Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В гостях у авиационного классика


09.01.17 16:15 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние годы коллеги из ГосНИИ ГА и автор этого материала в предновогодние дни традиционно встречаются с выдающимся авиаконструктором, многолетним Главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом. Не стал исключением и декабрь 2016 г. Дружеское чаепитие с Александром Сергеевичем плавно перешло в своеобразный мини круглый стол с обсуждением актуальных проблем отечественной авиации.

Авиаторам старшего и среднего поколений наверняка хорошо известно об основных этапах профессиональной деятельности Александра Сергеевича Шенгардта, его большом вкладе в развитие отечественной авиации. Все же позволю себе сказать несколько слов об этом замечательном человеке, которому в июне 2016 г. исполнился 91 год. 

После окончания Московского авиационного технологического института он с 1948 г. (почти 70 лет!), работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. 

В 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. С 1971 года деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. С января 2012 г. Александр Сергеевич – советник Генерального директора ПАО «Туполев». Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации. 

Автору этих строк особенно важно и почетно то, что Александр Сергеевич Шенгардт в течении многих лет является членом редакционного Совета и автором интересных, острых и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз».

В этот раз во встрече с А.С. Шенгардтом и его учеником и преемником, главным конструктором ПАО «Туполев» Андреем Гришиным участвовал известный авиационный руководитель, заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг. Виктор Васильевич Горлов. 

Следует сказать, что все гости Александра Сергеевича на протяжении своей профессиональной деятельности были связаны с самолетами «Ту», в том числе Ту-154. В.В. Горлов работал начальником АТБ, главным инженером Приволжского УГА, заместителем начальника ГосНИИ ГА. Будучи заместителем министра гражданской авиации СССР и заместителем руководителя федеральных авиационных органов, непосредственно отвечал, наряду с другими вопросами, за обеспечение технической эксплуатации воздушных судов отечественной гражданской авиации, включая Ту-154, который в тот период выполнял до 50% пассажирооборота. 

Сфера научных интересов генерального директора ГосНИИ ГА, доктора технических наук, профессора Василия Шапкина и его коллег по институту, кандидатов наук Сергея Диогенова и Александра Семина, в значительной степени связана с научным сопровождением эксплуатации самолетов Ту-154. 

Автор статьи также начинал свою работу в авиации с технического обслуживания самолетов Ту-104 в АТБ Домодедово, а в последующие годы занимался вопросами технической эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154 и Ту-134 в МГА СССР. 

Необходимо сказать, что Александр Сергеевич, несмотря на солидный возраст, живет не только и не столько воспоминаниями о своем славном пути (а ему есть что вспомнить и чем гордиться), но, прежде всего, его волнуют сегодняшние проблемы отечественной авиации. Так, например, он достаточно эмоционально говорит о роли конструктора в авиастроении. Он считает, что настоящий конструктор не должен и не может ошибаться и выдавать непродуманных решений. Как им образно сказано на нашей встрече: «конструктор – это не просто главный специалист в авиации, это – образ жизни, случайный человек не может быть настоящим конструктором». Думается, что этот тезис чрезвычайно актуален и сегодня.

А.С. Шенгардт с большим сожалением говорил и о нереализованных проектах самолетов с использованием альтернативных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). Он напомнил, что наша страна в 80-е гг. была одним из лидеров в этой области. Достаточно вспомнить проект экспериментального Ту-155 на СПГ, которым заинтересовались многие страны, а также сравнительно недавние предложения туполевской фирмы по созданию регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива (подробнее об этом в статье А.С. Шенгардта «Не опоздать бы…» в журнале «АвиаСоюз» №5 2016 г.).

Еще одна тема, которая оживленно обсуждалась А.С. Шенгардтом и другими участниками встречи – совершенствование структуры управления авиационной промышленности. Конечно, сегодня она далеко не оптимальна и не очень эффективна, но, по мнению Александра Сергеевича, в современных условиях совсем не очевидна необходимость воссоздания Министерства авиационной промышленности. И связано это, не в последнюю очередь, с профессиональным уровнем высших управленческих кадров, многие из которых не имеют ни авиационного образования, ни производственного опыта в авиационной сфере. Как тут не вспомнить легендарного министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева, который прошел в авиастроении все ступени: инженер на авиационном заводе, директор предприятия, заместитель министра. И еще, по мнению участников встречи, руководители авиационной отрасли должны быть ее патриотами, а не временщиками в ней. Может быть, с этим, в значительной степени, связана и трудная судьба нереализованных до конца проектов самолетов Ту-334 и Ту-204СМ.

По мнению В.В. Горлова, интересен опыт взаимодействия МАП и МГА в вопросах поддержания эксплуатации гражданской авиационной техники. Одним из важных инструментов являлись регулярные летно-технические конференции по ведущим типам воздушных судов, в том числе по Ту-154, которые иногда проводились с участием министров, позволяя решать важнейшие вопросы оперативно, без бюрократической волокиты. Наверное, стоит продолжить эту практику и сегодня.

В.С. Шапкин отметил важность многолетнего взаимодействия ОКБ А.Н. Туполева и ГосНИИ ГА в поддержании летной годности самолетов Ту-154, которые несколько десятилетий были основным парком гражданских воздушных судов. Одна из весомых совместных работ, реализованная в начале 2000-х гг., – создание и внедрение системы безремонтной эксплуатации самолетов Ту-154, а также внедрение метода эксплуатации «по состоянию» систем и агрегатов самолета Ту-154. Это позволило значительно повысить эффективность и безопасность Ту-154 в эксплуатации, учитывая, что в тот период парк этих воздушных судов продолжал нести на себе еще большой объем авиаперевозок. Да и сегодня, особенно в государственной авиации, эксплуатируются десятки самолетов Ту-154. По мнению Василия Шапкина, накопленный ГосНИИ ГА и ОКБ  опыт поддержания летной годности Ту-154 необходимо использовать и при поступлении в эксплуатацию новых воздушных судов. 

Общение с Александром Сергеевичем было очень интересным, поучительным, порою эмоциональным и, несмотря на остроту обсуждавшихся проблем, закончилось на мажорной ноте. Все-таки у отечественной авиации великая история и огромный потенциал. И, как отметил главный конструктор ПАО «Туполев» Андрей Гришин, вызывает определенный оптимизм то, что в последнее время в авиационную отрасль приходят молодые, талантливые, вооруженные современными знаниями специалисты, способные создавать самую передовую авиационную технику. И яркий пример для них служения отечественной авиации – личность нашего выдающегося современника Александра Сергеевич Шенгардта.

Хочется пожелать Александру Сергеевичу здоровья, бодрости, сохранения присущей ему светлой энергетики, плодотворно влияющей на его коллег и единомышленников! 

Ждем ваших интересных и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз»!



комментарии (0):








Материалы рубрики

Анна Пестерева
КоммерсантЪ
Авиаперевозчиков разделят на три
Николай Долгополов
КоммерсантЪ
Стюардессы готовы применить силу

Business FM
"Аэрофлот" требует уголовного наказания для очередного авиадебошира

Вести.Ru
ЧП в воздухе: Авиакомпании ищут способы борьбы с дебоширами
Николай Сурков, Алексей Рамм  
Известия
Командиры "пилотов беспилотников" пополнят ВКС в 2018 году
Евгений Девятьяров
Известия
Должникам подрежут крылья
Лидия Горборукова
КоммерсантЪ
"Роснефть" приземлится в Пулково с опозданием
Вера Костамо
РИА Новости
Дотянуться до небес: как русские пилоты спасали китайских полярников



Юлия Колбина
КоммерсантЪ
Нарастить объем Антальи
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туроператоры зарегистрируются на рейс
Ольга Бондаренко,Николай Грищенко, Ольга Котенева,Роман Мерзляков
Российская газета
Высоко взлетели
Илья Крамник
Известия
С опозданием на 10 лет
Сергей Вальченко, Алексей Рамм
Известия
Российские "крылья ангелов" окажут помощь раненым
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Гиперзвук или на испуг

Независимое военное обозрение
Дроны наводят ужас
Павел Котляр
Газета.Ru
"Спутник за миллиард долларов. Он запущен или упал?"
Алексей Кириченко
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
"Титану 2" прилетело за опоздание с аэродромом
Алексей Рамм Николай Сурков Евгений Дмитриев
Известия
Щит для Калининграда
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Оборонпром" исполнил свою миссию быстрее ожидаемого
Иван Петров
Российская газета
Сядут, где укажут
Вадим Саранов
РИА Новости
Фанера над Хмеймимом. На что способны шахид-беспилотники
Ирина Халецкая
РИА Новости
Небо, самолет, девушка. Пассажиры безнаказанно издеваются над стюардессами
Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Вертолеты внутреннего пользования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Ударные дроны
Василий Маринин, Валерия Комарова
РБК
Застрявшие в Нью-Йорке: как пассажиры "Аэрофлота" добирались до Москвы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Небо США затянуло бураном
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Боевики вышли в воздушное пространство
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Египет открылся с каирской стороны
Павел Котляр
Газета.Ru
Что-то пошло не так: Маск потерял секретный спутник
Дмитрий Струговец, Евгений Девятьяров
Известия
Российскую ракету "Ангара" снабдят крыльями
Андрей Загорский
КоммерсантЪ
У "Аэрофлота" нашелся свой "черный список"

РБК - Екатеринбург
Таможня разобрала самолет "Уральских авиалиний"
Павел Тарасенко
КоммерсантЪ
Американские самолеты лишают мест для ночевки в России
Евгений Девятьяров
Известия
Без багажа полеты подешевели
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Переедание промышленных масштабов
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Жесткая посадка на старые грабли
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Закат А380: арабы оставят мир без больших самолетов

BFM
"Какое гостеприимство, если авиакомпании взвинтили цены в десятки раз?" Мундиаль дорожает
А. Гаврилко-Алексеев, А. Махукова, В. Комарова, Е. Сухорукова, А. Богачев
РБК
Дорогой мундиаль: как растут цены на перелеты в дни ЧМ-2018
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
У Анголы не стало первого
Алексей Рамм Дмитрий Литовкин
Известия
"Верному другу" НАТО нашли замену
Василий Маринин, Валерия Комарова
РБК
Экс-главу Росавиации назначили куратором авиаотрасли в Минтрансе

BFM
Для "ВИМ-Авиа" созрел новый план спасения
Алексей Заквасин
RT
Небесный ядерный щит: На что способна стратегическая авиация России

Прайм
Взлеты, проблемы и надежды российской авиации
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Неподъемный вид транспорта
Сергей Вальченко, Николай Сурков, Евгений Дмитриев
Известия
Специальные вертолетные отряды сформируют в Заполярье
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
Заправка в воздухе: США создали новый танкер
Наталья Козлова
Российская газета
Прерванный полет
В. Маринин, Е. Сухорукова, В. Комарова, С. Соболев
РБК
Новогодний пролет: почему Росавиация сократила чартеры в праздничные дни

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Объявление: адвокаты по туристическим делам, смотреть тут.
Тут трезвый водитель недорого можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer