Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хорошо забытое лазерное


7 сентября 2016 года Михаил Ходаренок, Газета.Ru


В России возобновили работы над самолетом с лазерным оружием нового поколения, уверяют источники ТАСС. Такой проект на базе Ил-76 известен еще с советских времен под индексом А-60 (А-60СЭ). «Газета.Ru» вспоминает историю разработки отечественного лазерного оружия для самолетов.

Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Идет работа над новым поколением лазерной установки воздушного базирования», — заверил собеседник агентства.

По его словам, речь идет о самолете, известном под индексом А-60.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над лазерным комплексом авиабазирования (ЛКАБ) начались в научно-производственном объединении (НПО) «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина еще в конце 1960-х годов. Об этом подробно написано на сайте предприятия.

В июне 1965 года состоялась встреча нобелевского лауреата советского физика Александра Прохорова, академика Михаила Миллионщикова и создателя первых советских зенитно-ракетных комплексов Александра Расплетина, на которой и было принято решение развернуть в НПО «Алмаз» работы над военными лазерами. Научное руководство поручили конструктору Борису Бункину, который отбирал в свой коллектив молодых специалистов из лучших вузов Москвы. В августе 1973 года для разработки лазерных комплексов было создано специальное конструкторское бюро.

В итоге уже в 1970-х годах в СССР впервые были созданы и успешно испытаны образцы наземных лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей.

Работы над авиационным комплексом велись «Алмазом» уже совместно с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева, специализировавшимся на создании самолетов-амфибий и летающих комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения типа А-50.

Вместе два научных центра создали советский авиационный лазерный комплекс А-60 (летающей лаборатории 1А1) на базе самолета Ил-76. Активные работы по испытанию летающего лазерного комплекса были развернуты на одном из подмосковных аэродромов еще в 1983 году. 27 апреля 1984 года А-60 успешно поразил лазером воздушную мишень. Осмотр аппаратуры, данные бортовой регистрации и внешнетраекторных измерений свидетельствовали о том, что поставленная задача была успешно выполнена. Цель получила необходимые повреждения при воздействии излучения. За достижения в этой области большую группу работников «Алмаза» удостоили высоких почетных званий и правительственных наград, утверждается на сайте предприятия.

В конце 1980-х годов было признано, что предпочтительным видом базирования лазерных комплексов является именно их размещение на самолете-носителе.

Абсолютно некорректными представляются высказывания, когда отечественному лазерному комплексу авиационного базирования некоторыми экспертами приписывается задача по перехвату боевых блоков баллистических ракет, то есть задача, которую на ЛКАБ никто и никогда не возлагал, объяснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Специалисты особо выделили не столько возможности теплового поражения цели, сколько потенциал лазеров при подавлении оптико-электронных средств (ОЭС) разведки — перископов, оптических дальномеров и других подобных устройств, которыми оснащаются современные вооружения на земле, на море, в воздухе и космосе. Благодаря своим фокусирующим свойствам такие приборы многократно увеличивают воздействие лазерного излучения. Дальность поражения лазером оптики может быть в сотни и тысячи раз больше в сравнении с предельной дальностью теплового поражения, отмечают в самом «Алмазе».

Лазерное оружие прежде всего привлекательно из-за возможности неожиданной и практически мгновенной (со скоростью света) атаки противника, относительной дешевизны «выстрела», высокой точностью, а также отсутствием необходимости копить арсенал «боеприпасов» в мирное время. Его размещение на самолетах прежде всего обеспечивает всепогодность — стрельба в верхнюю полусферу, включая космос, не зависит от влияния облачности и других погодных явлений, — возможность работы в спектральных диапазонах, не пропускаемых нижними слоями атмосферы, высокую мобильность и маневренность.

В начале 1990-х у предприятия уже были все возможности для создания авиационного лазерного комплекса.

«Увы, распад СССР и последовавший вслед за этим резкий спад отечественной экономики крайне негативно сказался на темпах разработки», — объясняют в НПО «Алмаз».

К концу 1990-х из-за финансовых проблем работы были практически свернуты. Чтобы хотя бы сохранить уже созданный задел в области лазерных технологий, предприятию приходилось заниматься коммерческими заказами.

По заказу компании «Газпром» «Алмаз» в кооперации с другими предприятиями создал лазерный комплекс для тушения пожаров на газовых месторождениях.

Специальный комплекс способен лазерным лучом пережигать газовыводящую трубу и опоры вышки, чтобы буксировать нужные конструкций с места пожара.

«Эта техника является единственным в России комплексом с мощным лазером, созданным в 1990-х годах», — констатируют на предприятии.

В 2000-е годы благодаря гособоронзаказу работы по созданию авиационного лазерного комплекса возобновились. 28 августа 2009 года во время эксперимента по наведению лазерного луча с борта летающей лаборатории на космический аппарат с высотой полета 1,5 тыс. км был зарегистрирован отраженный сигнал. В полете были обнаружены и сопровождались несколько десятков космических аппаратов различного назначения. В 2011 году программа была опять прикрыта из-за финансовых проблем, уточняет источник «Газеты.Ru», близкий к предприятию.

О возобновлении работ сообщалось уже в конце 2012 году. По данным газеты «Известия», Министерство обороны тогда заказало возобновление работ по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Предполагалось, что «Алмаз», ТНТК имени Бериева и компания «Химпромавтоматика» начнут работы в 2013 году.

Как указано на сайте «Алмаза», работы над лазерами активно идут в США. Однако, по мнению отечественных специалистов, российский и американский комплексы «не являются техническими аналогами, предназначены для решения принципиально разных военно-технических задач, имеют разные тактико-технические характеристики, значительно отличаются по стоимости, имеют разные уровни научно-технического риска при создании».

США уже проводили испытания мощного химического лазера в рамках проекта ABL по созданию системы противоракетной обороны. С конца 1970-х годов этим занимались консорциум Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Boeing создавал авиационную платформу под лазер, Northrop Grumman разрабатывал саму установку, а Lockheed Martin — подвижную турель и системы точного наведения.

В 1985 году прошли наземные испытания, в ходе которых «луч смерти» нагрел и взорвал неподвижный топливный бак на расстоянии 1 км.

Эта система была смонтирована на специально модифицированном грузовом самолете Boeing 747-400F. ABL состоял из инфракрасных сенсоров для обнаружения целей, трех лазеров и системы линз для фокусировки луча. Два служебных лазера мощностью по 1 кВт использовались для подсветки цели и оценки атмосферного влияния. Третий, боевой, представлял собой кислородно-йодистый химический лазер мощностью 1 МВт. Испытания системы велись практически ежегодно, но на требуемый уровень эффективности нового оружия выйти так и не удалось.

В США проект лазеров авиационного базирования был закрыт в 2012 году.

«Отечественный АЛК (авиационный лазерный комплекс. — «Газета.Ru») будет максимально использовать достоинства лазерного оружия в интересах решения важных задач воздушно-космической обороны России. Есть уверенность, что, создавая этот инновационный комплекс, ПАО «НПО «Алмаз» и кооперация предприятий сохранят позицию лидера в разработке лазерных комплексов», — уверены, в свою очередь, российские специалисты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer