Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вспоминая прошлое, смотрим в будущее


21 сентября 2016 года Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Шесть десятилетий назад в сентябре и октябре 1956 г. начались регулярные полеты с пассажирами на внутренних и международных линиях на первом в мире пассажирском реактивном самолете Ту-104. 

Об этом эпохальном событии в мировой авиации и его влиянии на современное развитие авиации размышляет известный авиаконструктор, участник создания самолета Ту-104 Александр Сергеевич Шенгардт.

Пилотируемый экипажем летчика-испытателя ОКБ А.Н. Туполева Юрия Алашеева первый полет пассажирский реактивный самолет Ту-104 совершил 17 июня 1955 г. Без преувеличения можно сказать, что это событие стало эпохальным в мировой авиации. 

Ту-104 был создан коллективом нашего конструкторского бюро на базе реактивного бомбардировщика Ту-16. А годом позже – 15 сентября 1956 г. (60 лет назад!!!) рейсом Москва–Иркутск (командиром корабля был Е.П. Барабаш) начались регулярные пассажирские перевозки на реактивной технике. Менее чем через месяц, 12 октября 1956 г., состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу (командир корабля Б.П. Бугаев, будущий министр гражданской авиации СССР). 

Мы оказались в этом отношении первыми в мире, несмотря на то, что британские авиационные специалисты несколько ранее создали реактивный пассажирский самолет «Комета» и даже приступили к пассажирским перевозкам. Но… (ох уж эти «но») наши коллеги поторопились и не провели в надлежащем объеме обязательные испытания, в том числе, на прочность сравнительно большой по объему герметичной кабины. Неизвестно чем была вызвана такая торопливость, но она привела к следующим одна за другой жестоким катастрофам в полете с гибелью всех пассажиров.

Они, эти катастрофы, вызвали остановку начавшихся было перевозок на внушительное время. Обидно, но ведь в ту пору, быть может, не в полном объеме, но специалисты-авиационщики и, особенно, материаловеды знали и о концентрации напряжений, и об усталости металла при циклических нагрузках. Поторопились …и отстали. 

Конечно, не обошлось без довольно, порой резких, высказываний о «сточетверке». Мол, «взяли и переделали из бомбардировщика» и т. д. и т. п. Знали бы наши критики, сколько труда, изобретательности и творческих находок было вложено в этот корабль. А поистине грандиозный объем испытаний: и прочностных, и системно-стендовых, и летных!

Обычно, вспоминая прошлое, говорят о самом событии, забывая об окружающей обстановке. Напомню. В разгар холодной войны СССР продолжал наращивать бурными темпами мирную жизнь. А она требовала ускоренного передвижения людей на обширнейшей территории. Железная дорога, в ряде мест однопутная, не справлялась с людским потоком. Нужны были средства быстрого передвижения. Вслед за Ту-104 появились турбовинтовые самолеты Ил-18, Ан-10. Страна стала во всех отношениях авиационной. Но для самолетов нужна была соответствующая наземная инфраструктура. Так одна отрасль стала требовать развития другой. Страна мужала, ее хозяйство совершенствовалось. Требовался самолет для регионов. Им стал Ту-124 – уменьшенный вариант Ту-104. Уже в 1960 г. «малую тушку» запустили в серийное производство на Харьковском авиационном заводе.

Шли годы. Для авиаперевозчиков стало уже неудобно планировать потоки пассажиров, имея в распоряжении три разнотипных самолета: один с большой дальностью, другой – неприхотливый к аэродромам и великолепными взлетно-посадочными характеристиками, третий – с большой крейсерской скоростью.

Наступило время создания самолета, вобравшего в себя все три превосходных качества своих предшественников. Таким самолетом стал Ту-154. Но это, как говорит ведущий популярного телесериала Леонид Каневский, «уже другая история». Скажу лишь, что самолеты Ту-154 вместе с Ту-134, вышедшем на замену Ту-124, в 80-е гг. выполняли в общесоюзном Аэрофлоте две трети объема всех пассажирских авиаперевозок, принося ему три четверти прибыли.

Появление «сточетверки» на базе военной машины имело еще одно большое значение, не только не теряющее свою роль сегодня, но и, я уверен, необходимое в будущем. Дело в том, что многие системы и узлы на том и другом самолете просто одинаковы. А пассажирский самолет в обыденной жизни, естественно, имеет больший налет по сравнению с военным. Следовательно, на нем быстрее выявляются особенности и порой недостатки: конструктивные и производственные. И тут уже задача разработчика и производителя авиатехники быстро все учитывать и устранять. В том числе, и при различных модернизациях с применением новых комплектующих и т. д.

Такое «отслеживание реальных условий эксплуатации» переносится и на боевую технику, обеспечивая ее высокую исправность и готовность к выполнению задания. На мой взгляд, это очень важно, и не следует разработчика боевой техники лишать возможности создавать массовые пассажирские машины (вовсе не на базе военных самолетов, но сохраняя авторский почерк во многих конструктивных решениях).

Но все это о сегодняшнем дне. А что будет завтра? 

Какие бы трудности нас не ожидали, но Наука и Техника всегда будут шагать вперед, дружно взявшись за руки. Судя по всему, следует ожидать в нашей отрасли, как появления новых направлений, так и сокращения привычных старых.

Безусловно, экологические требования приведут к применению в авиации альтернативного топлива. Сначала это будет, по всей вероятности, сжиженный природный газ, а затем жидкий водород, а позже (кто знает – может быть, и параллельно) – полностью электрический самолет. Ведь в этом направлении сделаны уже первые шаги.

Отечественный холдинг «Технодинамика» работает над заменой гидроприводов на электрические в системе уборки-выпуска шасси. Американцы на самолете Boeing 787 в такой системе уже провели частично замену гидравлики на электрику. А компания Aero Electric Aircraft представила полностью электрический самолет Sun Flyer. 

Безусловно, еще один серьезный толчок вперед связан с развитием беспилотной авиации. Не исключена возможность появления этого направления в крупных конструкторских бюро.

Или будем ждать нашего объединения в Жуковском?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2quo
Доставка продуктов из магазина Зеленый Перекресток: http://courier.youdo.com/store-delivery/green-perekrestok/
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer