Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Американский F-22 против российского ПАК-ФА и китайского J-20


19 сентября 2016 года Дэйв Маджумдар (Dave Majumdar), The National Interest (перевод inoСМИ)


У CША, России и Китая есть кое-что общее: все эти страны производят самые современные реактивные истребители в мире. В частности, речь идет об истребителях пятого поколения, которые, как минимум, теоретически могут в течение будущих десятилетий играть решающую роль в небе.

Наибольший интерес вызывают F-22, ПАК-ФА и J-20. У каждого есть свои слабости и преимущества, но способны ли они действительно одолеть американский F-22 «Раптор»?

Способен ли новый российский истребитель сравниться с лучшим американским?

Может ли китайский истребитель пятого поколения конкурировать с Америкой в воздухе?

В то время как такие сражения в воздухе будут означать буквально начало третьей мировой войны, обрисовать достоинства и недостатки F-22 по сравнению с обоими самолетами, представляется весьма важным. Поэтому, чтобы доставить удовольствие нашим читателям, Дэйв Маджумдар, военный эксперт The National Interest, проанализировал, что же произойдет, если F-22 столкнется с этими самолетами в бою. Ниже, в двух отдельных статьях (обе выходили в прошлом году), объединенных в этой публикации, мы даем ответ на этот вопрос. Итак, в бой!

* * *

В этом году исполнится десять лет, с тех пор как было заявлено о готовности к эксплуатации F-22 «Раптор» компании Локхид Мартин (Lockheed Martin) американскими ВВС.

Многие называли его самым боеспособным сверхманевренным истребителем за всю историю авиации, и совсем недавно около года назад «Раптор» продемонстрировал свои качества в сражении над Сирией и Ираком. Однако самолету не приходилось уничтожать советскую воздушную армаду над Фульдским коридором или прорывать усиленную интегрированную систему ПВО противника, как задумывалось его конструкторами. Вместо этого «Раптор» использовался в качестве летающей платформы с приборами обнаружения. 

Однако скоро F-22 может столкнуться с равным себе противником, который его победит (хотя шансы невелики). Россия и Китай усиленно занимаются разработкой самолетов J-20 и Сухой Т-50 ПАК-ФА. Из двух машин ПАК-ФА представляет, вероятно, более серьезную конкуренцию. Несмотря на распад Советского Союза, Россия каким-то образом смогла сохранить относительно эффективную военно-промышленную базу, которая, однако, не идет ни в какое сравнение с прошлым.

Все в ПАК-ФА говорит о том, что самолет по концепции похож на «Раптор»: он оптимизирован как скоростной, высотный сверманевренный истребитель-невидимка. Однако, как можно предполагать, русские сделали больший упор на одни характеристики, уделив меньше внимания другим.

Хорошим примером служит малозаметность. В дизайне Т-50 меньше внимания уделяется всеракурсной малозаметности. Вместо этого фокус сделан на невидимости фронтальной части машины, что делает ее похожим героя игры Pac-man, в то время как F-22, если смотреть на него сверху, напоминает, скорее, паука. В малозаметности у F-22 большое преимущество над российским истребителем.

По кинематике Т-50 и F-22 вполне сопоставимы, особенно после того как у ПАК-ФА появятся новые двигатели. Сегодняшний его двигатель под названием «Изделие 117» вполне достойный, но в дальнейшем самолету потребуется экспериментальный двигатель «Изделие 30», чтобы раскрыть в полной мере возможности его планера. 

Оба самолета способны летать на сверхзвуковой скорости. «Раптор» развивает скорость чуть больше числа Маха 1,8 без форсажной камеры, в то время как ПАК-ФА, вероятно, способен достигать, по меньшей мере, М 1,6 без компрессора высокого давления. Максимальная рабочая  высота, достигаемая F-22, равна 20 000 метров, как, вероятно, и у Т-50. Что касается максимальной скорости, то «Раптор» развивает ее до предела М 2.0 из-за недостатка его радиопоглощающих материалов. Я полагаю, «Сухой» имеет те же скоростные пределы. 

В то время как у F-22 есть преимущество в малозаметности, российский самолет обладает лучшей маневренностью. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и все говорит о том, что ПАК-ФА имеет преимущество в поворотливости. На российском самолете также может действовать смонтированная в шлеме система отображения информации, при этом с самого начала ПАК-ФА оснащен ракетами с непрямой наводкой.

В 2017 году «Раптор» получит ракету AIM-9X, а к 2020 году ВВС США планируют оснастить его смонтированной в шлеме системой отображения информации. Это не так плохо, потому что, учитывая состояние российской экономики, ПАК-ФА к тому времени еще не будет введен  в эксплуатацию.

Что касается бортовой электроники, «Раптор», вероятно, имеет преимущество в виде сочетания датчиков и интерфейса пилот-машина. Россия никогда не отличалась разработкой удобных в эксплуатации кабин, достаточно хотя бы взглянуть на МиГ-29. Однако русские работают над собой. В целом по функционированию датчиков самолеты похожи, русские делают приличные радиолокационные станции и отличные системы РЭБ.

При прочих равных, если малозаметность будет играть решающую роль, то у ПАК-ФА будет серьезный недостаток. Если же окажется, что американские ВВС зря так полагаются на малозаметность, то у ПАК-ФА будет преимущество. Однако в конечном итоге война существует по своим правилам, ее исход невозможно предсказать с какой бы то ни было долей уверенности.

* * *

Несмотря на экономические трудности, Китай может стать единственным достойным соперником США в следующие 50 лет. Пока вероятность конфликта мала (третья мировая война не входит ни в чьи интересы), США должны готовиться к такому повороту событий. 

Во всех современных традиционных войнах главную роль играет авиация и преимущество в воздухе. Главным оружием США для обеспечения преимущества в небе будет F-22 «Раптор», пока его не сменят любые новые разработки программы F-X ВВС США. Наиболее непосредственным китайским аналогом «Раптора» является J-20. Насколько же этот истребитель хорош по сравнению с лучшим американским?

О китайском истребителе известно не так много, может быть, его даже нельзя назвать истребителем в традиционном смысле этого слова. Это специализированный самолет, сконструированный для нападения на движущие силы американских войск, брошенных на запад Тихого океана в рамках системы преграждения доступа/блокирования зоны (A2/AD). В целом, истребитель может быть оптимизирован для нанесения ударов по вспомогательным средствам, например, заправщикам, авиационным комплексам радиообнаружения и наведения, самолетам боевого управления и целеуказания, он может даже перевозить ракеты для нанесения ударов по разбросанным в разных участках региона американским базам и авианосцам. 

Вот что нам на самом деле известно о J-20. У него малозаметный планер и он в некотором роде позаимствовал некоторые дизайнерские решения как у «Раптора», так и у его собрата по производству, тактического истребителя F-35. Это не просто совпадение, весьма вероятно, что китайцы украли значительную долю секретной информации по F-35.

Есть некоторые сведения, указывающие, что J-20 первоначально был задуман как тактический истребитель с мощной системой ракет воздух-воздух. Как американский F-35, прототипы J-20 оснащены электронно-оптической системой наведения, смонтированной под носом машины. Датчик EOTS-89, вероятно, является разработкой пекинского A-Star Science and Technology (EOTS расшифровывается как электронно-оптическая система наведения). Специально разработанному сверманевренному истребителю не понадобился бы такого рода датчик.

Есть также сведения, указывающие, что китайский истребитель оснащен РЛС с АФАР. Предполагается, что J-20 будут снабжены РЛС Type 1475, который, вероятно, тестируется на принадлежащем китайскому учебному полигону «Туполеве» Ту-204. Однако никаких подтверждений этой информации нет, потому что ВВС Народно-освободительной армии не слишком охотно делится информацией о находящихся в разработке проектах. Учитывая это, а также интерес Пекина к Су-35 (продиктованный, вполне возможно, желанием получить РЛС и детали двигателестроения этой машины), я сомневаюсь, насколько далеко китайцы продвинулись в разработке рабочей РЛС с АФАР. 

Вероятно, самым веским доказательством того, что J-20 оптимизирован для нанесения тактических ударов, служит его огромный планер при относительно маленьких крыльях. У него также огромные отсеки вооружения. Такая конфигурация хороша для быстрого сверхзвукового тактического авиатранспорта, но не идеальна для сверхманевренного истребителя, которому требуется осуществлять множество поворотов. 

Более того, Китай не продемонстрировал наличия технологии двигателестроения, необходимой для снабжения двигателем сверхманевренного истребителя таких габаритов. КНР не усовершенствовала отечественного WS-10, не говоря уже о завершении разработки самолета следующего поколения WS-15. На самом деле, Китай еще даже не доказал, что может построить внушающий доверие двигатель истребителя, даже с учетом использования украденных у России конструкций. Однако тактический истребитель не должен обладать значительным отношением тяги к весу, таким образом, сейчас китайцам может подойти двигатель российского аналога, Сатурна.

Далее, веским аргументом является то, что тактические истребители малой дальности, например F-22 и F-35 не подходят для операций в Западной части Тихого океана, с его огромными расстояниями и небольшим количеством баз. Те же географические ограничения относятся и к Китаю. Это значит, что для обеспечения функционирования истребителей F-22 и F-35 потребуются заправщики, способные летать на большие расстояния. Наиболее логичным способом, с помощью которого Китай может бороться с американскими ВВС и ВВС НАТО, было бы не вступать с этими силами в прямую конфронтацию, а, скорее, лишить их способности летать. То есть наносить удары по американским базам, заправщикам и узловым пунктам связи. В этом плане, с этой точки зрения, J-20 может  стать средством достижения превосходства в воздухе для Китая. И здесь может быть его преимущество по сравнению с F-22.

Разумеется, все это только предположения. Только ВВС НОА могут знать, где они применят J-20, и он может оказаться грозным противником.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBu7qP
YouDo: http://courier.youdo.com/store-delivery/perekrestok/, лучшие цены по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/price/dlv/nedorogo/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer