Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минфин предложил урезать расходы на космос на 15%


28 июля 2016 года Иван Чеберко , Известия


Минфин проинформировал руководство госкорпорации «Роскосмос» о планируемом снижении финансирования основных программ космической деятельности России в 2017–2019 годах. Усредненный уровень снижения госфинансирования составляет 15%, а наиболее «пострадавшей» программой стала ФЦП «ГЛОНАСС» — финансирование по этому направлению снижается на 30%.

Предельные объемы бюджетных ассигнований по госпрограммам на 2017год  и плановые периоды 2018 и 2019 годов были доведены до «Роскосмоса» (и других распорядителей средств бюджета) письмом первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко от 21 июля. 

В письме приводятся следующие цифры: на реализацию Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы (ФКП-25) в 2017 году выделяется 98,3 млрд рублей, в 2018 году — 95,2 млрд рублей, в 2019-м — 93,1 млрд рублей. 

Актуальная на сегодняшний день версия ФКП-25 предусматривает выделение 104,5 млрд рублей в 2017 году, столько же — в 2018 году (Минфин в прошлом году настоял на заморозке трат на уровне 2016 года, поэтому цифры одинаковые) и 117,6 млрд рублей — в 2019 году.

На реализацию федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» в 2017 году Минфин готов выделить 26,7 млрд рублей, в 2018 году — 29,43 млрд рублей, в 2019-м — 24,8 млрд рублей. В текущей версии ФЦП «ГЛОНАСС» на 2017 год запланировано выделение 38,2 млрд рублей, на 2018 год — 41,8 млрд, на 2019-й — 36,5 млрд рублей.

Столь радикальное снижение финансирования ФЦП «ГЛОНАСС» наверняка повлечет за собой ощутимые последствия. Потому что вынужденное импортозамещение в сфере создания навигационных космических аппаратов очень дорого обходится производителю. В конце прошлого года «Роскосмос» заключил с ИСС имени Решетнева (разработчик и производитель спутников «Глонасс») контракт на изготовление 11 спутников нового поколения: 9 — «Глонасс-К1» и 2 — «Глонасс-К2». Объем контракта — 62 млрд рублей, то есть каждый аппарат стоит 5,6 млрд рублей. Исходя из этих параметров, в 2017 году госбюджет профинансирует создание четырех космических аппаратов «Глонасс-К». При этом из бюджета ФЦП «ГЛОНАСС» должно финансироваться не только строительство аппаратов орбитальной группировки, но также их запуски (включая создание ракет), наземная инфраструктура и текущие затраты на обслуживание всей системы. Очевидно, что с таким бюджетом ФЦП «ГЛОНАСС» к 2020 году не удастся обновить орбитальную группировку, заменив ныне используемые спутники «Глонасс-М» аппаратами следующего поколения «Глонасс-К». Соответственно, ставятся под вопрос и целевые показатели ФЦП «ГЛОНАСС», основной из которых — это точность определения координат. В изначальном варианте программы заявлено, что точность к 2020 году достигнет 0,5 м (сейчас погрешность — 2,8 м), но для этого нужно полностью обновить орбитальный флот, запустив минимум 23 аппарата «Глонасс-К», что и планировалось сделать. Определенная Минфином смета позволит к 2020 году обновить орбитальную группировку не более чем на 50%.

Не более оптимистично выглядит и ситуация с ФЦП «Развитие космодромов на период 2016–2025 годов», которая пока правительством не утверждена. Минфин готов выделить на космодромы в 2017 году 21,7 млрд рублей, в 2018-м — 21,1 млрд, в 2019-м — 20,4 млрд. Речь идет о финансировании трех космодромов — Плесецка, Байконура и Восточного. Постепенное снижение затрат по данной ФЦП указывает на то, что по крайней мере до 2020 года начала масштабного расширения инфраструктуры Восточного ждать не стоит. То есть под вопросом оказывается строительство пускового стола для тяжелой «Ангары» на новом российском дальневосточном космодроме. В то время как прилагающаяся к ФКП-25 программа запусков подразумевает первый старт «Ангары» с Восточного уже в 2021 году.

В Минфине от комментариев отказались. 

В «Роскосмосе» подчеркнули, что секвестр космических статей бюджета отразится на предприятиях отрасли, на которых, возможно, придется тормозить или сворачивать их программы преобразований и финансового оздоровления. В госкорпорации считают, что ситуация окажет негативное воздействие по всей цепочке: если решение о сокращении финансирования ФКП будет принято, то уменьшится количество космических аппаратов, значит, снизится объем производимых ракет-носителей, соответственно, станет меньше загрузка космодромов и т.д. 

— Понятно, что ситуация в экономике непростая, однако сокращение космических программ скажется на реализации всех задач, стоящих перед «Роскосмосом», — сказал официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков. — Однако конкретно говорить о результате процесса формирования бюджета мы будем готовы не ранее второй половины сентября.

Помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина отметила, что решения в части расходов бюджета по направлению «Космическая деятельность» будут приниматься в установленном порядке совместно со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 

— Это многоэтапный процесс согласования и оформления параметров, — отметила Елена Лашкина.

Примечательно, что Минфин и в более благополучные для экономики годы регулярно призывал к секвестру космических программ. Например, в 2013 году финансовое ведомство предлагало урезать бюджет ФЦП «ГЛОНАСС» и других космических программ на 12,7 млрд рублей в 2015 году и на 40 млрд рублей — в 2016-м. Реакция возглавлявшего в тот момент «Роскосмос» Владимира Поповкина на предложения Минфина была резкой — он написал письмо Владимиру Путину, где давались следующие прогнозы: «Уменьшение объемов финансирования на закупки ракетно-космической техники не позволит обеспечить производство и запуск требуемого количества космических аппаратов системы ГЛОНАСС, что приведет к деградации орбитальной группировки... Основной объем финансирования ГЛОНАСС сосредоточен в опытно-конструкторских работах «Глонасс-КК-В» и «Глонасс-КК-Н», в которых разрабатывается космический комплекс нового поколения, обеспечивающий конкурентоспособность ГЛОНАСС на мировом уровне с характеристиками не хуже системы GPS».

Письмо Поповкина в тот раз убедило главу государства оставить космические статьи без изменений. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer