сырьевой смеси, за обжигом клинкера, за помолом цемента и за отгрузкой».

Еще один критерий, необходимый для поставщика цемента на сложнейший объект, — исполнительность. Представитель «Дальспецстроя» говорит, что за четыре года сотрудничества претензий по срокам к «Востокцементу» не возникало. «Любой вопрос решается в максимально короткие сроки. Цемент доставляется на стройку по железной дороге. Были случаи, когда железная дорога из-за ремонта путей не могла обеспечить прохождение вагонов, и тогда сбытовая структура "Востокцемента" — "ДВ-Цемент" — выручала нас: организовывала доставку стройматериалов автомобильным транспортом».

Поставлять большие объемы продукции для Теплоозерского завода не проблема, комментирует управляющий заводом: логистика в регионе была хорошо организована еще в советское время. «Даже такие моменты, как ремонт железнодорожных путей, не создавали серьезных проблем. В этих случаях мы или организовывали автодоставку стройматериалов грузовым транспортом из Теплого Озера прямиком на космодром, или клиент вывозил продукцию самостоятельно. Дорога в одну сторону составляет около 500 километров».

Будущее с крепким фундаментом

Уже начато строительство второй очереди космодрома Восточный, по плану оно должно завершиться в 2021 году. Параллельно развивается пространство вокруг космодрома — создается кластер научной, производственной, жилой и туристической инфраструктуры. Сейчас усиленно ведется стройка наукограда Циолковский — уже построены и заселены несколько многоэтажек, но самая активная стадия развития инфраструктуры начнется после 31 октября. Поставщик цемента на эту стройку тот же — «Востокцемент».

«Рабочие места, квалификация сотрудников, зарплаты, инвестиции и объемы строительства — по этим параметрам Восточный, наверное, крупнейший объект на Дальнем Востоке, — рассуждает Михаил Амонтов. — Тут не может быть мелочей. Каждый элемент в строительной цепочке должен работать четко и исправно. Могу сказать, что с компанией "Востокцемент" у нас это однозначно получалось и получается».

На следующий год с новейшего и единственного в России космодрома гражданского назначения запланированы сразу два запуска. Глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что в 2017 году на орбиту выведут два спутника серии «Канопус» и аппарат «Метеор», а с 2018 года фактически включится конвейер: по плану с Восточного должно осуществляться шесть-восемь, а в перспективе до десяти пусков в год.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer