Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В России испытали первый атмосферный спутник


2 августа 2016 года Дмитрий Литовкин, Известия


Фонд перспективных исследований (ФПИ) и компания «Тайбер» провели успешные испытания прототипа первого российского атмосферного спутника — беспилотного высотного аппарата, способного годами висеть в воздухе, питаясь солнечной энергией.

Как сообщил «Известиям» технический директор «Тайбер» Сергей Тыцык, аппарат позволяет создать сеть автономных ретрансляторов радио и видеосигналов практически над всей территорией страны и в первую очередь Арктического региона в летнее время, где использование авиационной техники до последнего времени по экономическим и погодным условиям было невозможным. 

— По своей сути подобная техника заменяет собой низкоорбитальную космическую группировку и может предоставлять услуги, недоступные для обычных спутниковых систем, — сообщил «Известиям» Сергей Тыцык. — Такие аппараты способны находиться в воздухе круглогодично, перемещаясь в зимнее время к экватору, либо к южному полюсу земли и возвращаясь обратно, в Россию, весной, словно перелетные птицы. Конструкция беспилотного аппарата изготовлена из материалов на основе углеродных волокон, которые имеют высокую прочность, малый вес и рассчитаны на длительную непрерывную эксплуатацию. В любой момент аппарат можно посадить и починить, заменить вышедшую из строя полезную нагрузку. Связь с ним осуществляется по нескольким резервированным каналам — спутниковым и нескольким защищенным радиоканалам. Весь полет проходит в автоматическом режиме, но может корректироваться оператором.

Как уточнил специалист, высотный беспилотный аппарат на солнечных батареях называется атмосферным спутником потому, что может выполнять или резервировать множество функций, присущих космическим аппаратам, находящимся на низкой околоземной орбите. 

— Атмосферный спутник может выполнять длительные миссии, годами барражируя над просторами Мирового океана по воздушным течениям, над территориями с отсутствием аэродромной инфраструктуры, малонаселенными приграничными территориями, морскими границами, принимая и ретранслируя информацию как для гражданских, так и военных объектов, — отметил Сергей Тыцык. 

В ФПИ не раскрывают полной информации по атмосферному спутнику. Известно, что прототип имеет девятиметровый размах крыла и вес 12 кг. В ходе испытаний аппарат «находился в воздухе 50 часов» на высотах до 9 тыс. м и был «принудительно» посажен руководителем испытаний. Как объяснил Тыцык, за это время было получено полное представление об эффективности сохранения энергии после двух циклов работы энергетической системы в режиме «день-ночь». 

— По факту на балансе осталось более 30% емкости аккумуляторов, и это дает уверенность, что беспилотник в данной конфигурации может летать непрерывно три летних месяца на широте Москвы, — говорит Тыцык. — В ходе испытаний аппарат показал высокую стабильность, стойкость к турбулентности, сложным метеоусловиям. Всё это позволяет уже осенью приступить к испытаниям второго прототипа комплекса — высотного ретранслятора «Сова» с размахом крыла 28 м и высотой применения до 20 тыс. м. 

Главный редактор профильного отраслевого журнала «Беспилотная техника» Денис Федутинов признался «Известиям», что начало испытаний атмосферных спутников в России для него новость.

— Недавно основное внимание было уделено проекту компании Facebook Aquila, — отметил Денис Федутинов. — Этот аппарат предназначен для полетов на высоте более 18 тыс. м, что позволяет ему находиться практически выше всех возможных атмосферных явлений. Аппарат летает над облаками и разнообразными погодными условиями, где окружающая среда и ветер, как правило, достаточно стабильны или, по крайней мере, очень предсказуемы. На такой высоте в поле зрения беспилотника попадает сразу порядка 45 тыс. кв. км земной поверхности. Поэтому базовая станция сотовой связи, установленная на Aquila, смогла бы заменить 100 таких станций на поверхности Земли. По словам специалиста, основное применение Aquila в Facebook видят в Африке. Там, где создание наземных базовых станций связи и дорого, и небезопасно. В этом плане Россия похожа на Африку — огромные пространства, геополитические интересы в Мировом океане и невозможность полноценного развития спутниковой группировки связи и разведки. 

— Атмосферные спутники — недорогое решение глобальных задач, — отметил Сергей Тыцык. — В то же время эти аппараты способны заменить собой целый ряд спутниковых систем, стоимость и вывод в космос которых несоизмеримо дороже.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer