Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дальнюю авиацию приблизили к Сирии


17 августа 2016 года Иван Сафронов, Георгий Степанов, Максим Юсин, КоммерсантЪ


Вчера самолеты дальней авиации Ту-22М3 Воздушно-космических сил России впервые нанесли удар по антиправительственным группировкам в Сирии, взлетев из необычного места — с аэродрома Хамадан в Иране. Хотя именно Москва и Тегеран считаются главными зарубежными союзниками Дамаска, их сотрудничество в военной сфере до сих пор столь явно не афишировалось. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, использование российской авиацией иранских аэропортов свидетельствует о том, какое значение обе страны придают исходу битвы за Алеппо — ключевой город на севере Сирии. Реакция США оказалась весьма болезненной: вчера вечером представитель Госдепа выразил сожаление в связи с использованием Москвой иранской авиабазы, а госсекретарь Джон Керри в беседе с главой МИД РФ Сергеем Лавровым поделился своей "обеспокоенностью".

Первые сообщения о переброске российских самолетов дальней авиации Ту-22М3 и фронтовых бомбардировщиков Су-34 на 3-ю тактическую авиабазу ВВС Ирана Хамадан появились вчера днем на сайте портала Al-Masdar News. Позже эту информацию подтвердили в Минобороны РФ. Официальный представитель ведомства сообщил "Ъ", что "машины двух типов под истребительно-авиационным прикрытием самолетов Су-30СМ и Су-35С", базирующихся на авиабазе Хмеймим в Сирии, "совершили групповой вылет с полной бомбовой нагрузкой, нанеся авиационный удар по объектам боевиков "Исламского государства" и "Джебхат ан-Нусры" (обе организации запрещены в РФ.— "Ъ")".

"Были уничтожены пять крупных складов с вооружением, три пункта управления и лагеря подготовки террористов в районах населенных пунктов Серакаб, Эль-Баб, Алеппо и Дейр-эз-Зор",— добавили в ведомстве. Там же уточнили, что уничтоженные в результате авианалета лагеря и пункты управления использовались для обеспечения группировок сирийских антиправительственных сил, действующих в районе Алеппо. "Все самолеты после успешного выполнения боевой задачи вернулись на аэродромы базирования",— добавили собеседники "Ъ" в Минобороны.

"Ирано-российское сотрудничество в борьбе с терроризмом в Сирии носит стратегический характер, и мы делимся своим потенциалом в этой области и своими объектами",— заявил в свою очередь агентству IRNA глава Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. По его словам, в результате "эффективного взаимодействия" Ирана, России и Сирии "экстремисты оказались в критической ситуации, и от полного уничтожения их уже ничто не спасет — ни смена названий группировок, ни попытки использовать в качестве живого щита мирное население".

Напомним, что в период с 30 сентября 2015 года по 1 февраля 2016-го в Сирии была сформирована полноценная смешанная авиагруппа, состоящая из 70 машин (самолетов Су-24М, Су-25СМ, Су-34, Су-35, а также вертолетов Ми-24П и Ми-28Н). К 14 марта, когда президент Владимир Путин объявил о выводе основных сил и средств из Сирии, ВКС РФ совершили 7,8 тыс. ударов по Сирии и, согласно сообщениям Минобороны, уничтожили около 15 тыс. объектов исламских радикалов. ВМФ РФ дважды задействовал малые ракетные корабли Каспийской флотилии, обстреливавшие позиции боевиков ИГ крылатыми ракетами "Калибр-НК", один раз это сделала подлодка "Ростов-на-Дону". Несколько раз авиаудары наносила стратегическая авиация (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3). По словам Владимира Путина, поводом для сокращения масштабов операции "Возмездие" стала "эффективная работа наших военных", создавшая условия "для начала мирного процесса".

Впрочем, наладить мирный процесс пока так и не удается. Одна из причин — разногласия с США в том, какие группировки сирийской оппозиции считать "умеренными". Как сообщили "Ъ" информированные источники в Москве, знакомые с ходом переговоров, США "обещали отделить представителей "умеренной оппозиции" от террористов "Джебхат ан-Нусры", но до сих пор так этого и не сделали".

Кроме того, по словам собеседников "Ъ", сирийская армия не смогла самостоятельно обеспечить перекрытие границы с Турцией (откуда боевики получали и продолжают получать подкрепление и оружие). Ситуация осложнялась тем, что понесшим тяжелые потери в боях последних месяцев войскам Башара Асада требовалось время для восстановления ресурсов. Но его практически не было: пока правительственная армия пыталась перехватить инициативу, оппозиционные силы осуществляли перегруппировку, после чего разворачивали наступление на ключевых направлениях.

В итоге на большинстве ключевых участков фронта правительственные войска отказались от наступательных операций, сосредоточившись в основном на удержании занятых позиций. Как объяснили источники "Ъ", знакомые с ситуацией, от ВКС России "потребовалось принятие срочных мер", которые и последовали 12 июля, 14 и 21 июля, когда шесть Ту-22М3 совершили первые с февраля боевые вылеты, нанеся удары в районе Пальмиры, Эс-Сухны и Арака.

При этом самая тяжелая обстановка сложилась в окрестностях Алеппо, где, по данным Генштаба ВС России, "Джебхат ан-Нусра" создала группировку численностью около 7 тыс. человек с танками, БМП, артиллерией и другим оружием. Эта группировка стала одной из приоритетных целей российской авиации.

Как правило, Ту-22М3 вылетали на боевые задания с авиабазы Моздок (Северная Осетия), проделывая путь в общей сложности не менее 2 тыс. км (они достигали Сирии через Каспийское море, а затем — воздушное пространство Ирана и Ирака). "Летать с аэродромов базирования в России долго и дорого,— объясняет председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов.— Вопрос затрат на военные действия сегодня стоит во главе угла, мы не должны выходить из текущего бюджета Минобороны".

По словам источника "Ъ" в военном ведомстве, несмотря на то что вооруженные силы РФ "могут использовать любую сирийскую инфраструктуру по согласованию с Башаром Асадом", ни одна из действующих там авиабаз не была способна принимать стратегическую авиацию. Однако военные обратили внимание на иранскую авиабазу "Хамадан", которую ВКС РФ использовали как аэродром "подскока" еще в декабре 2015 года (тогда российские самолеты при необходимости осуществляли там дозаправку и далее перелетали в "Хмеймим").

По данным источников "Ъ", проблем при согласовании с иранской стороной не возникло: вопрос "в кратчайшие сроки был согласован высшим военно-политическим руководством двух стран". По данным агентства Al-Masdar News, это соглашение позволит сократить расстояние полета российских до Сирии на 60%, что существенно снизит расходы на горючее и повысит эффективность авиаударов.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов пояснил "Ъ", что теперь Россия сможет посылать самолеты для проведения операций в Сирии одновременно из Ирана и из Моздока: "Моздок тоже не резиновый. Теперь же Россия может нарастить группировку самолетов, не наращивая войска в самой Сирии. Да и район там опасный: боевики могут обстрелять из миномета или ПЗРК. Одно дело — потерять вертолет, другое — дальний бомбардировщик".

Реакция США на использование Москвой иранской авиабазы оказалась весьма болезненной — вчера вечером представитель Госдепа выразил сожаление в связи с этим, а госсекретарь Джон Керри в беседе с главой МИД РФ Сергеем Лавровым поделился с ним своей "обеспокоенностью". В Госдепе предупредили, что изучат вопрос об использовании ВКС авиабазы "Хамадан" "в контексте нарушения резолюции Совбеза ООН 2231, связанной с решением иранской ядерной проблемы".

По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, демонстрируя готовность действовать совместно, фактически как союзники, Москва и Тегеран напоминают другим региональным державам, что именно они сегодня — ключевые игроки в сирийском кризисе.

В том, что касается Москвы, это стало очевидно после того, как 30 сентября прошлого года российские ВКС начали операцию в Сирии. Иранское же присутствие на фронтах сирийской войны было зафиксировано задолго до этого — помощь Тегерана имеет для сирийских правительственных сил огромное значение.

В боях, которые разворачиваются сейчас вокруг Алеппо и от результата которых во многом зависит исход войны, задействованы как иранские военнослужащие (официально их именуют советниками или инструкторами), так и шиитские группировки из разных стран, финансируемые Тегераном и в значительной степени контролируемые им. Это, в первую очередь, ливанская "Хезболла", а также формирования, состоящие из иракских и афганских шиитов. Однако эти силы остро нуждаются в поддержке с воздуха, которую в необходимых объемах способна оказать только Москва.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer