← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

О роли института генеральных конструкторов в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе


01.08.16 15:27 Дмитрий Рогозин, Журнал "АвиаСоюз"


В истории нашей страны, развитии ее оборонно-промышленного комплекса всегда была значимой и определяющей роль генеральных конструкторов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ). И на современном этапе руководство Российской Федерации исключительно важное значение придает работе генеральных конструкторов, в том числе в такой высокотехнологичной отрасли промышленности, как авиастроение.

Наиболее известны и памятны нашим соотечественникам незаурядные личности и блистательные результаты деятельности целой плеяды выдающихся конструкторов авиационной техники: А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, О.К. Антонова, В.М. Мясищева, Н.Н. Поликарпова, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, П.О. Сухого, М.Л. Миля, Н.И. Камова, А.М. Люльки, Н.Д. Кузнецова, А.А. Микулина и др. Это были одни из умнейших и талантливейших людей своего времени, обладавших несгибаемой волей и твердым характером, большими организаторскими способностями. Они были наделены руководством страны всей полнотой полномочий и ответственности при принятии и реализации конструкторских решений. Были созданы все условия для проявления, развития и реализации творческих способностей этих гениальных личностей.

В период Великой Отечественной войны руководители практически всех авиационных конструкторских бюро являлись главными конструкторами и решали весь комплекс вопросов, связанных с созданием, испытанием и внедрением в эксплуатацию боевой авиационной техники. Их вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне трудно переоценить. 

Институт генеральных конструкторов был введен в Советском Союзе в 1956 г. Роль и статус генерального конструктора определялись самим порядком назначения на эту высокую руководящую и ответственную должность в системе Военно-промышленного комплекса страны. Кандидатуры генеральных конструкторов рассматривались и утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. 

Результаты деятельности генеральных конструкторов и возглавляемых ими коллективов свидетельствуют о высокой эффективности их работы. Созданные в 50-80 гг. самолеты «Ту», «Ил», «Ан», «Як», «Су», «МиГ», вертолеты «Ми» и «Ка» получили признание во всем мире, выпускались большими сериями, эксплуатировались и продолжают летать во многих странах мира. В значительной степени благодаря выдающейся и благотворной деятельности генеральных конструкторов СССР стал одной из ведущих авиационных держав мира.

К сожалению, в постсоветский период в новых экономических условиях авиационной деятельности по ряду причин должность генерального конструктора оказалась, в лучшем случае, на вторых ролях. В некоторых КБ эта должность совмещалась с должностью генерального директора, в том числе, иногда руководителями, не имеющими авиационного образования и необходимого опыта. 

В результате, процесс дальнейшего развития авиационной отрасли, сама структура управления ею, которая за 25 лет многократно изменялась, лишились столь необходимой интеллектуально-административной поддержки государственного уровня, каким обладали генеральные конструкторы времен СССР. Существенно снизились возможности и эффективность управления отрас-лью в части разработки и проведения единой технической политики.

Понимая стратегическую важность этого вопроса, в целях формирования и реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования ВВСТ, Президент Российской Федерации В.В. Путин своим Указом от 19 января 2015 г. №18 (далее – Указ) утвердил Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники (далее – Положение), которым определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора, а также порядок его деятельности. 

В соответствии с Положением, генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – проект). 

Кандидатом для наделения полномочиями генерального конструктора может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень доктора наук (как правило), стаж работы не менее 10 лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса, опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, добившийся существенных производственных и научных достижений.

Решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора и о прекращении таких полномочий принимаются руководством Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации принято решение о наделении полномочиями генерального конструктора по авиационной отрасли по проектам:

«Авиационные комплексы и их вооружение»;
«Вертолетные комплексы и их вооружение».

Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 19 января 2016 г. полномочиями генерального конструктора по авиационным комплексам и их вооружению наделен генеральный директор АО «РСК «МиГ» С.С. Коротков, который назначен по совместительству вице-президентом ПАО «ОАК» по инновациям.

Военно-промышленной комиссией Российской Федерации также одобрена и представлена на утверждение Президенту Российской Федерации для наделения полномочиями генерального конструктора по проекту «Вертолетные комплексы и их вооружение» кандидатура генерального конструктора АО «МВЗ им. М.Л. Миля» Н.С. Павленко.

Во исполнение Указа коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации уделяет особое внимание организации деятельности генеральных конструкторов. На заседании Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (далее – Совет) 16 июня 2016 г. был рассмотрен вопрос «Об организации и программах деятельности генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники».

Заслушаны и обсуждены доклады генеральных конструкторов по проектам С.С. Короткова и Н.С. Павленко.

Совет по авиастроению отметил, что для обеспечения решения генеральными конструкторами поставленных задач, реализации, прав, обязанности и ответственности в интегрированных структурах авиационной промышленности ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» организуются и проводятся работы по созданию соответствующих условий и структур обеспечения деятельности генеральных конструкторов.

Наиболее системно и успешно такая работа проводится в ПАО «ОАК», где введена должность генерального конструктора – вице-президента по инновациям, создается соответствующая организационная и функциональная структура блока генерального конструктора, разработан и реализуется план-график соответствующих мероприятий.

В целях разработки и реализации единой научно-технической и инновационной политики при создании авиационных комплексов (АК), координации разработок АК на надпроектном уровне, повышения эффективности управления конструкторскими ресурсами создан Совет главных конструкторов при генеральном конструкторе, определен состав Президиума и секций по направлениям деятельности, разработаны концепции оперативного управления и поддержки принятия решений генеральным конструктором, подготовлены предложения по приведению актов Правительства Российской Федерации, нормативно-технической документации и организационных документов ПАО «ОАК» в соответствие с Указом и требованиями госзаказчика, оптимизируются подписанные ранее соглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между ПАО «ОАК», Российской академией наук и Фондом перспективных исследований.

Одновременно с организационными мероприятиями проводится работа по выполнению требований Указа в части создания научно-технического задела и демонстраторов технологий, оптимизации процесса разработки образцов авиационной техники (АТ), определению приоритетных перспективных направлений развития АТ, унификации разрабатываемых образцов ВВСТ и их компонентов, подготовки конструкторских, научно-испытательных, инженерных и технических кадров. Подготовлены предложения по реализации требований Указа в части авиационных комплексов и их вооружения.

Совет рекомендовал аналогичную работу организовать и провести в АО «Вертолеты России». 

Советом отмечен ряд проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на организацию и результаты деятельности генеральных конструкторов по проектам. К основным из них следует отнести:

- осуществление государственными заказчиками постановки задач и реализации новых мероприятий без согласования и сопровождения генерального конструктора;
- отсутствие единой системы сбора и обобщения результатов НИОКР по тематике генерального конструктора, а также эффективных механизмов выявления, трансферта и реализации инновационных разработок в интересах реализации проектов, выполняемых под руководством генерального конструктора;
- слабая координация руководством интегрированных предприятий и организаций мероприятий по развитию экспериментальной и испытательной базы с инновационными программами деятельности генеральных конструкторов; 
- низкая эффективность существующей системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации ученых и специалистов для выполнения работ по тематике генерального конструктора.

Советом даны соответствующие рекомендации Минобороны России, Минпромторгу России, ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», реализация которых обеспечит повышение эффективности инновационного развития самолето- и вертолетостроения в России во исполнение Указа Президента Российской Федерации.

Руководством Российской Федерации в настоящее время принимается ряд необходимых мер по развитию отечественной авиационной промышленности. И одна из них – обеспечение условий для разработки и реализации генеральными конструкторами единой военно-технической политики в области создания и совершенствования передовой авиационной техники, обеспечивающей безопасность нашей страны. Соответствующие мероприятия реализуются также и по другим видам ВВСТ.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/8/1/27412/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.