Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Казалось, они могут все": памяти экипажа Ил-76


3 июля 2016 года ТАСС


Авиация МЧС России потеряла один из лучших экипажей самолета Ил-76 - он погиб в Иркутской области, защищая населенные пункты от пожаров.

Экипаж разбившегося Ил-76 состоял из десяти человек. Это командир воздушного судна, заслуженный летчик Российской Федерации Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев, штурман Георгий Петров, бортовой инженер Виктор Кузнецов, бортовой радист Игорь Мурахин, бортовые операторы Сергей Сусов, Сергей Макаров, Марат Хадаев, авиационные техники Вадим Жданов и Андрей Машнинов. 

Экипаж Филина имел колоссальный опыт тушения пожаров в самых сложных условиях - и при практически нулевой видимости, и в труднодоступных районах. В то, что они не вернутся, до сих пор трудно поверить.  

Ночной летчик Филин 

"Я ночной летчик. Почему? Потому что Филин", - шутя говорил командир экипажа Леонид Филин. Военный летчик, участники боевых действий в Афганистане, он пришел в авиацию МЧС в числе первых в 1995 году из Военно-воздушных сил. За это время он принял участие почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в России и за рубежом. До Ил-76 он управлял самолетами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22.  Он любил "Илюшу". "Даже если у него останется один двигатель, мы сядем. А если и его не останется, мы спланируем", - говорил Филин. 

В числе первых он освоил тушение крупномасштабных пожаров на тяжелом самолете Ил-76. Это было еще летом 1996 года, когда в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре была сложная ситуация с лесными пожарами. Именно тогда впервые в истории авиации МЧС России лесные пожары были потушены самолетами Ил-76, оснащенными ВАП-2.

За плечами Филина была еще одна уникальная операция по тушению пожара, в успех которой мало кто верил. Это случилось сразу после Хабаровска, откуда экипажи вылетели в Волгоград, где впервые в мировой практике тушили пожар на пруду-отстойнике ЗАО "Лукойл-Волгограднефтепереработка".  ЧП угрожало населению Волгоградской и Ростовской областей экологической катастрофой. "Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС доказали обратное", - рассказали в МЧС.

За отвагу, проявленную при тушении пожаров в Хабаровском крае и Волгограде, летные экипажи впервые в истории авиации МЧС были отмечены государственными наградами, а командиры экипажей, в том числе Филин, удостоены Орденов мужества.

Более 70 тысяч часов на всех 

Командир экипажа Леонид Филин имел более 11 тысяч часов общего налета, второй пилот Алексей Лебедев - свыше 5,5 тысяч, штурман Георгий Петров - более 7 тысяч часов. Как сообщили в МЧС России, общий  налет экипажа составляет более 71 тысячи часов.

Они пришли в авиацию МЧС России в разные годы и с разным опытом работы, но все они были преданными асами своего дела. Это был один из сильнейших и опытнейших экипажей в чрезвычайной авиации России.

Последний вылет

Ил-76 прибыл в Иркутскую область для усиления  группировки, ведущей борьбу с лесными пожарами. Огонь угрожал населенным пунктам и мог перекинуться на объекты энергетической и транспортной инфраструктуры. "За время работы в Иркутской области только экипаж Филина отстоял от пожаров 30 деревень, сел и поселков, в которых проживают более 50 тысяч человек", - сообщили ТАСС в МЧС России. 

За сухими цифрами статистики стоит напряженная, фактически ювелирная работа всего экипажа. Самолеты Ил-76 тушат пожары порой на предельно низкой высоте, практически наощупь, по приборам, потому что работают, как правило, при сильном задымлении. 

Ил-76 - советский, позднее - российский тяжелый турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно-воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Кроме того, Ил-76 - самые большие противопожарные самолеты в мире. Они оборудованы специальными водовыливными устройствами ВАП-2, которые устанавливаются внутрь самолета. За раз на очаг пожара они сбрасывают 42 тонны воды. За это Ил-76 называют противопожарными танкерами, а еще "водяными бомбардировщиками".  

Полный текст досье

В свой последний полет Ил-76 МЧС России с бортовым номером 76840 вылетел 1 июля в 05:19 мск. Он отправился из Иркутска в Качугский район на тушение пожара под номером 40, который угрожал населенному пункту Карам. Это труднодоступный район вокруг сопок, там все уже было в дыму. Но для экипажа Леонида Филина такие условия были привычными. С высоты 300 метров Ил-76 осуществил сброс воды в очаг пожара, доложил, что возвращается, развернулся... В 06:30 мск связь с ним пропала. 

3 июля обломки лайнера были обнаружены одной из наземных групп спасателей отряда "Центроспас" совместно с сотрудниками "Авиалесохраны" на склоне сопки в нескольких километрах от населенного пункта Рыбный Уян. Лайнер сгорел практически весь, кроме хвостовой части. Все десять человек, находившиеся на борту, погибли. Но экипаж до последнего пытался спасти самолет. 

"Судя по траектории полета и падения, с уверенностью можно сказать, что экипаж выполнял все меры,  чтобы спасти самолет и вывести его на необходимую высоту", - сообщил ТАСС источник в авиационных структурах. По его словам, экипажу оставалось  набрать всего лишь 50-100 метров, чтобы вывести машину в безопасное положение, но самолету не хватило тяги. 

"Вероятно, что в двигатели попал горячий воздух от пожаров, у лайнера пропала тяга, самолет не смог набрать высоту, зацепился за верхушки деревьев и рухнул", - добавил собеседник агентства. 

Горе и боль для всего МЧС

Самолет искали два  дня. Искали его те, кто сотни раз летал на нем с экипажем Филина в зоны бедствия и вооруженных конфликтов. Это сотрудники двух ведущих подразделений МЧС  - отряда "Центроспас" и Центра "Лидер". Они шли по трем маршрутам к месту предполагаемого нахождения самолета - пешком по тайге, на вездеходе, то поднимаясь на сопку, то спускаясь с нее при сильном задымлении с 80-килограммовым оборудованием. И все эти дни каждый из них верил в чудо.
"76-й -  родной участник огромного количества спасательных операций. И он всегда возвращал нас домой при любых условиях. Казалось, что они могут все: вылететь и сесть там, где другие точно не смогут", - говорят спасатели. "Это беда и горе для всей авиации МЧС России", - добавляют они. 

"Это огромная боль для всех нас, это большая потеря для всей команды МЧС", - со своей стороны сказал в воскресенье глава ведомства Владимир Пучков, выражая соболезнования семьям погибших. Он подчеркнул, что экипаж самолета проявил мужество и самоотверженность. "Люди шли в бой, чтобы защитить людей и населенные пункты от огня. И они до конца выполнили свой долг", - отметил министр.
 
"Они знали юг Сибири и работали здесь не первый год. Вместе они отработали не один десяток лет, борясь со стихией. Они знали и понимали все риски, связанные с природным пожарами, но до конца выполнили свой долг спасателей МЧС России", - заключил министр.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBu8yb
Здесь https://youdo.com/lawyer/landlaw/ownershipright/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer