Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


О роли института генеральных конструкторов в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе


01.08.16 15:27 Дмитрий Рогозин, Журнал "АвиаСоюз"


В истории нашей страны, развитии ее оборонно-промышленного комплекса всегда была значимой и определяющей роль генеральных конструкторов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ). И на современном этапе руководство Российской Федерации исключительно важное значение придает работе генеральных конструкторов, в том числе в такой высокотехнологичной отрасли промышленности, как авиастроение.

Наиболее известны и памятны нашим соотечественникам незаурядные личности и блистательные результаты деятельности целой плеяды выдающихся конструкторов авиационной техники: А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, О.К. Антонова, В.М. Мясищева, Н.Н. Поликарпова, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, П.О. Сухого, М.Л. Миля, Н.И. Камова, А.М. Люльки, Н.Д. Кузнецова, А.А. Микулина и др. Это были одни из умнейших и талантливейших людей своего времени, обладавших несгибаемой волей и твердым характером, большими организаторскими способностями. Они были наделены руководством страны всей полнотой полномочий и ответственности при принятии и реализации конструкторских решений. Были созданы все условия для проявления, развития и реализации творческих способностей этих гениальных личностей.

В период Великой Отечественной войны руководители практически всех авиационных конструкторских бюро являлись главными конструкторами и решали весь комплекс вопросов, связанных с созданием, испытанием и внедрением в эксплуатацию боевой авиационной техники. Их вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне трудно переоценить. 

Институт генеральных конструкторов был введен в Советском Союзе в 1956 г. Роль и статус генерального конструктора определялись самим порядком назначения на эту высокую руководящую и ответственную должность в системе Военно-промышленного комплекса страны. Кандидатуры генеральных конструкторов рассматривались и утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. 

Результаты деятельности генеральных конструкторов и возглавляемых ими коллективов свидетельствуют о высокой эффективности их работы. Созданные в 50-80 гг. самолеты «Ту», «Ил», «Ан», «Як», «Су», «МиГ», вертолеты «Ми» и «Ка» получили признание во всем мире, выпускались большими сериями, эксплуатировались и продолжают летать во многих странах мира. В значительной степени благодаря выдающейся и благотворной деятельности генеральных конструкторов СССР стал одной из ведущих авиационных держав мира.

К сожалению, в постсоветский период в новых экономических условиях авиационной деятельности по ряду причин должность генерального конструктора оказалась, в лучшем случае, на вторых ролях. В некоторых КБ эта должность совмещалась с должностью генерального директора, в том числе, иногда руководителями, не имеющими авиационного образования и необходимого опыта. 

В результате, процесс дальнейшего развития авиационной отрасли, сама структура управления ею, которая за 25 лет многократно изменялась, лишились столь необходимой интеллектуально-административной поддержки государственного уровня, каким обладали генеральные конструкторы времен СССР. Существенно снизились возможности и эффективность управления отрас-лью в части разработки и проведения единой технической политики.

Понимая стратегическую важность этого вопроса, в целях формирования и реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования ВВСТ, Президент Российской Федерации В.В. Путин своим Указом от 19 января 2015 г. №18 (далее – Указ) утвердил Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники (далее – Положение), которым определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора, а также порядок его деятельности. 

В соответствии с Положением, генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – проект). 

Кандидатом для наделения полномочиями генерального конструктора может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень доктора наук (как правило), стаж работы не менее 10 лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса, опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, добившийся существенных производственных и научных достижений.

Решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора и о прекращении таких полномочий принимаются руководством Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации принято решение о наделении полномочиями генерального конструктора по авиационной отрасли по проектам:

«Авиационные комплексы и их вооружение»;
«Вертолетные комплексы и их вооружение».

Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 19 января 2016 г. полномочиями генерального конструктора по авиационным комплексам и их вооружению наделен генеральный директор АО «РСК «МиГ» С.С. Коротков, который назначен по совместительству вице-президентом ПАО «ОАК» по инновациям.

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации также одобрена и представлена на утверждение Президенту Российской Федерации для наделения полномочиями генерального конструктора по проекту «Вертолетные комплексы и их вооружение» кандидатура генерального конструктора АО «МВЗ им. М.Л. Миля» Н.С. Павленко.

Во исполнение Указа коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации уделяет особое внимание организации деятельности генеральных конструкторов. На заседании Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее – Совет) 16 июня 2016 г. был рассмотрен вопрос «Об организации и программах деятельности генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники».

Заслушаны и обсуждены доклады генеральных конструкторов по проектам С.С. Короткова и Н.С. Павленко.

Совет по авиастроению отметил, что для обеспечения решения генеральными конструкторами поставленных задач, реализации, прав, обязанности и ответственности в интегрированных структурах авиационной промышленности ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» организуются и проводятся работы по созданию соответствующих условий и структур обеспечения деятельности генеральных конструкторов.

Наиболее системно и успешно такая работа проводится в ПАО «ОАК», где введена должность генерального конструктора – вице-президента по инновациям, создается соответствующая организационная и функциональная структура блока генерального конструктора, разработан и реализуется план-график соответствующих мероприятий.

В целях разработки и реализации единой научно-технической и инновационной политики при создании авиационных комплексов (АК), координации разработок АК на надпроектном уровне, повышения эффективности управления конструкторскими ресурсами создан Совет главных конструкторов при генеральном конструкторе, определен состав Президиума и секций по направлениям деятельности, разработаны концепции оперативного управления и поддержки принятия решений генеральным конструктором, подготовлены предложения по приведению актов Правительства Российской Федерации, нормативно-технической документации и организационных документов ПАО «ОАК» в соответствие с Указом и требованиями госзаказчика, оптимизируются подписанные ранее соглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между ПАО «ОАК», Российской академией наук и Фондом перспективных исследований.

Одновременно с организационными мероприятиями проводится работа по выполнению требований Указа в части создания научно-технического задела и демонстраторов технологий, оптимизации процесса разработки образцов авиационной техники (АТ), определению приоритетных перспективных направлений развития АТ, унификации разрабатываемых образцов ВВСТ и их компонентов, подготовки конструкторских, научно-испытательных, инженерных и технических кадров. Подготовлены предложения по реализации требований Указа в части авиационных комплексов и их вооружения.

Совет рекомендовал аналогичную работу организовать и провести в АО «Вертолеты России». 

Советом отмечен ряд проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на организацию и результаты деятельности генеральных конструкторов по проектам. К основным из них следует отнести:

- осуществление государственными заказчиками постановки задач и реализации новых мероприятий без согласования и сопровождения генерального конструктора;
- отсутствие единой системы сбора и обобщения результатов НИОКР по тематике генерального конструктора, а также эффективных механизмов выявления, трансферта и реализации инновационных разработок в интересах реализации проектов, выполняемых под руководством генерального конструктора;
- слабая координация руководством интегрированных предприятий и организаций мероприятий по развитию экспериментальной и испытательной базы с инновационными программами деятельности генеральных конструкторов; 
- низкая эффективность существующей системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации ученых и специалистов для выполнения работ по тематике генерального конструктора.

Советом даны соответствующие рекомендации Минобороны России, Минпромторгу России, ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», реализация которых обеспечит повышение эффективности инновационного развития самолето- и вертолетостроения в России во исполнение Указа Президента Российской Федерации.

Руководством Российской Федерации в настоящее время принимается ряд необходимых мер по развитию отечественной авиационной промышленности. И одна из них – обеспечение условий для разработки и реализации генеральными конструкторами единой военно-технической политики в области создания и совершенствования передовой авиационной техники, обеспечивающей безопасность нашей страны. Соответствующие мероприятия реализуются также и по другим видам ВВСТ.


комментарии (6):

Сашочек      01/08/2016 [21:20:12]#1
Пока генеральный конструктор будет иметь написание с маленькой буквы, как это есть сегодня, пока он не станет Генеральным конструктором по сути (Генеральный - определяющий все), которому будут подчиняться манагеры - ничего в авиастроении не изменится.
Из статьи следует, что роль Генеральных конструкторов в подлинном развитии авиационной техники, полностью отвечающей потребностям авиаперевозчиков, - Военно-промышленной комиссией НЕ ПОНЯТ!
Все Генеральные конструкторы, упомянутые автором, потому сумели выполнить свою миссию, потому что имели ВСЕ ПОЛНОМОЧИЯ, что позволяло им реализовывать самые сложные по тем временам проекты (Ту-95, первый полет которого состоялся всего лишь через семь лет после войны) и сегодня, через 60 с лишним лет служит стране. У них у всех была ПРЯМАЯ связь с Верховным главнокомандующим (генеральным секретарем правящей партии). Этого не имели все министры (они заказывали свои переговоры).
И уж если пример сегодняшнего положения главного конструктора в ОАК (подчиняющегося манагеру-неспециалисту, не имеющего права напрямую обратиться наверх) показан в качестве положительного для остальных корпораций, то о каком прогрессе в авиастроении можно даже задумываться? Сегодня в корпорациях за прямое обращение в верха сразу снимают с должности. Раньше министры этого не боялись, потому что слово Генерального конструктора, обратившемуся наверх помогало им в общем деле.
Пару лет тому назад двигателестроительная корпорация хотела снять с должности (под видом объединения с заводом) А.И.Иноземцева - по сути единственного Генерального конструктора (в Перьми). Губернатор выставил из кабинета пришедших с таким предложением руководителей ОДК, и, тем самым, сохранил судьбу ПД-14, единственного двигателя в стране. В результате весной этого года Иноземцеву было что доложить Президенту, чего не было бы, если бы губернатор и коллектив не защитили Генеральго от манагеров ОДК (и Минпромторга).
И еще: один Генеральный конструктор в корпорации - это нонсенс, это от абсолютного непонимания вообще роли главного человека в конструировании сложной техники (сегодня систем вооружения).
Генеральный конструктор должен быть в конкретном ОКБ (Туполева, Илюшина, Сухого, Микояна и т.д.). Даже только в одной фирме ему работы будет под завязку.
Впрочем, все это говорится в пустую. Потому что манагеры от управления оборонкой не понимают суть проблем создания современных систем и поэтому творят, творят, творят ... пустые бумаги! Которые выдают за прогресс.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/08/2016 [11:55:36]#2
2 Сашочек

У Погосяна была сверхконцентрация власти, и что? Может дело ещё и в личности Генерального конструктора?

Сашочек      02/08/2016 [18:42:59]#3
Погосян не был генеральным конструктором! Генеральный конструктор - это человек с глубокими ЗНАНИЯМИ предмета, ЖЕЛАНИЕМ создавать новую технику, НУЖНУЮ людям, ИЗНАЧАЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ к этому и бесконечно ПРЕДАННЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ вплоть до полного погружения в дело, при котором он нередко забывает о себе. Мечтой такого человека является новая, созданная им ХОРОШАЯ техника.
Ни одной составляющей из этого списка у Погосяна замечено не было. Но было желание за счет имитации их и огромной закулисной деятельности как бы создать "Суперджет", уничтожить все конкурирующее. Но из-за отсутствия составляющих "Суперджет" получился таким, каким получился.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/08/2016 [22:35:08]#4
О как? Значит личностные качества все же имеют значение? И за что же тогда он был избран академиком? И где же эти Туполевы, Ильюшины, Антоновы..?

Сашочек      08/08/2016 [20:47:51]#5
За что был избран академиком - помолчим. Сегодня в России министрами и главами корпораций и да и большинство состава в правлениях при этих главах нередко становятся люди, которые ни одного дня не ходили в проходные предприятий, НИИ или КБ. Они же потом руководят процессом выбора и прохождения людей в академики.
Погосян не из этого числа. Он ходил в проходную. Но очень хотелось бы прочитать что-нибудь из написанного им, относящегося к научным трудам.
Нередко звания присуждаются и за обобщенную деятельность. Ничего предосудительного в этом нет, если есть очень большие результаты в этой самой деятельности. О результатах его деятельности уточнять форумянам не нужно. Но очень хотелось бы посмотреть что написано по результатам этой деятельности в представлении Погосяна к званию академика - какие ему учтены заслуги?

Более важный вопрос: где же эти Туполевы, Илюшины и т.д. Их нет, ибо заложенные таланты людей проявляются в созидательной работе. Претендующим по природным данным на такие места в истории, теперь уже российской авиации, не дали возможности проявиться. Им просто не давали на протяжении четверти века заданий по созданию новой техники. Например, для Туполевцев со второй редакции ФЦП развития российской авиационной техники до 2015 года (с середины прошлого десятилетия) НЕ ПЛАНИРОВАЛОСЬ, и сейчас НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ни одного задания на создание новой авиационной пассажирской техники. Конкретно их не планировали Правительство, ВПК, Минпром. Делалось это при активном участи в проведении такой политики (а значит в уничтожении школы Туполей по гражданской техники) со стороны Погосяна, вначале в качестве подпольного кардинала, а потом - напрямую.
Т.е. это - целенаправленная работа по пресечению появления в России Туполевых, Илюшиных и им подобных.
Теперь, получается, такую политику будет пропагандировать Погосян новому поколению.
Во всех этих словах нет никакого преувеличения. В США ежегодные вливания в новую авиационную технику со стороны правительства составляет не один миллиард долларов. Там понимают, что в таком вливании - светлое будущее американского авиастроения. Это закреплено там законом. У нас такие подходы ликвидированы с распадом СССР, с приходом в руководству непрофессионалов, с необъявленным, но претворяемым решением реформаторов о ненужности российского авиастроения (завезено за восемь лет более 850 иномарок в российские авиакомпании).
Как при этой политике могут появиться в России новые Туполевы? Никак!!!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/08/2016 [11:26:03]#6
Эх, увы, Погосян вроде как и авиаконструктором работал, и генконструктором был, а как возглавил ОАК, сам газначил себя главным во всех КБ. Вот она гримаса истории.


А в академики его избирали не чиновники, а другие, ещё советской закваски, академики. Я их не виню, не избрали бы, главный во всех КБ удавил бы их голодом.













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5D7s
Тут http://perevozki.youdo.com/evacuation/services/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer