Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Начало Хамадана


24 августа 2016 года Константин Сивков, Независимое военное обозрение


Еще недавно СССР, а за ним и Россия рассматривались иранским руководством как «малый шайтан». Да и Москва уже в период наметившегося сближения с Тегераном в угоду США поступала в отношении Исламской Республики весьма недружественно.

Еще недавно СССР, а за ним и Россия рассматривались иранским руководством как «малый шайтан». Да и Москва уже в период наметившегося сближения с Тегераном в угоду США поступала в отношении Исламской Республики весьма недружественно. Достаточно вспомнить ущерб, нанесенный двусторонним отношениям в президентство Медведева поддержкой резолюции 1929 СБ ООН и отказом от поставок в Иран ЗРС С-300, которые не подпадали под эмбарго и были частично оплачены.

База «подскока»

Появление российских боевых самолетов на авиабазе «Хамадан» свидетельствует об исключительно высоких темпах развития российско-иранского сотрудничества. Причем уже не только в экономической и военно-технической сфере, но и в геостратегическом плане, когда одна страна предоставляет другой свою территорию для базирования войск. Надо заметить, что фактически с начала введения группировки ВКС РФ в Сирию и ее активных действий против ИГ Иран открывал воздушные коридоры для российских транспортников, давал согласие для пролета крылатых ракет «Калибр», предоставлял возможность дозаправки на своих аэродромах (на том же Хамадане). Однако базирование авиационной группировки – куда более высокий уровень взаимодействия.

“ Появится возможность контролировать воздушное пространство над Сирией и вести комплексную разведку до 30–40 процентов времени суток в повседневных условиях, а при обострении ситуации – непрерывно ”
Что представляет собой авиабаза «Хамадан»? Она расположена в 47 километрах к северу от одноименного города, крупного административно-промышленного центра. В древности он назывался Экбатана и был столицей Персидской империи, первого в истории иранского этноса государственного образования, сыгравшего в истории человечества огромную роль.

На авиабазе две взлетно-посадочные полосы шириной около 50 метров. Одна из них имеет длину около 3900 метров, вторая – 4300 метров. Асфальтобетонное покрытие позволяет принимать самолеты тяжелых классов весом до 350 тонн. Авиабаза оснащена всем необходимым оборудованием, чтобы совершать взлет-посадку в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. Оперативная емкость – 70–80 машин фронтовой (тактической) авиации. Соответственно предельное количество самолетов типа Ту-22М3, которые могут здесь базироваться, – 45–50. Это полноценная авиадивизия.

Авиабаза располагает значительными площадями складских помещений для хранения материальных средств и вооружения, а также емкостями для ГСМ, необходимых для обеспечения многочисленной авиагруппы в течение длительного времени. То есть условия вполне благоприятные.

Следует отметить близость базы к основным районам боевых действий в Сирии – от 700 до 900 километров. Для сравнения: удаленность театра военных действий в Сирии от аэродрома в Моздоке, откуда действует наша дальняя авиация, – 2100–2300 километров. Еще ближе иранская площадка расположена к районам противостояния с ИГ в Ираке. Здесь возможные объекты удара находятся на удалении всего 300–500 километров.

Воздушный «мост» между ближайшими российскими аэродромами и «Хамаданом» почти вдвое короче, чем до Хмеймима. Это означает, что материально-техническое снабжение нашей группировки ВКС упрощается. Конечно, основная часть грузов в Сирию сегодня идет морским путем. Однако в Хамадан Россия может доставлять материально-технические средства наземными маршрутами с использованием транспортной инфраструктуры Ирана. И этот путь с точки зрения пропускной способности вполне сопоставим с морским.

Наконец, особое значение имеет безопасность. Авиабаза «Хамадан» расположена в стабильном государстве и базирующейся на ней авиации, материально-техническим ресурсам и запасам ничего не угрожает в отличие от Хмеймима, который, несмотря на мощную систему обороны, может оказаться под ударом диверсионных групп боевиков. Фронт-то проходит недалеко.

Эффектно и эффективно

Что дает развертывание группировки нашей авиации в Хамадане в деле борьбы с ИГ. Вспомним некоторые тактико-технические характеристики наших боевых самолетов, которые могут здесь базироваться.

Ту-22М3, основной самолет дальней авиации, при нормальном взлетном весе 112 тонн имеет максимальную дальность около 7500 километров. С боевой нагрузкой 10–12 тонн и при полете по смешанному профилю его боевой радиус около 2400 километров. С предельной боевой нагрузкой 24 тонны и подъемом на большие высоты он сокращается до 1100 километров.

Су-34, уже действующие с авиабазы в Иране, имеют максимальный взлетный вес 45 тонн. Перегоночная дальность составляет около 4500 километров (без подвесных топливных баков). Боевой радиус с нагрузкой пять-шесть тонн при полете на больших высотах – около 1200 километров, а с максимальными восьмью – десятью тоннами он сокращается до 600–800 километров.

Еще один тип самолета, который в перспективе может действовать с аэродрома Хамадан – старый добрый Су-24М. Это самолет с нормальной боевой нагрузкой четыре – шесть тонн имеет боевой радиус 800–900 километров, а при максимальной – восемь тонн – всего 500 километров.

Теперь можно оценить, как изменятся возможности нашей авиации с появлением базы в Хамадане в следующих основных зонах: западная Сирия, восточная ее часть и Ирак (хотя сегодня наша авиация против объектов на его территории активно не действует, в перспективе такую возможность исключить нельзя). Обратим внимание на три основных аспекта, наиболее зависящих от удаленности района базирования: боевая нагрузка, напряженность работы авиации (измеряемая в количестве самолетовылетов в сутки) и время реакции, которое исчисляется с момента получения боевой задачи до нанесения удара по назначенной цели. В качестве критерия боевой эффективности выберем ожидаемое изменение расчетного количества пораженных типовых объектов.

Для нашей фронтовой авиации использование Хамадана для ударов по объектам на территории Сирии существенного прироста боевой эффективности не даст. Хмеймим ближе к зоне боевых действий в западных провинциях страны и приблизительно на таком же удалении от восточных. Однако расстояние от Хамадана до вероятных районов применения авиации в Ираке в полтора раза меньше. Это позволяет увеличить боевую нагрузку Су-34 и Су-24М на 30–40 процентов. Напряженность существенно не изменится, но время реакции сократится на 15–20 процентов. В целом перебазирование нашей фронтовой авиации в Хамадане позволит повысить эффективность ее действий против объектов в Ираке на 25–45 процентов в зависимости от расположения целей и их особенностей. Впрочем, пока это потенциальная возможность.

Иная картина складывается относительно самолетов дальней авиации. Использование аэродрома Хамадан приближает район базирования наших Ту-22М3 более чем вдвое к основным целям на территории Сирии. Это позволяет самолетам действовать с предельной боевой нагрузкой 22–24 тонны, то есть почти в два раза большей, чем из Моздока. А за счет двойного сокращения времени полета к целям ориентировочно на 25–30 процентов может быть повышена напряженность. Таким образом, среднесуточный объем боевой нагрузки, доставляемый самолетами дальней авиации к целям в Сирии, возрастает в 2–2,5 раза и время реакции сокращается на 35–40 процентов. Соответственно боевая эффективность может возрасти более чем втрое.

Еще большее значение базирование в Хамадане имеет для самолетов РЛДиУ А-50М и ведущих комплексную разведку Ил-20М. При действиях с аэродромов на территории России они могут находиться в районе боевого предназначения в Сирии в пределах полутора-двух часов. Малое количество этих самолетов (около 15 А-50 разных модификаций и 27 Ил-20) обусловливает их эпизодическое и весьма короткое применение в Сирии. При базировании в Хамадане временной ресурс возрастает до четырех – шести часов. Появляется возможность контролировать воздушное пространство над Сирией самолетами РЛДиУ и вести комплексную разведку Ил-20М в повседневных условиях до 30–40 процентов суток и непрерывно в моменты обострения ситуации. А это позволит минимум на 30–50 процентов повысить эффективность действий нашей ударной авиации и гарантировать ее боевую устойчивость при возможном воздушном нападении.

Констатируем: Хамадан значительно расширит возможности наших ВКС в регионе. С учетом вероятного боевого состава привлекаемых сил, в частности дальней авиации, прирост эффективности российской группировки ВКС составит 25–30 процентов, а то и больше.

Чем ответят Штаты?

Помимо очевидного военно-стратегического значения появление группировки ВКС РФ в Иране имеет и политические последствия, особенно в связи с предоставлением сирийским правительством на постоянной основе в безвозмездное пользование авиабазы «Хмеймим». Это означает, что наше геополитическое предполье выдвигается на наиболее опасном ближневосточном направлении более чем на 600 километров.

Между Россией и Ираном складываются не просто экономические, военно-технические и прочие отношения. Возникают предпосылки к созданию полноценного военно-политического союза. США уже не смогут угрожать Ирану, так как это делали ранее (в 2006 году Штаты готовили полноценный удар по стране с целью уничтожения ее ядерного комплекса). Становится неосуществимой и вооруженная агрессия Запада против Сирии. Более того, возможно формирование военно-политического блока (или союза, если выражаться политкорректно) в составе России, Ирана и Сирии, к которому потянутся и другие страны региона, разочаровавшиеся в США или вышедшие из-под американского контроля. То есть появление нашей авиации в Иране – очередная геополитическая неудача Вашингтона, черная метка для претендента на гегемонию, означающая еще большее сокращение его влияния в этом ключевом регионе.

Это сигнал и для потенциальных союзников России, не только на Ближнем Востоке: наша страна возвращает статус глобального центра силы и не только способна поддержать союзников своей военной мощью, но и воссоздает сеть баз на территориях других государств. Многие, столкнувшись с западной угрозой, в том числе и гибридной, предпочтут опереться на российскую поддержку. Это, к примеру, Турция, чье руководство, испытав на себе американскую атаку (провалившимся переворотом, очевидно, руководили из Вашингтона), начало сближаться с Россией. И США вынуждены начать вывод своего тактического ядерного оружия с территории страны. А это между прочим важнейший геостратегический плацдарм – весь передовой южный фланг НАТО, нависающий над Ближним Востоком и Россией.

Поэтому надо полагать, что атака на нашу страну с целью парировать ее продвижение на юг еще впереди. Первая акция США с обвинением России в нарушении ооновской резолюции № 2231 (явно поспешная) легко отражена. Однако это, вероятно, только начало.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpQFo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer