Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крушение без имен


29 сентября 2016 года Г. Петелин, А. Братерский, Д. Кириллов, И. Крючков , Газета.Ru


Международная следственная группа (JIT) представила итоги расследования катастрофы рейса MH17. Следователи настаивают на том, что Boeing 777 был сбит с земли из установки «Бук», доставленной из России. Российские же эксперты утверждают, что доклад сильно политизирован, при этом доказательства, собранные российской стороной, даже не были приняты во внимание.

Началась презентация выводов следственной группы с выступления главного прокурора Нидерландов Фреда Вестербеке. Он напомнил, кто входит в JIT: это Нидерланды, Австралия, Малайзия, Бельгия и Украина. Всего же в расследовании, по его словам, участвовало свыше 12 стран. Для поиска виновных активно использовались социальные сети, а также анализировались данные более чем 3 тыс. телефонных звонков.

По словам Вестербеке, JIT исключила две версии катастрофы: технической неисправности и террористической атаки внутри лайнера. Так что изначально следствие рассматривало два сценария: был ли самолет сбит с земли или с воздуха.

Голландский прокурор объяснял: если бы авиалайнер, следовавший рейсом MH17, был сбит другим самолетом, его бы засекли радары.

В итоге эксперты JIT пришли к выводам, что малайзийский Boeing был сбит ракетой с земли, а собранные ими доказательства говорят о том, что установка «Бук» была привезена в Донецкую область из России, а затем отправлена обратно.

В качестве доказательства этой версии была показана расшифровка телефонных разговоров, сделанных 16–17 июля 2014 года. На расшифровке, предположительно, сторонники ополченцев обсуждают применение Киевом ВВС, а также прибытие «Бука».

Кроме того, было продемонстрировано видео с подробным описанием ракеты серии 9M38, которая поразила носовую часть фюзеляжа самолета. Боеголовка содержала двутавры — поражающие элементы Н-образной формы. Части снаряда были найдены и в остатках фюзеляжа, в том числе кабины, и в останках погибших. JIT пришла к выводу, что «Бук» находился рядом с населенным пунктом Снежное. Об этом, утверждают специалисты следственной группы, свидетельствуют данные, предоставленные США и Европейским космическим агентством, а также звонки тех людей, которые видели «Бук» и даже засняли его передвижение.

Установка, по версии следователей, была тайно провезена через границу России и Украины на тягаче. Вначале «Бук» был доставлен в Донецк, а потом его отбуксировали в Снежное. Финальное место — Первомайский.

В качестве подтверждения были продемонстрированы ролики из YouTube о передвижении «Бука» по Донецку, Макеевке и Торезе. Комплекс сопровождали несколько автомобилей ДНР. Кроме того, докладчики показали фото с места предполагаемого запуска, на котором был изображен выжженный участок земли и следы от стоянки «Бука». После запуска, по данным следователей, установка была переправлена в Дебальцево, а затем — в направлении Луганска. Везли «Бук» на грузовике Volvo.

Также во время презентации доклада была представлена аудиозапись, на которой ополченцы утверждают, что после выстрела машина уехала в Россию, и обсуждают многочисленные звонки с вопросами о том, что произошло.

По версии JIT, к транспортировке и запуску ракеты были причастны около ста человек. Именно они должны нести ответственность за гибель самолета. Правда, личности этих людей следователям еще предстоит установить.

Россия не согласна

В докладе JIT совершенно не были учтены данные, которые предоставляла российская сторона. Среди них — данные российских РЛС. Ранее собственное расследование проводил и производитель «Бука» — концерн «Алмаз-Антей». Специалисты этого предприятия провели натурный эксперимент, согласно которому «Бук» не был российским, а запуск произведен был с территории, подконтрольной Украине.

По словам следователей JIT, доказательств собрано уже столько, что эти данные не могут повлиять на общий вывод. Почти сразу после окончания доклада JIT стало известно, что свою обновленную позицию предъявит российская сторона: концерн «Алмаз-Антей» и Лианозовский электромеханический завод.

Представители российских компаний в своей презентации стали педантично рассматривать снимки обломков, сопровождая выводами экспертиз. Временами технических подробностей было так много, что неспециалисту понять, о чем идет речь, было непросто.

Суть же объяснений сводилась к следующему: реальные повреждения Boeing не соответствуют той модели, которую анализировали голландские эксперты.

По словам советника генерального конструктора Михаила Малышевского, российская сторона еще весной 2015 года предполагала, что голландцы могут не учесть результаты расследования «Алмаз-Антея». По словам Малышевского, если смоделировать голландскую версию, то правое крыло Boeing должно было получить повреждение. Однако голландцы эти повреждения не показали. И наоборот: повреждения были зафиксированы там, где их нет.

Наконец, Малышевский вновь проговорил версию «Алмаз-Антея» о том, что снаряд выпускали из-под Зарощенского, а не Снежного. После выступил представитель Лианозовского электромеханического завода Виктор Мещеряков. Он подкрепил рассуждения коллеги с точки зрения радиолокации. По его словам, если бы ракету запустили со стороны Снежного, то российские РЛС зафиксировали бы ее с вероятностью в 99%.

26 сентября Минобороны России продемонстрировало журналистам данные с радиолокатора в Ростовской области, полученные в момент крушения малайзийского Boeing МН17 над Донецкой областью Украины. Начальник радиотехнических войск ВКС Андрей Кобан объяснил, что радар не зафиксировал ракет ЗРК «Бук», выпущенных по самолету. По его словам, такое могло быть, только если пуск ракеты произошел с территории, подконтрольной ВС Украины.

Выводы JIT прокомментировали представители российских властей. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал учитывать данные, предоставленные российскими военными.

«Первичные данные радаров фиксировали все летательные аппараты или объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой на тот момент ополченцами», — сказал он.

«Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы «Боинга» не меняется. Выводы голландской прокуратуры подтверждают то, что следствие предвзято и политически мотивировано, — гласит комментарий официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. — Международные следователи отстранили Москву от полноценного участия в следственном процессе».

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков, в свою очередь, заявил, что у всех данных, которые были представлены на брифинге следственной группы, — два основных источника: интернет и спецслужбы Украины. Следовательно, сделанные на их основе выводы не могут не вызывать сомнений, уточнил он.

«Со своей стороны мы максимально заинтересованы в проведении объективного расследования и установлении истинных виновников катастрофы 17 июля 2014 года. И будем продолжать оказывать для этого все необходимое содействие», — резюмировал Конашенков.

Западные державы на последние выводы JIT отреагировали сдержанно. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон призвал Россию «конструктивно» реагировать на выводы следствия по крушению MH17. Официальный представитель Госдепа США Джон Кирби, в свою очередь, заявил лишь, что Вашингтон «приветствует» результаты расследования.

Запад ждет имен

Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» Стивен Пайфер, ведущий эксперт американского Института Брукингса и в прошлом посол США на Украине, политические последствия выводов JIT пока трудно предугадать. «Выводы лишь подтверждают информацию, из которой Запад исходил ранее», — считает он.

С ним солидарен и Александр Рар, научный директор Германо-российского форума, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай». «Ожидалось, что там едва ли не назовут фамилии людей, ответственных за сбитый самолет, и будут абсолютно четкие фотографии и публикации со спутников, — ничего этого нет, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Доклад во многом повторяет предыдущий, который мы заслушали год назад. Я немножко удивлен — над чем работали целый год? Конкретных фактов не названо, остаются версии. Исходя из этой бумаги, выводов не следует никаких».

«То, что «Бук» российский, утверждали и раньше, теперь утверждают вновь. Не названы места, где «Бук» пересек границы, по крайней мере в прессе это не отразилось. Все фактически базируется на отчете юридической фирмы Bellingcat двухлетней давности, — добавил Рар. — Насчет «Бука» есть самые разные предположения, но и в обнародованных документах не говорится, что «Бук» привезли из России, чтобы сбивать пассажирские самолеты».

Впрочем, Пайфер подчеркнул: ситуация осложняется тем, что Россия находится в состоянии «полного отрицания» в отношении работы JIT. По словам эксперта, этому способствует Минобороны РФ. На этой неделе оно распространило обновленную информацию, согласно которой следов ракеты «Бук», запущенной с территории, которая контролируется сепаратистами, нет вообще.

Пайфер также добавил, что российские данные не показывают и следов Су-25. «Это полностью опровергает данные, которые Минобороны России обнародовало в 2014 году, когда заявило, что малайзийский Boeing сбил украинский самолет».

Ранее официальный Киев и ряд западных держав обвиняли Россию в том, что ее войска воевали и продолжают воевать на территории Донбасса в рядах ополчения самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Обнародованные выводы расследования JIT эти данные не подтвердили, — в задачу расследования входило установление технических деталей инцидента.

Более резкая реакция в отношении России может последовать, если следователи JIT выявят и назовут лиц, непосредственно виновных в случившемся, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

«Голландское правительство будет требовать их экстрадиции для судебного процесса. На это Москва не пойдет. В этом случае можно ожидать более серьезных последствий», — считает Стивен Пайфер.

По мнению руководителя уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимура Хутова, многомиллионные иски в адрес РФ могут поступить также от родственников жертв инцидента и авиакомпании-владельца.

В рамках уголовного производства по «Боингу» может быть даже создан отдельный трибунал, учитывая резонансную ситуацию. На этом ранее настаивала Малайзия. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, в свою очередь, призывал учредить международный суд под эгидой ООН. Однако в Совбезе ООН, где Россия обладает правом вето, эта инициатива поддержки не получила.

Донбасс вспоминает

«До жуткой катастрофы украинские «МиГи» бомбардировали ополченцев, бомбили Донецк и Луганск, затем это немедленно прекратилось, — вспоминает Александр Рар. — Появление «Бука» у сепаратистов могло быть связано с самозащитой от налета украинской авиации. Этот аспект как-то быстро забывается».

К июлю 2014 года украинская армия уже начала воевать в полноценном режиме на востоке страны. Главным преимуществом ВС Украины стали авиация и тактические ракеты. Источники из украинской армии утверждают, что на тот момент у нее было шесть исправных Су-25. Они работали по ополчению самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

За несколько дней до гибели «Боинга» в Донецк прибыли танки. Их тоже было немного, но их все увидели воочию — при содействии премьера ДНР Александра Бородая. Танковая колона из шести машин проехала по городу с флагами ДНР по кругу от проспекта Шевченко к проспекту Мира, продемонстрировав, что с ополчением надо опять считаться. Фотографии танков заполнили социальные сети.

Когда 16 июля в Донецке заговорили, что видели на капитальном прицепе какую-то серьезную зенитную технику, все это восприняли как очередную демонстрацию сил, чтобы отпугнуть авиацию ВС Украины. В Донецке до войны стояла единственная воинская часть — полк ПВО. Он находился в непосредственной близости от донецкого аэропорта, и его все время пытались штурмовать. Украинцы тогда сообщали, что «Буки» этого полка выведены из строя на случай захвата.

В первых числах июля 2014 года Донецк покинули органы государственной власти Украины. Прокуратура, часть милиции, некоторые подразделения СБУ и части МЧС работали параллельно со структурами ДНР весь май и июнь.

«Боинг» исчез с радаров в 13.20. На 17.00 в Мариуполе была назначена пресс-конференция губернатора Сергея Таруты. Губернатор вышел к журналистам с опозданием на полчаса и сказал, что есть не проверенная до конца информация, которую нельзя распространять, — в степи под Торезом рухнули обломки с телами пассажирского самолета. Через пару минут пришло уточнение — самолет из Малайзии.

«Первой позвонила глава района и сообщила, что в огороды падают тела, — рассказывает «Газете.Ru» советник губернатора Таруты в 2014 году Алексей Ковжун. — Сергей Алексеевич, помню, предложил ей пойти умыться — звучало все это фантастически. Потом МЧС привезло первые обломки. А к ночи первые фотографии с полей под Грабово. Лучше бы я эти фото не видел».

В первые часы на поле появились и люди с оружием, окружившие место крушения. «Черные ящики» поехали в Донецк.

«Тогда в первые дни была «битва за тела», — рассказывает «Газете.Ru» помощник губернатора Таруты в 2014 году Константин Батозский. — Под них нужно было организовать рефрижераторы, специальные вагоны. Тела были важны, поскольку в них могли были быть части поражающих элементов ракеты».

«Много крика было на тему, что в морге Донецка с телами «работали». Одновременно начали прибывать иностранцы. Первые англичане, потом голландцы. Специальный поезд с телами вывозили после длительных переговоров в Харьков. Взаимное недоверие было колоссальным».

Доверия не добавил артиллерийский обстрел поля с телами и обломками. Жители села Грабово показывали воронки корреспонденту «Газеты.Ru» даже через год.

Теперь на поле мемориал, где каждый год в годовщину падения самолета устраивают траурный митинг.
На кресте перед селом висит венок и ламинированное фото одного из пассажиров. Улыбающийся голландец на фоне океана.

После трагедии война приняла ожесточенный характер. Украинские бригады пошли в рейд вдоль границы, стремясь рассечь республики и отрезать Донецк от государственной границы. Обострение закончилось в конце августа 2014 года котлом под Иловайском, в котором Украина обвиняет регулярные части Вооруженных сил Российской Федерации.

«В ДНР мало осталось людей, которые участвовали на высшем уровне в тех событиях. Завтра в 15.00 будет пресс-конференция Александра Захарченко, на которой ему, скорее всего, зададут вопрос о выводах JIT. Там и прозвучит официальная позиция республики», — заявил «Газете.Ru» источник в правительстве ДНР.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer