Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Инджирлик не нужен


5 июля 2016 года Илья Крамник, Lenta.ru


Внезапно выраженное намерение Турции подумать о возможности предоставления России права использовать авиабазу Инджирлик, вполне возможно, является очередным информационным вбросом. Тем не менее, даже если это предложение сделано всерьез, вряд ли оно будет принято российской стороной: риск может оказаться слишком велик.

Небо Леванта

В настоящее время Россия располагает в Сирии достаточно развитой системой базирования, включающей, помимо базы Хмеймим близ Латакии, также используемые в качестве аэродромов подскока и площадок армейской авиации базы Шайрат и Аль-Тайяс в провинции Хомс. Некоторые российские самолеты, включая штурмовики Су-25, часть бомбардировщиков Су-24 и Су-34, покинули Сирию после объявления о частичном выводе авиационного контингента, однако остальные продолжают нести боевую службу, а количество вертолетов, судя по всему, даже выросло, при этом к ветеранам Ми-24 и их обновленной версии Ми-35М прибавились новейшие Ка-52 и Ми-28, для которых сирийская операция стала первой в карьере, если не считать периодически случавшихся боевых вылетов Ми-28 на борьбу с боевиками на Северном Кавказе в конце 2000-х годов.

Эти базы снабжаются из России как по морю — через Тартус, где развернут пункт базирования ВМФ России и порт Латакии, так и по воздуху — самолеты российской военно-транспортной авиации регулярно летают на Хмеймим, периодически замечались и их полеты в район Шайрата. В настоящее время три эти базы позволяют выполнять боевые задачи в любых районах Сирии, где это будет необходимо, при этом большая часть территории страны, кроме наиболее отдаленных районов востока и северо-востока, доступна в том числе для вертолетов.

Фактически наиболее актуальным вопросом для российской группировки сегодня является не столько расширение имеющейся системы базирования, сколько наиболее эффективное использование имеющихся возможностей с учетом происходящих военных и политических изменений. Очевидно, что принятая исходно схема ведения войны, заключавшаяся в поддержке сирийских наступательных операций, начинает исчерпывать себя: неудача наступления сирийских войск на Ракку в сочетании с активизацией террористов на северо-западе Сирии требует пересмотра подхода к военному планированию, но при этом имеющихся ресурсов в принципе достаточно для решения любой задачи — вопрос в том, кто и в какой форме будет ее ставить.

Обострение отношений с Турцией после уничтожения 24 ноября 2015 года турецкими истребителями F-16 российского бомбардировщика Су-24М увеличило нагрузку на операцию, заставив Россию развернуть в Сирии дополнительное число истребителей — в страну были переброшены новейшие Су-35С, а также зенитные ракетные системы С-400. Внезапное и резкое замирение, включая открытие турецкого туризма, несмотря на теракт в Стамбуле и резко возросшую террористическую угрозу по стране в целом, с одной стороны, должно несколько смягчить обстановку, с другой — чревато своими непредсказуемыми последствиями.

Антисоветская база

Что в принципе представляет собой авиабаза Инджирлик, о возможности использования которой российскими самолетами обмолвился (или не обмолвился) министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу? Впервые договоренность о создании базы в исторической провинции Киликия была достигнута между США и Турцией на второй конференции в Каире в декабре 1943 года, во время войны. Предполагалось, что база будет использоваться для налетов тяжелых бомбардировщиков на немецкие объекты в Южной Европе, однако успешное развитие боевых действий на Восточном фронте и в Италии сделало эту затею ненужной.

База была в итоге построена силами инженерного корпуса Армии США уже после войны, в 1951-1955 годах, и главной целью для ее самолетов был уже Советский Союз. В декабре 1954 года Турция и США подписали соглашение о совместном использовании базы, тогда носившей имя Адана. В 1958-м она была переименована в Инджирлик по названию ближайшего города. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов Инджирлик стал домом для новейших тогда разведывательных самолетов U2, также там базировались боевые и транспортные самолеты разных типов.

Инджирлик располагает бетонной ВПП длиной 3048 метров (10 тысяч футов), что позволяет ему принимать военные самолеты всех типов. В настоящее время там находятся, помимо частей ВВС Турции, самолеты Бундеслюфтваффе ФРГ — заправщики A310-304 MRTT, и шесть самолетов Panavia Tornado ECR немецкой 51-й тактической эскадры «Иммельман», используемых для разведывательных задач. Также в настоящее время там размещены самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler 4-й эскадрильи РЭБ авиации Корпуса морской пехоты США и истребители F-15S 92-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии.

Через Инджирлик прошло немало самолетов ВВС США, включая развернутые в ноябре-декабре 2015 года F-15C 493-й истребительной эскадрильи Grim Reapers 48-го авиакрыла, постоянно базирующиеся в Великобритании на авиабазе Лейкенхит. История появления «Мрачных жнецов» в Киликии любопытна сама по себе — F-15C прибыли обеспечивать ПВО Турции после того, как Анкара обеспокоилась возможным ослаблением своей обороны после вывода из южной части страны американских зенитных ракетных систем MIM-104 Patriot. F-15С прибыли на Инджирлик 18 ноября 2015 года и через неделю оказались фактически в центре резкого обострения отношений России и Турции. Учитывая, что в первые несколько суток не был исключен никакой вариант дальнейшего развития конфликта, американские истребители с задачей обеспечения ПВО Турции по факту становились заложниками ситуации. Возможно, это повлияло на скорость решения об их выводе — самолеты убыли домой уже 16 декабря 2015 года.

Киликийская ловушка

Какими мотивами мог руководствоваться глава МИД Турции, говоря о возможном использовании Россией Инджирлика, неизвестно, однако мотивы, по которым Россия вряд ли воспользуется этим предложением, даже если оно будет сделано всерьез, очевидны. Во-первых, это вопрос безопасности. В Сирии безопасность российских баз обеспечивается силами Вооруженных сил РФ — от спецназа, танков и артиллерии до военной полиции. В случае же с Инджирликом военная полиция, видимо, будет максимумом, который России позволят развернуть для самозащиты — во всяком случае иного на этом уровне отношений предположить невозможно. Насколько такая защита будет достаточна в условиях растущей террористической опасности — сказать сложно.

Во-вторых, российский гарнизон и самолеты окажутся заложниками политической ситуации, которая может измениться вновь и непредсказуемо, и если в Сирии российские войска, граждане и имущество защищены соглашением, фактически обеспечивающим российскому контингенту права экстерриториальности, то представить себе подобное соглашение с Турцией весьма затруднительно — Анкара в отличие от Дамаска в 2015 году не находится в настолько отчаянном положении.

В-третьих, возникает вопрос о согласовании целей операции, которые при всей антитеррористической риторике остаются у Анкары и Москвы диаметрально противоположными: Турция усиливает свое влияние как через контролируемые группы террористов, действующих против сирийских войск, так и через прямое военное противоборство с курдами; Москве же это усиление не нужно совершенно. В данной случае боевые вылеты условных Су-24 против протурецких боевиков на севере Сирии с турецкой авиабазы выглядят абсурдом, и вряд ли ситуация станет лучше, если против спонсируемых Анкарой террористических групп будут летать только самолеты, базирующиеся в Сирии, — речь идет о принципиальной несогласуемости целей войны как таковой.

Зачем все это было?

В целом мотив Турции в замирении понять можно — российские туристы в приморских районах куда лучше, чем российские переносные зенитные ракетные комплексы и гранатометы у курдских ополченцев. Мотивы Москвы в общем тоже — отсутствие постоянно висящей угрозы горячего конфликта со страной НАТО упрощает и удешевляет ведение операции. Границы примирения также хорошо видны, и очевидно, что партнерство, делающее возможным использование Россией одной из крупнейших турецких авиабаз, находится далеко за их пределами.

В конечном счете и это примирение не будет вечным, особенно учитывая всю предшествующую историю отношений России и Турции. Вопрос только в том, кто обеспечит себе лучшие условия к началу следующего обострения конфликта, независимо от его причин.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer