Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пентагон по одежке протянет ножки: зачем реанимировать «умерший» F-15


8 сентября 2016 года Дмитрий Сергеев, Телеканал "Звезда"


Впервые за много лет Пентагон собирается по одежке протягивать ножки. Как сообщают американские СМИ, на фоне стагнации оборонного бюджета принято решение скорректировать ряд программ по развитию вооружений. В их числе и широко разрекламированная замена истребителей F-15 Eagle машинами нового поколения – многоцелевыми истребителями F-22 Raptor и истребителями-бомбардировщиками F-35 Lightning II. Один проект, замороженный несколько лет назад, решено не размораживать, второй – временно приостановить.

Как сообщило недавно агентство CNN со ссылкой на источники в Минобороны США, в данном случае речь идет о модернизации F-15 c продлением срока их войсковой эксплуатации сразу до 2040 года. По данным компании Boeing, которая берется освоить на этом заказе не менее 12 миллиардов долларов, машины получат новые радары, современную компьютерную оснастку, а также более совершенные системы РЭБ. Правда, срок, в который подрядчик обязуется выполнить эту задачу, определен в период между 2024–2030 годами, то есть время реального несения службы обновленными машинами в итоге не превысит 10–15 лет.
 
На вес золота
 
Причин, по которым власти США пошли на подобную корректировку программ совершенствования парка своих боевых самолетов, как минимум две. И обе они связаны с финансами. Во-первых, бюджет Пентагона на будущий год оказался вовсе не таким, каким его хотели видеть в оборонном ведомстве, – 582,7 миллиарда долларов против 580,3 миллиарда в текущем году. Столь незначительное повышение уже заставило минобороны США пересмотреть схему финансирования целых секторов, в частности, урезать расходы на содержание ВМС, где сокращение бюджета превысило восемь миллиардов долларов, а также секвестировать численность сухопутных сил не менее чем на 40 тысяч военнослужащих.
 
Второй причиной, по которой Пентагон решил притормозить с развитием новых проектов боевой авиации, оказалась непомерно высокая стоимость новинок. Тот же Raptor в свое время оценивался в 146,2 миллиона долларов за единицу, не считая расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Окончательная цена одной машины, по данным Главного контрольного управления США за 2010 год, составила 411,7 миллиона долларов, а всего программа F-22 обошлась Штатам в сумму, превышающую 74 миллиарда «зеленых».
 
Однако эти расходы – далеко не рекордные на фоне затрат на реализацию другого амбициозного проекта – создания малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Здесь стоимость программы составила 379 миллиардов долларов, и при этом количество машин, введенных в эксплуатацию, составляет менее полутора сотен единиц. Общая же стоимость эксплуатации парка самолетов F-35, по оценкам аналитической группы при минобороны США, может за 30 лет превысить один триллион (!) долларов.
 
Именно эти факторы и стали решающими при выборе нынешней концепции обновления парка истребительной авиации ВВС. По сведениям The Washington Post, ставку решено сделать на модернизацию F-15C Eagle и F-15D. Известно, что производство каждой из машин этих серий не вылезает за рамки бюджета в 30 миллионов долларов, тогда как тот же F-22 обходится в десять с лишним раз дороже.
 
К слову, за 22-м закрепилась слава не просто самого дорогого истребителя в мире, но и самолета в буквальном смысле на вес золота. Дотошные репортеры подсчитали, что стоимость благородного металла, соответствующая весу Raptor, будет составлять ту же сумму – 350 миллионов. Да и то – пустого самолета, на который не установлено вооружение и дорогостоящее радиоэлектронное оборудование.
 
F-15 & Су-27: кто кого? 

Надо признать, что с момента своего появления F-15 завоевал симпатии строевых летчиков ВВС США. В самолете были воплощены передовые технологии того времени, в том числе размещение основных переключателей управления бортовым оружием, радиолокационной системой и системой связи на ручке управления. Прорывной новацией стал и вывод пилотажной и прицельной информации на индикатор на лобовом стекле. Американские пилоты по праву называли свой истребитель лучшим в мире.
 
Так было, пока в небе не появился Су-27. Достойные летные характеристики, большая дальность полета вкупе с другими преимуществами обеспечивали ему приоритет в небе. Бывший начальник липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Александр Харчевский вспоминал, как в 1990-х они на своих самолетах посетили с дружественным визитом истребительное авиакрыло ВВС США, дислоцированное на авиабазе Лэнгли в штате Вирджиния и вооруженное F-15C/D. Хозяева тогда предложили гостям провести совместное маневрирование, в ходе которого американский истребитель должен был уйти от Су-27УБ, а затем американец преследовал бы нашу машину.
 
В итоге F-15 даже на полной скорости не смог оторваться от российского самолета, шедшего в режиме минимального форсажа. Естественно, что по второму пункту тренировки американец также уступил россиянину: догнать Су-27 он так и не сумел.

К слову, по мнению Александр Харчевского, превосходство Су-27 обусловлено его высокой тяговооруженностью. «По восходящей траектории наш самолет набирает скорость быстрее F-15, – обращает внимание генерал. – Американской машине надо делать своеобразную "ступеньку" – пролететь немного по горизонтали, набрать скорость, а уже затем начинать набор высоты. Российские летчики сразу переходят в вертикальный маневр. Кроме того, надо иметь в виду, что у наших самолетов меньше радиус виража, чем у F-15, а это тоже большое преимущество».
 
Известно, что в свое время специалисты еще советского Минобороны проводили многофакторное сравнение боевых возможностей Су-27 с вероятными оппонентами из НАТО. В итоге эксперты пришли к однозначному выводу: Су-27 превосходит F-15A по тяговооруженности на взлете, а F-15С – по боевому оснащению. Преимущества советского истребителя были решающими в ближнем маневренном бою, а также при выполнении внезапной атаки на средних и малых дальностях.
 
Тем не менее, как отмечает историк военной авиации Владимир Ильин, несмотря на свой почтенный возраст, F-15 обладает достаточно высоким модернизационным потенциалом. «Можно предположить, что доработанные варианты F-15 наравне с их российскими аналогами – модернизированными Су-27 и Су-30 – останутся одними из основных "воздушных бойцов" и во втором десятилетии нашего века», – полагает он.
 
Приемы против лома
 
Многие приоритеты истребительной авиации меркнут при взгляде на возможности современных систем противовоздушной обороны. Военный эксперт главный редактор журнала «Национальная оборона» полковник запаса Игорь Коротченко обращает внимание на то, что Россия – единственная страна в мире, которая производит всю гамму вооружений и техники ПВО и ПРО.
 
«Еще год назад австралийский аналитический центр Air Power Australia отмечал, что противостоять российским ПВО не способны не только F-15, F-16 и F/A-18, но даже F-35 Lightning II. За прошедшее время этот технологический разрыв только увеличился, что связано, в частности, с перспективной разработкой систем С-500. Российские комплексы ПВО и ПРО не имеют равных в мире – причем разрыв по этому показателю между нами и остальными странами лишь увеличивается, – уверен Игорь Коротченко. – И это не наше убеждение, это выводы западных военных аналитиков. В разработке средств противовоздушной и противоракетной обороны России нет нужды оглядываться на зарубежные аналоги – в этой сфере мы являемся безусловными лидерами».
 
Что говорить, если даже предыдущая модель зенитно-ракетной системы – комплекс С-400 «Триумф» по своим характеристикам обеспечивает безусловное поражение всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. Радар раннего обнаружения «Триумфа» способен обнаруживать цели на дальности до 600 километров, а поражение достигается на дистанции 400 километров. С-400 запросто сбивает воздушные объекты на скорости 4,8 километра в секунду, тогда как у того же F-15 скоростной показатель даже на полном форсаже и при высоте полета 20 километров не превышает 740 метров в секунду.
 
Добавим сюда, что российский комплекс способен одновременно обстреливать до десяти целей. В свое время соучредитель упомянутого выше аналитического центра Air Power Australia доктор Карло Копп, сравнив возможности российского С-400 и американского истребителя F-35, сделал однозначный вывод: этот самолет не сможет составить достойную конкуренцию российским средствам ПВО и станет для них легкой добычей.
 
Когда в приоритете выгода
 
Есть и еще одна возможная причина, по которой Штаты намерены вернуться к программе F-15 в ущерб F-22 и F-35. И эта причина вновь связана с финансами. Оказывается, еще весной этого года ряд членов американского сената (в том числе знаменитый «ястреб» Джон Маккейн) направили Бараку Обаме письмо, в котором выразили свое беспокойство по поводу возможного срыва контрактных поставок боевых самолетов странам Персидского залива – Кувейту, Катару и Бахрейну.
 
Причиной отказа покупателей от дорогостоящих контрактов была названа возможная переориентация на машины других авиапроизводителей. В том числе на российские самолеты, чьи блестящие характеристики были продемонстрированы в ходе воздушной операции в Сирии. Кроме того, серьезную конкуренцию американскому авиапрому в регионе может составить и китайская продукция, о чем также говорят аналитики.
 
Естественно, что американцам не с руки упускать выгодные контракты на Ближнем Востоке, стоимость которых, как указал в одной из своих публикаций Wall Street Journal, может достигать девяти миллиардов долларов. На этом фоне разумным было бы предложить клиентам более выгодные условия, что возможно как раз с уже запущенным в серию F-15, а не с «встающим на крыло», а потому требующим внушительных затрат F-35.
 
Однако покупатели делают свой выбор не в пользу американцев. От сотрудничества отказываются даже союзники. Так, Кувейт не так давно заказал сразу 28 многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon – детища европейского предприятия Eurofighter GmbH, объединившего в себе потенциал Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. При том что стоимость одного самолета составляет более 123 миллионов долларов, то есть значительно больше цены на F-15, заказчик предпочел этот вариант, оценив летные характеристики европейских машин и прежде всего их высокую маневренность.
 
Известно, что во время показательного учебного боя, устроенного между F-15 и Eurofighter Typhoon, европеец в одиночку поразил сразу двух американцев. Именно поэтому, как можно предположить, США и озаботились вопросами модернизации, чтобы иметь возможность предлагать потенциальным покупателям и более-менее современные характеристики «товара», и конкурентоспособную цену на него.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer