Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Земное притяжение


8 сентября 2016 года Анна Назарова, РБК+


Огни большого города Еще 10–15 лет назад наземное обслуживание VIP-пассажиров и самолетов бизнес-авиации было в России штучной услугой. Нельзя сказать, что за это время ситуация кардинально изменилась, но в основных городах спроса уже работают полноценные комплексы наземного обслуживания — FBО (Fixed Base Operator), аналогичные широко распространенным в США, Европе и развитых странах Азии. FBO предлагают клиентам огромный спектр услуг самого высокого класса: современные комфортные терминалы, предназначенные исключительно для пассажиров бизнес-джетов, ангары для хранения дорогих самолетов, технические центры, кейтеринг премиум-класса, наземное обслуживание, трансфер от трапа до терминала на автомобилях представительского класса, услуги для экипажа. На западе палитру услуг дополняет наличие выбора — в каждом аэропорту или FBO работают минимум два-три альтернативных поставщика наземных услуг. Россия, как водится, идет своим путем. В основном только в столичных FBO (кроме Внуково-3) работают сторонние провайдеры услуг, в регионах же монополия только начинает разбавляться новыми альтернативными поставщиками наземного обслуживания. Традиционно наиболее популярным FBO остается VipPort в московском Внуково-3, который по неофициальным данным контролирует минимум 50-70% всех рейсов. VipPort первым в России создал классический FBO с услугами хендлинга (наземного обслуживания воздушного судна), заправки топливом, клининга, в нем работает база линейного технического обслуживания бизнес-джетов Jet Aviation FBO, а также ангарный комплекс, обеспечивающий всесезонное хранение и обслуживание воздушных судов любых типов, включая ACJ и BBJ (18 ангаров). Впрочем, несмотря на действительно европейское качество услуг, часто приходится слышать, что Внуково-3 — самый дорогой FBO в Европе. По неофициальной информации, средний чек за стандартное обслуживание дальнемагистрального джета составляет здесь ?8 тыс. Для сравнения: в лондонском аэропорту бизнес-авиации Биггин-Хилл стоимость аналогичного обслуживания составит ?2,3 тыс. В спину Внуково-3 уже несколько лет дышит новый FBO компании «A-Групп», расположенный в московском аэропорту Шереметьево. Инвестиции в размере ?90 млн (по данным из открытых источников) позволили возвести современный двухэтажный терминал в стиле хай-тек с рестораном и баром с видом на взлетно-посадочную полосу, несколькими дизайнерскими переговорными, двумя ангарами, которые вмещают до 24 бизнес-джетов. Конкурентное ценообразование — стандартный пакет услуг за ?2 тыс. — делает новый FBO еще более привлекательным. Пока VipPort и «A-Групп» всерьез конкурируют, в стороне остается еще один московский FBO — Domodedovo Business Aviation Center (DBAC). С началом кризиса терминал сделал ставку на обслуживание стыковочных рейсов регулярной и деловой авиации. Например, пассажир прилетает в терминал на частном вертолете, здесь же он оформляется на регулярный рейс и его доставляют на автомобиле прямо к самолету. За последний год услугой воспользовались в пять раз больше пассажиров первого и бизнес-класса, чем год назад, говорят в DBAC. В Шереметьево и Домодедово действует международная практика: работают несколько альтернативных поставщиков услуг, крупнейшие из которых Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть» и «Аэротранс». Высокий трафик в Москве и, как следствие, дефицит мест для стоянки частных самолетов заставляет включиться в борьбу областные аэропорты. Особо активны аэропорты Калуги и Брянска, оба имеют статус международных. «Сегодня есть попытки создать определенную инфраструктуру в ближайших к Москве аэропортах, неплохо «отстроились» в Калуге, — говорит Дмитрий Петроченко, руководитель интернет-проекта Bizavnews.ru. — В принципе, существующая инфраструктура позволяет занять свою нишу, например в качестве аэропорта для паркинга. Нужно работать с операторами, тем более что ценовое предложение в Калуге весьма аппетитное». Аэропорт Брянска, время подлета до которого из Москвы составляет всего полчаса, также предлагает выгодные условия паркинга. «Разумная ценовая политика — стоимость ангарного хранения бизнес-джета составляет всего 10 тыс. руб., а плата за взлет-посадку 30 тыс. руб. — открывает реальные перспективы для аэропорта Брянска в привлечении «московских» бизнес-джетов для стоянки», — убежден Имеди Рахвадзе, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Брянск». Наземная инфраструктура процветает и во второй столице — Санкт-Петербурге, в аэропорту Пулково работают сразу два независимых FBO: «ДжетПорт СПб» и «A-Групп». Оба располагают собственными терминалами, перронами и ангарами, которые рассчитаны на 30 и восемь парковочных мест соответственно. Региональный разрез На фоне столичного благополучия ситуация с наземным обслуживанием в регионах значительно слабее, хотя в отдельных отмечается долгожданное оживление. «Инфраструктура для бизнес-авиации — это зеркало экономики, она развивается там, где идут крупные международные экономические и спортивные мероприятия, где есть мощный промышленный кластер или яркие туристические курорты, — рассказывает Гиви Ткемаладзе, генеральный директор компании «Капитал АвиаНефть», провайдера услуг по наземному обслуживанию. — Мы отмечаем развитие услуг в экономически сильных Казани и Екатеринбурге, в курортном Сочи; интенсивно развивается новое зимнее направление Минводы (Архыз и Домбай) и летнее — Анапа и Геленджик». Цены в региональных аэропортах настолько разные, что порой сложно понять логику их формирования. Например, в Хатанге (Таймыр) и Элисте стоимость керосина составляет 73 тыс. и 54 тыс. руб. за тонну, в то время как в Ижевске и Ростове-на-Дону она чуть выше 31 тыс. руб. Впрочем, непредсказуемое ценообразование постепенно выправляется благодаря зарождающейся конкуренции. В аэропортах Ставропольского края — Минеральных Водах и Ставрополе, Казани, Краснодарского края, которые еще пару лет назад держали монополию на услуги, появляются альтернативные поставщики наземного обслуживания. Хендлинг, заправку топливом, премиальное обслуживание VIP-пассажиров предоставляют такие профильные компании, как Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть», «Джет Порт Юг». Причем молодая компания «Капитал АвиаНефть» получила прямые договоры на аэропортовое обслуживание во всех гаванях Краснодарского края, где до этого работала лишь «Джет Порт Юг», аффилированная с VipPort. Продолжается развитие подмосковных аэропортов: новый терминал бизнес-авиации построила в Жуковском компания «Авком». В региональных воздушных гаванях, например в Саранске, где пройдет этап чемпионата мира по футболу 2018 года, также заняты обновлением инфраструктуры.

Огни большого города

Еще 10–15 лет назад наземное обслуживание VIP-пассажиров и самолетов бизнес-авиации было в России штучной услугой. Нельзя сказать, что за это время ситуация кардинально изменилась, но в основных городах спроса уже работают полноценные комплексы наземного обслуживания — FBО (Fixed Base Operator), аналогичные широко распространенным в США, Европе и развитых странах Азии. FBO предлагают клиентам огромный спектр услуг самого высокого класса: современные комфортные терминалы, предназначенные исключительно для пассажиров бизнес-джетов, ангары для хранения дорогих самолетов, технические центры, кейтеринг премиум-класса, наземное обслуживание, трансфер от трапа до терминала на автомобилях представительского класса, услуги для экипажа.

На западе палитру услуг дополняет наличие выбора — в каждом аэропорту или FBO работают минимум два-три альтернативных поставщика наземных услуг. Россия, как водится, идет своим путем. В основном только в столичных FBO (кроме Внуково-3) работают сторонние провайдеры услуг, в регионах же монополия только начинает разбавляться новыми альтернативными поставщиками наземного обслуживания.

Традиционно наиболее популярным FBO остается VipPort в московском Внуково-3, который по неофициальным данным контролирует минимум 50-70% всех рейсов. VipPort первым в России создал классический FBO с услугами хендлинга (наземного обслуживания воздушного судна), заправки топливом, клининга, в нем работает база линейного технического обслуживания бизнес-джетов Jet Aviation FBO, а также ангарный комплекс, обеспечивающий всесезонное хранение и обслуживание воздушных судов любых типов, включая ACJ и BBJ (18 ангаров).

Впрочем, несмотря на действительно европейское качество услуг, часто приходится слышать, что Внуково-3 — самый дорогой FBO в Европе. По неофициальной информации, средний чек за стандартное обслуживание дальнемагистрального джета составляет здесь €8 тыс. Для сравнения: в лондонском аэропорту бизнес-авиации Биггин-Хилл стоимость аналогичного обслуживания составит €2,3 тыс.

В спину Внуково-3 уже несколько лет дышит новый FBO компании «A-Групп», расположенный в московском аэропорту Шереметьево. Инвестиции в размере €90 млн (по данным из открытых источников) позволили возвести современный двухэтажный терминал в стиле хай-тек с рестораном и баром с видом на взлетно-посадочную полосу, несколькими дизайнерскими переговорными, двумя ангарами, которые вмещают до 24 бизнес-джетов. Конкурентное ценообразование — стандартный пакет услуг за €2 тыс. — делает новый FBO еще более привлекательным. Пока VipPort и «A-Групп» всерьез конкурируют, в стороне остается еще один московский FBO — Domodedovo Business Aviation Center (DBAC). С началом кризиса терминал сделал ставку на обслуживание стыковочных рейсов регулярной и деловой авиации. Например, пассажир прилетает в терминал на частном вертолете, здесь же он оформляется на регулярный рейс и его доставляют на автомобиле прямо к самолету. За последний год услугой воспользовались в пять раз больше пассажиров первого и бизнес-класса, чем год назад, говорят в DBAC. В Шереметьево и Домодедово действует международная практика: работают несколько альтернативных поставщиков услуг, крупнейшие из которых Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть» и «Аэротранс».

Высокий трафик в Москве и, как следствие, дефицит мест для стоянки частных самолетов заставляет включиться в борьбу областные аэропорты. Особо активны аэропорты Калуги и Брянска, оба имеют статус международных. «Сегодня есть попытки создать определенную инфраструктуру в ближайших к Москве аэропортах, неплохо «отстроились» в Калуге, — говорит Дмитрий Петроченко, руководитель интернет-проекта Bizavnews.ru. — В принципе, существующая инфраструктура позволяет занять свою нишу, например в качестве аэропорта для паркинга. Нужно работать с операторами, тем более что ценовое предложение в Калуге весьма аппетитное». Аэропорт Брянска, время подлета до которого из Москвы составляет всего полчаса, также предлагает выгодные условия паркинга. «Разумная ценовая политика — стоимость ангарного хранения бизнес-джета составляет всего 10 тыс. руб., а плата за взлет-посадку 30 тыс. руб. — открывает реальные перспективы для аэропорта Брянска в привлечении «московских» бизнес-джетов для стоянки», — убежден Имеди Рахвадзе, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Брянск». Наземная инфраструктура процветает и во второй столице — Санкт-Петербурге, в аэропорту Пулково работают сразу два независимых FBO: «ДжетПорт СПб» и «A-Групп». Оба располагают собственными терминалами, перронами и ангарами, которые рассчитаны на 30 и восемь парковочных мест соответственно.

Региональный разрез

На фоне столичного благополучия ситуация с наземным обслуживанием в регионах значительно слабее, хотя в отдельных отмечается долгожданное оживление. «Инфраструктура для бизнес-авиации — это зеркало экономики, она развивается там, где идут крупные международные экономические и спортивные мероприятия, где есть мощный промышленный кластер или яркие туристические курорты, — рассказывает Гиви Ткемаладзе, генеральный директор компании «Капитал АвиаНефть», провайдера услуг по наземному обслуживанию. — Мы отмечаем развитие услуг в экономически сильных Казани и Екатеринбурге, в курортном Сочи; интенсивно развивается новое зимнее направление Минводы (Архыз и Домбай) и летнее — Анапа и Геленджик».

Цены в региональных аэропортах настолько разные, что порой сложно понять логику их формирования. Например, в Хатанге (Таймыр) и Элисте стоимость керосина составляет 73 тыс. и 54 тыс. руб. за тонну, в то время как в Ижевске и Ростове-на-Дону она чуть выше 31 тыс. руб. Впрочем, непредсказуемое ценообразование постепенно выправляется благодаря зарождающейся конкуренции. В аэропортах Ставропольского края — Минеральных Водах и Ставрополе, Казани, Краснодарского края, которые еще пару лет назад держали монополию на услуги, появляются альтернативные поставщики наземного обслуживания.

Хендлинг, заправку топливом, премиальное обслуживание VIP-пассажиров предоставляют такие профильные компании, как Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть», «Джет Порт Юг». Причем молодая компания «Капитал АвиаНефть» получила прямые договоры на аэропортовое обслуживание во всех гаванях Краснодарского края, где до этого работала лишь «Джет Порт Юг», аффилированная с VipPort. Продолжается развитие подмосковных аэропортов: новый терминал бизнес-авиации построила в Жуковском компания «Авком». В региональных воздушных гаванях, например в Саранске, где пройдет этап чемпионата мира по футболу 2018 года, также заняты обновлением инфраструктуры. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5XmF
Объявление: http://courier.youdo.com/courier-services/individual/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer