Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Земное притяжение


8 сентября 2016 года Анна Назарова, РБК+


Огни большого города Еще 10–15 лет назад наземное обслуживание VIP-пассажиров и самолетов бизнес-авиации было в России штучной услугой. Нельзя сказать, что за это время ситуация кардинально изменилась, но в основных городах спроса уже работают полноценные комплексы наземного обслуживания — FBО (Fixed Base Operator), аналогичные широко распространенным в США, Европе и развитых странах Азии. FBO предлагают клиентам огромный спектр услуг самого высокого класса: современные комфортные терминалы, предназначенные исключительно для пассажиров бизнес-джетов, ангары для хранения дорогих самолетов, технические центры, кейтеринг премиум-класса, наземное обслуживание, трансфер от трапа до терминала на автомобилях представительского класса, услуги для экипажа. На западе палитру услуг дополняет наличие выбора — в каждом аэропорту или FBO работают минимум два-три альтернативных поставщика наземных услуг. Россия, как водится, идет своим путем. В основном только в столичных FBO (кроме Внуково-3) работают сторонние провайдеры услуг, в регионах же монополия только начинает разбавляться новыми альтернативными поставщиками наземного обслуживания. Традиционно наиболее популярным FBO остается VipPort в московском Внуково-3, который по неофициальным данным контролирует минимум 50-70% всех рейсов. VipPort первым в России создал классический FBO с услугами хендлинга (наземного обслуживания воздушного судна), заправки топливом, клининга, в нем работает база линейного технического обслуживания бизнес-джетов Jet Aviation FBO, а также ангарный комплекс, обеспечивающий всесезонное хранение и обслуживание воздушных судов любых типов, включая ACJ и BBJ (18 ангаров). Впрочем, несмотря на действительно европейское качество услуг, часто приходится слышать, что Внуково-3 — самый дорогой FBO в Европе. По неофициальной информации, средний чек за стандартное обслуживание дальнемагистрального джета составляет здесь ?8 тыс. Для сравнения: в лондонском аэропорту бизнес-авиации Биггин-Хилл стоимость аналогичного обслуживания составит ?2,3 тыс. В спину Внуково-3 уже несколько лет дышит новый FBO компании «A-Групп», расположенный в московском аэропорту Шереметьево. Инвестиции в размере ?90 млн (по данным из открытых источников) позволили возвести современный двухэтажный терминал в стиле хай-тек с рестораном и баром с видом на взлетно-посадочную полосу, несколькими дизайнерскими переговорными, двумя ангарами, которые вмещают до 24 бизнес-джетов. Конкурентное ценообразование — стандартный пакет услуг за ?2 тыс. — делает новый FBO еще более привлекательным. Пока VipPort и «A-Групп» всерьез конкурируют, в стороне остается еще один московский FBO — Domodedovo Business Aviation Center (DBAC). С началом кризиса терминал сделал ставку на обслуживание стыковочных рейсов регулярной и деловой авиации. Например, пассажир прилетает в терминал на частном вертолете, здесь же он оформляется на регулярный рейс и его доставляют на автомобиле прямо к самолету. За последний год услугой воспользовались в пять раз больше пассажиров первого и бизнес-класса, чем год назад, говорят в DBAC. В Шереметьево и Домодедово действует международная практика: работают несколько альтернативных поставщиков услуг, крупнейшие из которых Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть» и «Аэротранс». Высокий трафик в Москве и, как следствие, дефицит мест для стоянки частных самолетов заставляет включиться в борьбу областные аэропорты. Особо активны аэропорты Калуги и Брянска, оба имеют статус международных. «Сегодня есть попытки создать определенную инфраструктуру в ближайших к Москве аэропортах, неплохо «отстроились» в Калуге, — говорит Дмитрий Петроченко, руководитель интернет-проекта Bizavnews.ru. — В принципе, существующая инфраструктура позволяет занять свою нишу, например в качестве аэропорта для паркинга. Нужно работать с операторами, тем более что ценовое предложение в Калуге весьма аппетитное». Аэропорт Брянска, время подлета до которого из Москвы составляет всего полчаса, также предлагает выгодные условия паркинга. «Разумная ценовая политика — стоимость ангарного хранения бизнес-джета составляет всего 10 тыс. руб., а плата за взлет-посадку 30 тыс. руб. — открывает реальные перспективы для аэропорта Брянска в привлечении «московских» бизнес-джетов для стоянки», — убежден Имеди Рахвадзе, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Брянск». Наземная инфраструктура процветает и во второй столице — Санкт-Петербурге, в аэропорту Пулково работают сразу два независимых FBO: «ДжетПорт СПб» и «A-Групп». Оба располагают собственными терминалами, перронами и ангарами, которые рассчитаны на 30 и восемь парковочных мест соответственно. Региональный разрез На фоне столичного благополучия ситуация с наземным обслуживанием в регионах значительно слабее, хотя в отдельных отмечается долгожданное оживление. «Инфраструктура для бизнес-авиации — это зеркало экономики, она развивается там, где идут крупные международные экономические и спортивные мероприятия, где есть мощный промышленный кластер или яркие туристические курорты, — рассказывает Гиви Ткемаладзе, генеральный директор компании «Капитал АвиаНефть», провайдера услуг по наземному обслуживанию. — Мы отмечаем развитие услуг в экономически сильных Казани и Екатеринбурге, в курортном Сочи; интенсивно развивается новое зимнее направление Минводы (Архыз и Домбай) и летнее — Анапа и Геленджик». Цены в региональных аэропортах настолько разные, что порой сложно понять логику их формирования. Например, в Хатанге (Таймыр) и Элисте стоимость керосина составляет 73 тыс. и 54 тыс. руб. за тонну, в то время как в Ижевске и Ростове-на-Дону она чуть выше 31 тыс. руб. Впрочем, непредсказуемое ценообразование постепенно выправляется благодаря зарождающейся конкуренции. В аэропортах Ставропольского края — Минеральных Водах и Ставрополе, Казани, Краснодарского края, которые еще пару лет назад держали монополию на услуги, появляются альтернативные поставщики наземного обслуживания. Хендлинг, заправку топливом, премиальное обслуживание VIP-пассажиров предоставляют такие профильные компании, как Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть», «Джет Порт Юг». Причем молодая компания «Капитал АвиаНефть» получила прямые договоры на аэропортовое обслуживание во всех гаванях Краснодарского края, где до этого работала лишь «Джет Порт Юг», аффилированная с VipPort. Продолжается развитие подмосковных аэропортов: новый терминал бизнес-авиации построила в Жуковском компания «Авком». В региональных воздушных гаванях, например в Саранске, где пройдет этап чемпионата мира по футболу 2018 года, также заняты обновлением инфраструктуры.

Огни большого города

Еще 10–15 лет назад наземное обслуживание VIP-пассажиров и самолетов бизнес-авиации было в России штучной услугой. Нельзя сказать, что за это время ситуация кардинально изменилась, но в основных городах спроса уже работают полноценные комплексы наземного обслуживания — FBО (Fixed Base Operator), аналогичные широко распространенным в США, Европе и развитых странах Азии. FBO предлагают клиентам огромный спектр услуг самого высокого класса: современные комфортные терминалы, предназначенные исключительно для пассажиров бизнес-джетов, ангары для хранения дорогих самолетов, технические центры, кейтеринг премиум-класса, наземное обслуживание, трансфер от трапа до терминала на автомобилях представительского класса, услуги для экипажа.

На западе палитру услуг дополняет наличие выбора — в каждом аэропорту или FBO работают минимум два-три альтернативных поставщика наземных услуг. Россия, как водится, идет своим путем. В основном только в столичных FBO (кроме Внуково-3) работают сторонние провайдеры услуг, в регионах же монополия только начинает разбавляться новыми альтернативными поставщиками наземного обслуживания.

Традиционно наиболее популярным FBO остается VipPort в московском Внуково-3, который по неофициальным данным контролирует минимум 50-70% всех рейсов. VipPort первым в России создал классический FBO с услугами хендлинга (наземного обслуживания воздушного судна), заправки топливом, клининга, в нем работает база линейного технического обслуживания бизнес-джетов Jet Aviation FBO, а также ангарный комплекс, обеспечивающий всесезонное хранение и обслуживание воздушных судов любых типов, включая ACJ и BBJ (18 ангаров).

Впрочем, несмотря на действительно европейское качество услуг, часто приходится слышать, что Внуково-3 — самый дорогой FBO в Европе. По неофициальной информации, средний чек за стандартное обслуживание дальнемагистрального джета составляет здесь €8 тыс. Для сравнения: в лондонском аэропорту бизнес-авиации Биггин-Хилл стоимость аналогичного обслуживания составит €2,3 тыс.

В спину Внуково-3 уже несколько лет дышит новый FBO компании «A-Групп», расположенный в московском аэропорту Шереметьево. Инвестиции в размере €90 млн (по данным из открытых источников) позволили возвести современный двухэтажный терминал в стиле хай-тек с рестораном и баром с видом на взлетно-посадочную полосу, несколькими дизайнерскими переговорными, двумя ангарами, которые вмещают до 24 бизнес-джетов. Конкурентное ценообразование — стандартный пакет услуг за €2 тыс. — делает новый FBO еще более привлекательным. Пока VipPort и «A-Групп» всерьез конкурируют, в стороне остается еще один московский FBO — Domodedovo Business Aviation Center (DBAC). С началом кризиса терминал сделал ставку на обслуживание стыковочных рейсов регулярной и деловой авиации. Например, пассажир прилетает в терминал на частном вертолете, здесь же он оформляется на регулярный рейс и его доставляют на автомобиле прямо к самолету. За последний год услугой воспользовались в пять раз больше пассажиров первого и бизнес-класса, чем год назад, говорят в DBAC. В Шереметьево и Домодедово действует международная практика: работают несколько альтернативных поставщиков услуг, крупнейшие из которых Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть» и «Аэротранс».

Высокий трафик в Москве и, как следствие, дефицит мест для стоянки частных самолетов заставляет включиться в борьбу областные аэропорты. Особо активны аэропорты Калуги и Брянска, оба имеют статус международных. «Сегодня есть попытки создать определенную инфраструктуру в ближайших к Москве аэропортах, неплохо «отстроились» в Калуге, — говорит Дмитрий Петроченко, руководитель интернет-проекта Bizavnews.ru. — В принципе, существующая инфраструктура позволяет занять свою нишу, например в качестве аэропорта для паркинга. Нужно работать с операторами, тем более что ценовое предложение в Калуге весьма аппетитное». Аэропорт Брянска, время подлета до которого из Москвы составляет всего полчаса, также предлагает выгодные условия паркинга. «Разумная ценовая политика — стоимость ангарного хранения бизнес-джета составляет всего 10 тыс. руб., а плата за взлет-посадку 30 тыс. руб. — открывает реальные перспективы для аэропорта Брянска в привлечении «московских» бизнес-джетов для стоянки», — убежден Имеди Рахвадзе, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Брянск». Наземная инфраструктура процветает и во второй столице — Санкт-Петербурге, в аэропорту Пулково работают сразу два независимых FBO: «ДжетПорт СПб» и «A-Групп». Оба располагают собственными терминалами, перронами и ангарами, которые рассчитаны на 30 и восемь парковочных мест соответственно.

Региональный разрез

На фоне столичного благополучия ситуация с наземным обслуживанием в регионах значительно слабее, хотя в отдельных отмечается долгожданное оживление. «Инфраструктура для бизнес-авиации — это зеркало экономики, она развивается там, где идут крупные международные экономические и спортивные мероприятия, где есть мощный промышленный кластер или яркие туристические курорты, — рассказывает Гиви Ткемаладзе, генеральный директор компании «Капитал АвиаНефть», провайдера услуг по наземному обслуживанию. — Мы отмечаем развитие услуг в экономически сильных Казани и Екатеринбурге, в курортном Сочи; интенсивно развивается новое зимнее направление Минводы (Архыз и Домбай) и летнее — Анапа и Геленджик».

Цены в региональных аэропортах настолько разные, что порой сложно понять логику их формирования. Например, в Хатанге (Таймыр) и Элисте стоимость керосина составляет 73 тыс. и 54 тыс. руб. за тонну, в то время как в Ижевске и Ростове-на-Дону она чуть выше 31 тыс. руб. Впрочем, непредсказуемое ценообразование постепенно выправляется благодаря зарождающейся конкуренции. В аэропортах Ставропольского края — Минеральных Водах и Ставрополе, Казани, Краснодарского края, которые еще пару лет назад держали монополию на услуги, появляются альтернативные поставщики наземного обслуживания.

Хендлинг, заправку топливом, премиальное обслуживание VIP-пассажиров предоставляют такие профильные компании, как Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть», «Джет Порт Юг». Причем молодая компания «Капитал АвиаНефть» получила прямые договоры на аэропортовое обслуживание во всех гаванях Краснодарского края, где до этого работала лишь «Джет Порт Юг», аффилированная с VipPort. Продолжается развитие подмосковных аэропортов: новый терминал бизнес-авиации построила в Жуковском компания «Авком». В региональных воздушных гаванях, например в Саранске, где пройдет этап чемпионата мира по футболу 2018 года, также заняты обновлением инфраструктуры. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5XmF
Объявление: http://courier.youdo.com/courier-services/individual/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer