Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вспоминая прошлое, смотрим в будущее


21 сентября 2016 года Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Шесть десятилетий назад в сентябре и октябре 1956 г. начались регулярные полеты с пассажирами на внутренних и международных линиях на первом в мире пассажирском реактивном самолете Ту-104. 

Об этом эпохальном событии в мировой авиации и его влиянии на современное развитие авиации размышляет известный авиаконструктор, участник создания самолета Ту-104 Александр Сергеевич Шенгардт.

Пилотируемый экипажем летчика-испытателя ОКБ А.Н. Туполева Юрия Алашеева первый полет пассажирский реактивный самолет Ту-104 совершил 17 июня 1955 г. Без преувеличения можно сказать, что это событие стало эпохальным в мировой авиации. 

Ту-104 был создан коллективом нашего конструкторского бюро на базе реактивного бомбардировщика Ту-16. А годом позже – 15 сентября 1956 г. (60 лет назад!!!) рейсом Москва–Иркутск (командиром корабля был Е.П. Барабаш) начались регулярные пассажирские перевозки на реактивной технике. Менее чем через месяц, 12 октября 1956 г., состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу (командир корабля Б.П. Бугаев, будущий министр гражданской авиации СССР). 

Мы оказались в этом отношении первыми в мире, несмотря на то, что британские авиационные специалисты несколько ранее создали реактивный пассажирский самолет «Комета» и даже приступили к пассажирским перевозкам. Но… (ох уж эти «но») наши коллеги поторопились и не провели в надлежащем объеме обязательные испытания, в том числе, на прочность сравнительно большой по объему герметичной кабины. Неизвестно чем была вызвана такая торопливость, но она привела к следующим одна за другой жестоким катастрофам в полете с гибелью всех пассажиров.

Они, эти катастрофы, вызвали остановку начавшихся было перевозок на внушительное время. Обидно, но ведь в ту пору, быть может, не в полном объеме, но специалисты-авиационщики и, особенно, материаловеды знали и о концентрации напряжений, и об усталости металла при циклических нагрузках. Поторопились …и отстали. 

Конечно, не обошлось без довольно, порой резких, высказываний о «сточетверке». Мол, «взяли и переделали из бомбардировщика» и т. д. и т. п. Знали бы наши критики, сколько труда, изобретательности и творческих находок было вложено в этот корабль. А поистине грандиозный объем испытаний: и прочностных, и системно-стендовых, и летных!

Обычно, вспоминая прошлое, говорят о самом событии, забывая об окружающей обстановке. Напомню. В разгар холодной войны СССР продолжал наращивать бурными темпами мирную жизнь. А она требовала ускоренного передвижения людей на обширнейшей территории. Железная дорога, в ряде мест однопутная, не справлялась с людским потоком. Нужны были средства быстрого передвижения. Вслед за Ту-104 появились турбовинтовые самолеты Ил-18, Ан-10. Страна стала во всех отношениях авиационной. Но для самолетов нужна была соответствующая наземная инфраструктура. Так одна отрасль стала требовать развития другой. Страна мужала, ее хозяйство совершенствовалось. Требовался самолет для регионов. Им стал Ту-124 – уменьшенный вариант Ту-104. Уже в 1960 г. «малую тушку» запустили в серийное производство на Харьковском авиационном заводе.

Шли годы. Для авиаперевозчиков стало уже неудобно планировать потоки пассажиров, имея в распоряжении три разнотипных самолета: один с большой дальностью, другой – неприхотливый к аэродромам и великолепными взлетно-посадочными характеристиками, третий – с большой крейсерской скоростью.

Наступило время создания самолета, вобравшего в себя все три превосходных качества своих предшественников. Таким самолетом стал Ту-154. Но это, как говорит ведущий популярного телесериала Леонид Каневский, «уже другая история». Скажу лишь, что самолеты Ту-154 вместе с Ту-134, вышедшем на замену Ту-124, в 80-е гг. выполняли в общесоюзном Аэрофлоте две трети объема всех пассажирских авиаперевозок, принося ему три четверти прибыли.

Появление «сточетверки» на базе военной машины имело еще одно большое значение, не только не теряющее свою роль сегодня, но и, я уверен, необходимое в будущем. Дело в том, что многие системы и узлы на том и другом самолете просто одинаковы. А пассажирский самолет в обыденной жизни, естественно, имеет больший налет по сравнению с военным. Следовательно, на нем быстрее выявляются особенности и порой недостатки: конструктивные и производственные. И тут уже задача разработчика и производителя авиатехники быстро все учитывать и устранять. В том числе, и при различных модернизациях с применением новых комплектующих и т. д.

Такое «отслеживание реальных условий эксплуатации» переносится и на боевую технику, обеспечивая ее высокую исправность и готовность к выполнению задания. На мой взгляд, это очень важно, и не следует разработчика боевой техники лишать возможности создавать массовые пассажирские машины (вовсе не на базе военных самолетов, но сохраняя авторский почерк во многих конструктивных решениях).

Но все это о сегодняшнем дне. А что будет завтра? 

Какие бы трудности нас не ожидали, но Наука и Техника всегда будут шагать вперед, дружно взявшись за руки. Судя по всему, следует ожидать в нашей отрасли, как появления новых направлений, так и сокращения привычных старых.

Безусловно, экологические требования приведут к применению в авиации альтернативного топлива. Сначала это будет, по всей вероятности, сжиженный природный газ, а затем жидкий водород, а позже (кто знает – может быть, и параллельно) – полностью электрический самолет. Ведь в этом направлении сделаны уже первые шаги.

Отечественный холдинг «Технодинамика» работает над заменой гидроприводов на электрические в системе уборки-выпуска шасси. Американцы на самолете Boeing 787 в такой системе уже провели частично замену гидравлики на электрику. А компания Aero Electric Aircraft представила полностью электрический самолет Sun Flyer. 

Безусловно, еще один серьезный толчок вперед связан с развитием беспилотной авиации. Не исключена возможность появления этого направления в крупных конструкторских бюро.

Или будем ждать нашего объединения в Жуковском?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2quo
Доставка продуктов из магазина Зеленый Перекресток: http://courier.youdo.com/store-delivery/green-perekrestok/
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer