Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хорошо забытое лазерное


7 сентября 2016 года Михаил Ходаренок, Газета.Ru


В России возобновили работы над самолетом с лазерным оружием нового поколения, уверяют источники ТАСС. Такой проект на базе Ил-76 известен еще с советских времен под индексом А-60 (А-60СЭ). «Газета.Ru» вспоминает историю разработки отечественного лазерного оружия для самолетов.

Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Идет работа над новым поколением лазерной установки воздушного базирования», — заверил собеседник агентства.

По его словам, речь идет о самолете, известном под индексом А-60.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над лазерным комплексом авиабазирования (ЛКАБ) начались в научно-производственном объединении (НПО) «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина еще в конце 1960-х годов. Об этом подробно написано на сайте предприятия.

В июне 1965 года состоялась встреча нобелевского лауреата советского физика Александра Прохорова, академика Михаила Миллионщикова и создателя первых советских зенитно-ракетных комплексов Александра Расплетина, на которой и было принято решение развернуть в НПО «Алмаз» работы над военными лазерами. Научное руководство поручили конструктору Борису Бункину, который отбирал в свой коллектив молодых специалистов из лучших вузов Москвы. В августе 1973 года для разработки лазерных комплексов было создано специальное конструкторское бюро.

В итоге уже в 1970-х годах в СССР впервые были созданы и успешно испытаны образцы наземных лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей.

Работы над авиационным комплексом велись «Алмазом» уже совместно с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева, специализировавшимся на создании самолетов-амфибий и летающих комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения типа А-50.

Вместе два научных центра создали советский авиационный лазерный комплекс А-60 (летающей лаборатории 1А1) на базе самолета Ил-76. Активные работы по испытанию летающего лазерного комплекса были развернуты на одном из подмосковных аэродромов еще в 1983 году. 27 апреля 1984 года А-60 успешно поразил лазером воздушную мишень. Осмотр аппаратуры, данные бортовой регистрации и внешнетраекторных измерений свидетельствовали о том, что поставленная задача была успешно выполнена. Цель получила необходимые повреждения при воздействии излучения. За достижения в этой области большую группу работников «Алмаза» удостоили высоких почетных званий и правительственных наград, утверждается на сайте предприятия.

В конце 1980-х годов было признано, что предпочтительным видом базирования лазерных комплексов является именно их размещение на самолете-носителе.

Абсолютно некорректными представляются высказывания, когда отечественному лазерному комплексу авиационного базирования некоторыми экспертами приписывается задача по перехвату боевых блоков баллистических ракет, то есть задача, которую на ЛКАБ никто и никогда не возлагал, объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Специалисты особо выделили не столько возможности теплового поражения цели, сколько потенциал лазеров при подавлении оптико-электронных средств (ОЭС) разведки — перископов, оптических дальномеров и других подобных устройств, которыми оснащаются современные вооружения на земле, на море, в воздухе и космосе. Благодаря своим фокусирующим свойствам такие приборы многократно увеличивают воздействие лазерного излучения. Дальность поражения лазером оптики может быть в сотни и тысячи раз больше в сравнении с предельной дальностью теплового поражения, отмечают в самом «Алмазе».

Лазерное оружие прежде всего привлекательно из-за возможности неожиданной и практически мгновенной (со скоростью света) атаки противника, относительной дешевизны «выстрела», высокой точностью, а также отсутствием необходимости копить арсенал «боеприпасов» в мирное время. Его размещение на самолетах прежде всего обеспечивает всепогодность — стрельба в верхнюю полусферу, включая космос, не зависит от влияния облачности и других погодных явлений, — возможность работы в спектральных диапазонах, не пропускаемых нижними слоями атмосферы, высокую мобильность и маневренность.

В начале 1990-х у предприятия уже были все возможности для создания авиационного лазерного комплекса.

«Увы, распад СССР и последовавший вслед за этим резкий спад отечественной экономики крайне негативно сказался на темпах разработки», — объясняют в НПО «Алмаз».

К концу 1990-х из-за финансовых проблем работы были практически свернуты. Чтобы хотя бы сохранить уже созданный задел в области лазерных технологий, предприятию приходилось заниматься коммерческими заказами.

По заказу компании «Газпром» «Алмаз» в кооперации с другими предприятиями создал лазерный комплекс для тушения пожаров на газовых месторождениях.

Специальный комплекс способен лазерным лучом пережигать газовыводящую трубу и опоры вышки, чтобы буксировать нужные конструкций с места пожара.

«Эта техника является единственным в России комплексом с мощным лазером, созданным в 1990-х годах», — констатируют на предприятии.

В 2000-е годы благодаря гособоронзаказу работы по созданию авиационного лазерного комплекса возобновились. 28 августа 2009 года во время эксперимента по наведению лазерного луча с борта летающей лаборатории на космический аппарат с высотой полета 1,5 тыс. км был зарегистрирован отраженный сигнал. В полете были обнаружены и сопровождались несколько десятков космических аппаратов различного назначения. В 2011 году программа была опять прикрыта из-за финансовых проблем, уточняет источник «Газеты.Ru», близкий к предприятию.

О возобновлении работ сообщалось уже в конце 2012 году. По данным газеты «Известия», Министерство обороны тогда заказало возобновление работ по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Предполагалось, что «Алмаз», ТНТК имени Бериева и компания «Химпромавтоматика» начнут работы в 2013 году.

Как указано на сайте «Алмаза», работы над лазерами активно идут в США. Однако, по мнению отечественных специалистов, российский и американский комплексы «не являются техническими аналогами, предназначены для решения принципиально разных военно-технических задач, имеют разные тактико-технические характеристики, значительно отличаются по стоимости, имеют разные уровни научно-технического риска при создании».

США уже проводили испытания мощного химического лазера в рамках проекта ABL по созданию системы противоракетной обороны. С конца 1970-х годов этим занимались консорциум Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Boeing создавал авиационную платформу под лазер, Northrop Grumman разрабатывал саму установку, а Lockheed Martin — подвижную турель и системы точного наведения.

В 1985 году прошли наземные испытания, в ходе которых «луч смерти» нагрел и взорвал неподвижный топливный бак на расстоянии 1 км.

Эта система была смонтирована на специально модифицированном грузовом самолете Boeing 747-400F. ABL состоял из инфракрасных сенсоров для обнаружения целей, трех лазеров и системы линз для фокусировки луча. Два служебных лазера мощностью по 1 кВт использовались для подсветки цели и оценки атмосферного влияния. Третий, боевой, представлял собой кислородно-йодистый химический лазер мощностью 1 МВт. Испытания системы велись практически ежегодно, но на требуемый уровень эффективности нового оружия выйти так и не удалось.

В США проект лазеров авиационного базирования был закрыт в 2012 году.

«Отечественный АЛК (авиационный лазерный комплекс. — «Газета.Ru») будет максимально использовать достоинства лазерного оружия в интересах решения важных задач воздушно-космической обороны России. Есть уверенность, что, создавая этот инновационный комплекс, ПАО «НПО «Алмаз» и кооперация предприятий сохранят позицию лидера в разработке лазерных комплексов», — уверены, в свою очередь, российские специалисты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer