Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игра вдолгую


17 августа 2016 года Илья Крамник, Lenta.ru


Во вторник, 16 августа, группа бомбардировщиков Ту-22М3 и Су-34 ВВС России, взлетевших с иранской авиабазы Хамадан, нанесла удар по объектам террористов в сирийских провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб. Самолеты ВВС России уже приземлялись в Хамадане для дозаправки. Теперь база используется для боевых действий.

Не только Сирия

Необходимость использования территории Ирана в боевых действиях против террористов в Сирии была очевидна с самого начала — в силу сложившихся к 2015 году условий. У российских ВВС не было иных способов достичь сирийской территории, кроме как пролететь над Каспийским морем, а затем над Ираном и Ираком. Соответствующие договоренности были достигнуты — воздушное пространство Ирана и Ирака активно использовалось для решения как транспортных задач, так и боевых. Над Ираном и Ираком пролегали маршруты крылатых ракет, запущенных с кораблей Каспийской флотилии и ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС. С территории России наносили удары бомбардировщики Ту-22М и Су-34 .

Основная часть задействованной в Сирии группировки, включая те же Су-34, располагалась на авиабазе Хмеймим, основой которой послужил международный аэропорт имени Басиля Асада близ города Латакия. Плюсы этого размещения были очевидны — непосредственная близость как к театру военных действий, так и к порту Тартус, где регулярно разгружаются корабли с военным снаряжением, приходящие по маршруту Сирийского экспресса. Минусы — тоже. Во-первых, база сама по себе была плохо приспособлена для развертывания и действий крупной авиационной группировки. Во-вторых, ее по-прежнему приходилось делить с аэропортом главного сирийского курорта, действовавшим даже в разгар войны. Наконец, размещение непосредственно в Сирии увеличивало террористическую угрозу.

Дальности фронтовой авиации, конечно, хватало, чтобы действовать с авиабазы Хмеймим и над Ираком, но все же это было не так удобно, как для полетов в районы от Идлиба и Алеппо до Дамаска и Дар'а. Впрочем, до поры север Ирака российскую авиацию не интересовал.

Авиабаза Экбатана

Хамадан, древняя Экбатана Южная, столица Дария I, трофей Александра Великого, стал одной из опорных точек на сирийском маршруте ВВС России еще в 2015 году. Российские самолеты, от транспортников и танкеров до боевых машин, приземлялись на авиабазе близ города уже прошлой осенью.

Авиабаза Хамадан, 3-я тактическая авиабаза ВВС Ирана, известная также как база Шахрух и база Мохаммада Нойе (имя одного из погибших офицеров ВВС Ирана), располагает более развитой инфраструктурой, по сравнению с Хмеймимом. Речь идет в первую очередь о двух взлетных полосах длиной 3936 и 4360 метров (на Хмеймиме одна полоса в 2800 метров). Авиабаза Хамадан, строившаяся именно как авиабаза, предоставляет большие удобства для содержания и обслуживания боевой техники — от капитальных хранилищ боезапаса с поддержанием необходимого температурного режима до рассредоточенных просторных стоянок для самолетов.

Две взлетные полосы большой протяженности, развернутые в различных направлениях, значительно облегчают взлет и посадку самолетов, расширяя диапазон допустимых погодных условий и гарантируя безопасный взлет с максимальной боевой нагрузкой практически при любом направлении ветра и прочих характеристиках атмосферы. Именно этим российская авиация воспользовалась в первом вылете 16 августа — как сообщили представители военного ведомства, Ту-22М3 и Су-34 поднялись в воздух «с полной бомбовой нагрузкой».

Это позволяет резко увеличить эффективность боевой авиации. Если при вылете из Моздока по маршруту с обходом стран Закавказья (радиус до 2500 километров) Ту-22М берут с собой от 2,5-3 до 5-6 тонн бомб, атакуя 1-2 объекта за вылет, то с Хамадана, который даже от западных районов Сирии отделяет всего около 1000 километров, теоретически можно взлетать даже с перегрузом — более 20 тонн бомб для Ту-22М, атакуя по несколько объектов. После первого боевого вылета с Хамадана в Минобороны рассказали, что целями для Ту-22М3 и Су-34 стали пять крупных складов с вооружением, боеприпасами и горюче-смазочными материалами, лагеря подготовки боевиков и три пункта управления террористов. При возможных вылетах по целям на территории Ирака, скажем, в район того же Мосула, время подлета и необходимое количество горючего сокращаются еще больше.

Но все это отнюдь не означает отказа от Хмеймима. Во-первых, работа в центральных и западных районах Сирии еще не закончена. Во-вторых, теперь российская авиагруппа в Сирии дислоцируется здесь на постоянной основе, соглашение о чем внесено президентом России Владимиром Путиным для ратификации в Госдуму.

Превращение Хмеймима в постоянную базу предполагает модернизацию, включая строительство новых стоянок и ряда других необходимых капитальных объектов. «Будут построены и стационарные объекты в гарнизоне — казармы, столовые, госпиталь. Кроме того, будут оборудованы позиции для зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь", прикрывающих аэродром», — сообщил источник в Минобороны корреспонденту газеты «Известия».

Новая карта

Происходящее на Ближнем Востоке и его окрестностях в последние пять лет, с начала так называемой арабской весны, еще требует осмысления, однако некоторые детали новой реальности уже очевидны. Во-первых, впервые за очень долгое время Россия развернула новый военный объект за пределами границ бывшего СССР — авиабазу Хмеймим.

Причем развертывание российской военной инфраструктуры в Сирии и Иране, очевидно, встречает куда меньше политических препятствий, чем в 2015 году, когда Турция была явным противником российской авиабазы в Сирии. Инцидент со сбитым турецким истребителем в ноябре 2015 года российским бомбардировщиком Су-24 вполне мог привести к новой русско-турецкой войне, однако события развивались еще сложнее. Неудачная попытка переворота в Турции в июле 2016 года серьезно повлияла на взаимоотношения Анкары как со своими союзниками по НАТО, так и с Россией. На сегодня, во всяком случае, Турция не относится к странам, готовым протестовать против роста влияния Москвы в регионе.

Пределы этого роста, впрочем, вполне очевидны — о недопустимости втягивания в сухопутную операцию в Сирии или Ираке говорилось с самого начала. В то же время успех военных действий войск Сирии, Ирака и Ирана против запрещенных в России террористических группировок «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра» и им подобных без российской поддержки с воздуха выглядит весьма сомнительным.

Перевод Хмеймима в статус постоянной российской базы, равно как и возможность использования в боевых целях иранских аэродромов — вполне надежный способ повысить эффективность этой поддержки, а значит, и снизить вероятность непосредственного втягивания России в боевые действия на земле Ирака и Леванта.

Действия ВВС России с авиабазы Хамадан — первое использование территории Ирана войсками иностранного государства с момента вывода из страны войск антигитлеровской коалиции, в том числе советских, в 1946 году. По иронии судьбы, несмотря на память об иранском кризисе 1946 года, новым союзником Тегерана, получившим право развернуть на его территории свой военный контингент, стала именно Москва.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer