Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разбег перед взлетом фантазии


5 июля 2016 года Софья Окунь, КоммерсантЪ


Федеральные ведомства изучают рецепты, опробованные при сносе московского самостроя в начале 2016 года. Как полагают в Минтрансе, следует либо внести в Гражданский кодекс новое основание для сноса самовольных построек как мешающих безопасности полетов — либо закрывать действующие и нуждающиеся в расширении аэропорты и строить новые с нуля. Президентский совет по кодификации гражданского законодательства раскритиковал проект Минтранса как неконституционный, но согласился, что проблему так или иначе необходимо решать в общем виде.

Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте РФ рассмотрел вчера законопроект Минтранса, в котором предлагалось расширить основания для сноса самовольных построек, дополнив новым пунктом ст. 222 Гражданского кодекса (ГК). Он может обязать органы местного самоуправления в течение семи дней принять решение о сносе самовольной постройки по представлению уполномоченного органа исполнительной власти, когда такое требование предусмотрено законом об использовании воздушного пространства. Срок сноса не сможет превышать шести месяцев. Если не выявляется лицо, соорудившее самовольную постройку, снос выполняет "орган, принявший соответствующее решение".

Напомним, в феврале 2016 года московские власти провели массовый снос 104 сооружений как построенных с нарушениями градостроительных правил, еще 107 объектам грозит снос в ближайшее время. Московские чиновники опирались на сходную норму — п. 4 ст. 222 ГК, введенную в законодательство летом 2015 года, и указывали на запрет строительства на газопроводах, теплосетях и прочих коммуникациях. Весной Верховный суд нарушений при сносе не нашел.

Сейчас конституционность п. 4 ст. 222 ГК оспаривается в Конституционном суде (КС), куда в апреле 2016 года группа депутатов КПРФ подала жалобу. По данным "Ъ", сейчас судьи КС изучают, можно ли принять ее к рассмотрению. По факту проект Минтранса — это следствие распространения московского градостроительного опыта в административном пространстве.

Минтранс поставил вопрос ребром: вариант другого решения проблемы, говорится в пояснительных документах, это "закрытие всех аэропортов Московского авиаузла и иных аэропортов" или "выделение дополнительных бюджетных средств в целях строительства новых аэропортов на значительном удалении от населенных пунктов". В ведомстве отмечают, что "неконтролируемая жилая застройка" при аэродроме Быково привела к его закрытию в 2011 году. Свалка рядом с Шереметьево (не уточняется, какое она имеет отношение к самовольным постройкам) "привлекает огромное количество птиц", которые могут попасть в турбину самолета и вызвать отказ двигателей. В районе Внуково есть более 190 населенных пунктов — это вынудило изменить маршруты маневрирования и ограничить ночные полеты. Строительство на спорных территориях продолжается — в частности, в феврале 2016 года градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проекты развития территорий у аэропорта Внуково, предполагающие, что общий фонд застройки увеличится на 9,7 млн кв. м (с 2,8 млн до 12,5 млн кв. м).

По словам источников "Ъ" во властных структурах, на вчерашнем заседании совета статс-секретарь Минтранса Сергей Аристов рассказал, что полномочия выдавать разрешения на строительство в районе аэропортов планировали передать Росавиации. Обсуждался и вариант полного запрета такого строительства, затем шла речь о том, чтобы ввести особую процедуру согласований. Наконец, Минтранс предложил сносить опасные объекты как самовольные постройки. Сейчас ст. 46 Воздушного кодекса гласит, что строительство на приаэродромной территории должно идти по согласованию с собственником аэропорта. Проблема обсуждалась, говорится в пояснительной записке, на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 13 апреля — результатом чего и стал проект Минтранса.

По словам источников "Ъ", присутствовавших на заседании, президентские юристы раскритиковали как неконституционную идею давать обязательные указания местному самоуправлению (ст. 12 и ст. 133 закрепляют его независимость и такое вмешательство запрещают) и подчеркнули: в итоге таких правок ГК муниципалитетам придется возмещать расходы собственникам, что нереалистично из-за их небольших бюджетов. Юристы совета отмечали: если правообладатель земельного участка возвел постройку на основании разрешения на строительство, то ее нельзя считать самовольной, пока об этом не вынесено судебного решения. Неясно, по их мнению, что делать с единственным жильем собственника — может возникнуть противоречие конституционным статьям о недопустимости лишения жилища и имущества без суда. Наконец, в ходе заседания указывалось, что проект просто не просчитан — нет никаких оценок, сколько строений мешает полетам и во сколько обойдется возможное переселение граждан. Речь будет идти уже о выселении, что чревато социальным взрывом, опасались юристы.

"На уровне правительства идет борьба концепций, что делать с застройкой в районе аэропортов,— отмечает руководитель аналитической службы "Инфралекс" Ольга Плешанова.— По итогам заседания юристы совета пришли к выводу, что предложенный Минтрансом вариант недопустим, но проблема требует решения". Как полагает партнер "Пепеляев групп" Роман Бевзенко, необходимо искать баланс между скоростью принятия решений и возможным произволом в решениях. "Возможно, принятые административные решения должны оспариваться в суде в упрощенном порядке, следует и предусмотреть возмещение убытков за снесенные дома, если они построены до введения соответствующего режима участка или же третьи лица не могли получить информацию о режиме участка",— полагает эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer