Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушный старт остается в планах Пентагона


30 сентября 2016 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


Тридцать лет назад в Соединенных Штатах на боевое дежурство была поставлена новая межконтинентальная баллистическая ракета МХ (LGM-118 «Пискипер»). Группировка данных ракет, по замыслу американского военно-политического руководства, должна была устранить то превосходство, которое к тому времени получил Советский Союз в стратегических ракетных вооружениях наземного базирования. В рамках программы создания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) нового поколения американское руководство среди прочего рассматривало и возможность создания модификации нового ракетного комплекса с ракетой с воздушным стартом.

В частности, в течение 1966–1967 годов по инициативе министра обороны США Роберта Макнамары было выполнено без преувеличения грандиозное секретное концептуальное исследование по вопросу возможных перспективных направлений развития американских стратегических ядерных сил сдерживания. Грандиозность данного исследования, известного как STRAT-X (Strategic-Experimental), можно ценить хотя бы по тому, что объем окончательного доклада по его результатам составил 20 томов. В последнем среди прочего содержалась рекомендация изучить возможность создания стратегического ракетного комплекса с баллистической ракетой воздушного старта на базе МБР типа МХ и самолета-носителя на базе широкофюзеляжного авиалайнера, военно-транспортного самолета или бомбардировщика.

«НОЛЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ» – В ГОТОВНОСТИ

В целях подтверждения такой возможности были проведены испытания экспериментальной системы воздушного старта в составе связки МБР типа «Минитмен» IА и военно-транспортного самолета С-5А «Гэлакси».

В рамках данной экспериментальной программы один из строевых военно-транспортных самолетов С-5А, а именно первый С-5А, переданный производителем в 1971 году на военно-воздушную базу ВВС США Довер и имевший серийный номер 69-0014, был переоборудован в носитель межконтинентальной баллистической ракеты. Самолет, который при этом получил позывной «ноль четырнадцатый» (Zero-One-Four), дооснастили дополнительными системами крепления МБР внутри грузовой кабины самолета, парашютного десантирования МБР и управления ее пуском. Испытания проводились сотрудниками Отдела космических и ракетных систем ВВС США (Space and Missile Systems Organization – SAMSO) с привлечением специалистов соответствующих организаций и проходили преимущественно на Государственном полигоне испытаний парашютных систем в Эль-Сентро, штат Калифорния.

Процесс подготовки к испытаниям прототипа МБР воздушного старта оказался, как можно понять, непростым, поскольку перспективная межконтинентальная баллистическая ракета МХ в варианте воздушного старта должна была иметь стартовую массу в диапазоне 22–86 т (это позволяло обеспечить ей дальность полета до 9–10 тыс. км), ее длина должна была составить от 10 м до 22 м, а диаметр ракеты – порядка 1,5–2,3 м. Это был настоящий вызов американским специалистам, так как ракеты с такими массогабаритными характеристиками ранее с воздушного носителя никогда не запускались. Самой большой к тому времени ракетой, запущенной с воздушной платформы, была американская «Скайболт» стартовой массой «всего» около 5 т, имевшая длину 11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м.

После переоборудования выделенного командованием ВВС военно-транспортного самолета С-5А американские специалисты вначале приступили к испытаниям вытяжных парашютов, а уже затем с самолета-носителя парашютным способом выполнялось десантирование железобетонных весовых имитаторов (аналогов) межконтинентальных баллистических ракет, масса которых при этом, изначально составляя 20 т, постепенно была доведена до требуемых 38,7 т. При этом, как указывается в зарубежных источниках, не все проходило гладко – случались заминки и поломки.

После завершения этапа испытаний железобетонных весовых имитаторов американские специалисты приступили к сбросу с самолета-носителя МБР типа «Минитмен» IА, которые не были снаряжены топливом. Всего было проведено два таких испытания, которые были признаны успешными и позволили перейти к следующему этапу экспериментальной программы, а именно испытанию с десантированием ракеты с последующим ее стартом.

Данное испытание – Air Mobile Feasibility Demonstration – являлось последним в серии и было проведено 24 октября 1974 года. В ходе него была использована стандартная МБР типа «Минитмен» IА, у которой топливом была снаряжена только одна – первая ступень. Ракета была размещена внутри грузовой кабины самолета-носителя на специальной сбрасываемой платформе (масса ракеты – 31,8 т, ракеты с платформой – 38,7 т), при этом она была ориентирована верхней частью в сторону грузового люка самолета – десантирование ракеты, таким образом, выполнялось «носом вперед».

Вытяжная парашютная система десантирования МБР «Минитмен» IА была двухкупольной – вытяжные парашюты крепились непосредственно к платформе, на которой размещалась ракета. Для ориентации ракеты после сброса в вертикальном стартовом положении дополнительно использовались три стабилизирующих парашюта, которые крепились к верхней (носовой) части МБР. Все парашюты имели одинаковый диаметр купола – 9,76 м. Через некоторое время, после того как вытяжные парашюты осуществляли сброс ракеты на платформе из грузового отсека самолета-носителя, происходило срабатывание замков бандажей крепления МБР к платформе, и ракета отделялась от последней под действием трех стабилизирующих парашютов (ракета как бы «съезжала» с платформы вниз и в сторону), после чего продолжала спуск в вертикальном положении «носом вверх» до момента своего старта.

ИСПЫТАНИЕ

Вылет самолета-носителя С-5А с ракетой «Минитмен» IА состоялся с военно-воздушной базы ВВС США Ванденберг, округ Санта-Барбара штата Калифорния. На борту самолета находились 13 человек, в том числе 2 пилота и 11 инженеров-испытателей, включая специалистов компаний «Локхид» и «Боинг» (командир корабля – Родни Мур). В качестве самолета сопровождения, который вел фото- и киносъемку, использовался специальный «испытательный» самолет типа А-3 «Скайуорриор».

Сброс ракеты с самолета-носителя был выполнен над акваторией Тихого океана, примерно в 25 км к западу от базы Ванденберг. В момент десантирования МБР самолет-носитель находился на высоте около 20 тыс. футов (около 6 км) и летел горизонтально. Один из участников испытания, техник-сержант Элмер Хардин, в интервью журналу «Хэнгар Дайджест», издаваемому Музеем Командования воздушных перевозок ВВС США, так вспоминал о том моменте, когда ракета покинула отсек самолета-носителя: «Меня даже несколько подбросило над полом кабины».

После сброса и отделения платформы ракета опустилась вертикально, «носом вверх», до высоты около 8 тыс. футов (около 2,4 км), после чего в соответствии с программой испытаний было произведено включение двигателя первой ступени, который проработал порядка 10 с (по другим данным, основанным на воспоминании одного из участников испытания, главного мастер-сержанта Джеймса Симса, работа двигателя продолжалась 25 с).

За время работы двигателя первой ступени ракета успела подняться на высоту около 30 тыс. футов (около 9,1 км), то есть оказалась даже выше эшелона, на котором находился самолет-носитель С-5А, а после выключения двигателя упала в океан. Следует, однако, указать здесь, что в различных зарубежных источниках имеются два варианта с указанием высоты, на которую смогла подняться стартовавшая в воздухе ракета: 30 тыс. футов и 20 тыс. футов. Причем источники в обоих случаях достаточно авторитетные, в том числе ссылающиеся и на участников того испытания. Какая из них все же верная, к сожалению, автор узнать пока не сумел. С другой стороны, в репортаже корреспондента CNN Тома Паттерсона от 9 августа 2013 года со ссылкой на одного из участников испытания 24 октября 1974 года, главного мастер-сержанта Джеймса Симса, указывалось, что вылет самолета С-5А с МБР на борту выполнялся не с базы Ванденберг, а с военно-воздушной базы ВВС США Хилли, штат Юта.

В общей сложности американские специалисты выполнили в рамках рассматриваемой экспериментальной программы 21 испытание. Михаил Арутюнович Кардашев в книге «Стратегическое оружие будущего», изданной в 2014 году и переизданной в этом году, указывает, что, по оценкам экспертов, затраты на проведение испытаний составили примерно 10 млн долл. «На следующий день все материалы по испытаниям легли на стол госсекретаря США Генри Киссинджера, – пишет Михаил Кардашев. – Проведенные испытания планировалось использовать в ходе предстоявших переговоров по СНВ в качестве весомого аргумента для введения ограничений на советские мобильные ракетные комплексы. Участники испытаний были награждены медалью Meritorious Service Medal (медаль «За выдающиеся заслуги». – В.Щ.)».

Что касается самолета С-5А, принимавшего участие в испытаниях, то в настоящее время он находится в экспозиции Музея Командования авиационных перевозок, расположенного на военно-воздушной базе ВВС США Довер, штат Делавэр. Самолет, который на тот момент принадлежал ВВС Национальной гвардии штата Теннесси и базировался на военно-воздушной базе ВВС НГ Мемфис, был передан музею 20 октября 2013 года. Примечательно, что отставной летчик Родни Мур, принимавший участие в испытании со сбросом МБР «Минитмен» IA в 1974 году в качестве командира корабля, пожелал войти в состав экипажа своего самолета во время его последнего перелета, но командование ему не разрешило.

В целом испытания 1974 года подтвердили техническую и практическую реализуемость, а также безопасность пуска МБР стартовой массой 31,8 т с борта военно-транспортного самолета С-5А методом ее парашютного десантирования через задний грузовой люк. В результате появилась реальная возможность после проведения комплекса соответствующих мероприятий в относительно сжатые сроки создать и принять на вооружение ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой воздушного старта, в котором можно было оперативно использовать имеющиеся в наличии серийные военно-транспортные самолеты (в качестве носителей) и межконтинентальные баллистические ракеты (в качестве боевого средства). Это позволяло существенно снизить финансовые затраты и технические риски, которые имели бы место в случае разработки для такого комплекса нового специализированного самолета-носителя. Впрочем, поскольку испытания баллистических ракет воздушного старта были запрещены договорами ОСВ-2 и СНВ-1, данный проект дальнейшего развития не получил и лег «на полку». Правда, ненадолго.

НОВАЯ ПОПЫТКА

Второй раз МБР семейства «Минитмен» американцы попытались разместить на самолете уже в 1980-е годы. На этот раз специалистами компании «Боинг» в рамках изучения возможности повышения выживаемости стоявших на вооружении ВВС США межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен» III был предложен вариант стратегического ракетного комплекса воздушного базирования, в состав которого должны были войти беспилотный реактивный летательный аппарат (носитель) и МБР типа «Минитмен» III (боевое средство). Проект, обнародованный в 1980 году, получил условное наименование Cruise Ballistic Missile, что можно перевести с английского как «Патрулирующая баллистическая ракета».

Вкратце суть предложения «Боинга» заключалась в следующем. Реактивный беспилотный летательный аппарат (БЛА) многоразового применения с одной МБР на борту будет находиться на сухопутном аэродроме в дежурной готовности к взлету, выполнять который он будет по команде на основе сигнала о ракетной атаке, полученного от национальной системы предупреждения о ракетном нападении. После выхода в заданный район такой БЛА с МБР мог патрулировать в воздухе на высоте около 7 км в течение до 12 часов – в ожидании команды на пуск ракеты или на возвращение на аэродром базирования. Главным достоинством такого комплекса специалисты «Боинг» видели практически его полную неуязвимость от ядерных вооружений противника. Предлагалось развернуть группировку численностью до 250 таких «беспилотников» с МБР, которые имели бы дозвуковую скорость полета и могли осуществлять посадку на аэродром, дозаправку и последующий взлет для продолжения патрулирования.

«Если исходить из определений терминов, приведенных в приложении к Договору СНВ-1, рассматриваемая ракета не является БРВЗ, поскольку к этому классу относятся баллистические ракеты, старт которых производится с пилотируемого летательного аппарата, – указывает Михаил Кардашев в упомянутом ранее труде. – Тем не менее технический облик и схема функционирования «патрулирующей в воздухе МБР» имеет большее сходство с комплексами с БРВЗ, чем с традиционными МБР наземного базирования». При этом он особо подчеркивает серьезный недостаток, который имелся у проекта и который, вероятно, не позволил ему выйти за рамки «бумажного»: «Следует отметить, что в начале 1980-х годов еще не было систем, обеспечивающих взлет и посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома тяжелых беспилотных летательных аппаратов. Создание надежного многоразового беспилотного авиационного носителя МБР было чрезвычайно сложной технической задачей. В случае ложной тревоги системы предупреждения о ракетном нападении массовый взлет беспилотных носителей с МБР, оснащенных ядерными зарядами, был бы связан с опасностью аварии с серьезными последствиями на любом из этапов полета (взлет, патрулирование в воздухе в ожидании команды, посадка на аэродром)».

И в заключение расскажем еще об одном, не особо известном широкой общественности эпизоде из американской программы по исследованию возможности создания ракетного комплекса стратегического назначения на базе МБР воздушного базирования.

Дело в том, что, даже несмотря на имеющийся запрет на осуществление работ в данном направлении, 7 октября 2005 года специалисты Агентства по перспективным оборонным разработкам МО США (DARPA), ВВС США и других заинтересованных ведомств и организаций осуществили в районе военно-воздушной базы Эдвардс, над полигоном в пустыне, испытание по сбросу макета ракеты-носителя, известной как «Эрлонч» (Airlaunch) или также «Квик-Рич Бустер» (QuickReach Booster), с борта военно-транспортного самолета С-17 «Глоубмастер» III.

Самолет с бортовым номером 55139 был приписан к Резерву ВВС США и базировался на военно-воздушную базу Марч, штат Калифорния. Сброс макета ракеты выполнялся с высоты 6 тыс. футов (ок. 1829 м), а в качестве самолета сопровождения использовался С-12 «Гурон». Длина макета составляла 65 футов (ок. 19,8 м), а масса – 50 тыс. фунтов (ок. 22,67 т), что составляло две трети от расчетной массы ракеты-носителя.

Макет был пустотелым и наполнялся водой. В отличие от испытания с МБР «Минитмен» IA в 1974 году на этот раз платформа не применялась – ракета выбрасывалась из грузового отсека при помощи одного вытяжного парашюта и системы роликов и направляющих, смонтированных на полу кабины. Причем десантирование ракеты выполнялось «носом назад», то есть к самолету.

Согласно обнародованной информации, данное испытание проводилось в рамках программы FSLV (Falcon Small Launch Vehicle), совместно реализуемой агентством DARPA и американскими ВВС и имеющей целью разработку системы по выводу на низкую околоземную орбиту грузов массой до 1000 фунтов (около 453,6 кг). Однако в чьих интересах американцы проводили такой эксперимент на самом деле – то ли военных для использования МБР с воздушным стартом, то ли гражданских для использования таким способом невоенной ракеты-носителя – не совсем понятно. По факту ракета-носитель – это та же баллистическая ракета, которую после доработки можно использовать и в совсем не мирных целях. Официально же в пресс-релизе и вовсе утверждалось, что таким вот образом изучались «новые возможности самолета С-17».

Упорство Пентагона в этом вопросе все же настораживает. К тому же 14 мая 2013 года специалисты Агентства по ПРО и ВВС США, а также компании «Локхид Мартин» при участии специалистов СВ США и компаний «Орбитал Сайенсис» и «Дайнетикс», провели еще одно схожее испытание. На этот раз на полигоне Юма в штат Аризона из грузового отсека военно-транспортного самолета С-17 на высоте 25 тыс. футов (7620 м) был десантирован прототип баллистической ракеты – мишени воздушного старта eMRBM (extended medium-range ballistic missile), которую американцы решили использовать для более качественной и эффективной отработки действий боевых расчетов и испытания систем поражения своей глобальной системы противоракетной обороны.    



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxUj7
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/refrigerator/, гарантии.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/msk/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer