Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В гостях у авиационного классика


09.01.17 16:15 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


В последние годы коллеги из ГосНИИ ГА и автор этого материала в предновогодние дни традиционно встречаются с выдающимся авиаконструктором, многолетним Главным конструктором самолета Ту-154 Александром Сергеевичем Шенгардтом. Не стал исключением и декабрь 2016 г. Дружеское чаепитие с Александром Сергеевичем плавно перешло в своеобразный мини круглый стол с обсуждением актуальных проблем отечественной авиации.

Авиаторам старшего и среднего поколений наверняка хорошо известно об основных этапах профессиональной деятельности Александра Сергеевича Шенгардта, его большом вкладе в развитие отечественной авиации. Все же позволю себе сказать несколько слов об этом замечательном человеке, которому в июне 2016 г. исполнился 91 год. 

После окончания Московского авиационного технологического института он с 1948 г. (почти 70 лет!), работает в ОКБ А.Н. Туполева. Принимал участие в проектировании самолетов Ту-80, Ту-14, «82», Ту-85, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114, «91», Ту-22. В 50-х гг. занимался беспилотной техникой. 

В 1960-1971 гг. – ведущий конструктор самолета Ту-134. С 1971 года деятельность А.С. Шенгардта связана с самолетом Ту-154: ведущий конструктор, начальник отдела. С 1975 г. в течение 36 лет (!) – главный конструктор самолета Ту-154. С января 2012 г. Александр Сергеевич – советник Генерального директора ПАО «Туполев». Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор Российской Федерации. 

Автору этих строк особенно важно и почетно то, что Александр Сергеевич Шенгардт в течении многих лет является членом редакционного Совета и автором интересных, острых и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз».

В этот раз во встрече с А.С. Шенгардтом и его учеником и преемником, главным конструктором ПАО «Туполев» Андреем Гришиным участвовал известный авиационный руководитель, заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг. Виктор Васильевич Горлов. 

Следует сказать, что все гости Александра Сергеевича на протяжении своей профессиональной деятельности были связаны с самолетами «Ту», в том числе Ту-154. В.В. Горлов работал начальником АТБ, главным инженером Приволжского УГА, заместителем начальника ГосНИИ ГА. Будучи заместителем министра гражданской авиации СССР и заместителем руководителя федеральных авиационных органов, непосредственно отвечал, наряду с другими вопросами, за обеспечение технической эксплуатации воздушных судов отечественной гражданской авиации, включая Ту-154, который в тот период выполнял до 50% пассажирооборота. 

Сфера научных интересов генерального директора ГосНИИ ГА, доктора технических наук, профессора Василия Шапкина и его коллег по институту, кандидатов наук Сергея Диогенова и Александра Семина, в значительной степени связана с научным сопровождением эксплуатации самолетов Ту-154. 

Автор статьи также начинал свою работу в авиации с технического обслуживания самолетов Ту-104 в АТБ Домодедово, а в последующие годы занимался вопросами технической эксплуатации и ремонта самолетов Ту-154 и Ту-134 в МГА СССР. 

Необходимо сказать, что Александр Сергеевич, несмотря на солидный возраст, живет не только и не столько воспоминаниями о своем славном пути (а ему есть что вспомнить и чем гордиться), но, прежде всего, его волнуют сегодняшние проблемы отечественной авиации. Так, например, он достаточно эмоционально говорит о роли конструктора в авиастроении. Он считает, что настоящий конструктор не должен и не может ошибаться и выдавать непродуманных решений. Как им образно сказано на нашей встрече: «конструктор – это не просто главный специалист в авиации, это – образ жизни, случайный человек не может быть настоящим конструктором». Думается, что этот тезис чрезвычайно актуален и сегодня.

А.С. Шенгардт с большим сожалением говорил и о нереализованных проектах самолетов с использованием альтернативных видов топлива, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). Он напомнил, что наша страна в 80-е гг. была одним из лидеров в этой области. Достаточно вспомнить проект экспериментального Ту-155 на СПГ, которым заинтересовались многие страны, а также сравнительно недавние предложения туполевской фирмы по созданию регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива (подробнее об этом в статье А.С. Шенгардта «Не опоздать бы…» в журнале «АвиаСоюз» №5 2016 г.).

Еще одна тема, которая оживленно обсуждалась А.С. Шенгардтом и другими участниками встречи – совершенствование структуры управления авиационной промышленности. Конечно, сегодня она далеко не оптимальна и не очень эффективна, но, по мнению Александра Сергеевича, в современных условиях совсем не очевидна необходимость воссоздания Министерства авиационной промышленности. И связано это, не в последнюю очередь, с профессиональным уровнем высших управленческих кадров, многие из которых не имеют ни авиационного образования, ни производственного опыта в авиационной сфере. Как тут не вспомнить легендарного министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева, который прошел в авиастроении все ступени: инженер на авиационном заводе, директор предприятия, заместитель министра. И еще, по мнению участников встречи, руководители авиационной отрасли должны быть ее патриотами, а не временщиками в ней. Может быть, с этим, в значительной степени, связана и трудная судьба нереализованных до конца проектов самолетов Ту-334 и Ту-204СМ.

По мнению В.В. Горлова, интересен опыт взаимодействия МАП и МГА в вопросах поддержания эксплуатации гражданской авиационной техники. Одним из важных инструментов являлись регулярные летно-технические конференции по ведущим типам воздушных судов, в том числе по Ту-154, которые иногда проводились с участием министров, позволяя решать важнейшие вопросы оперативно, без бюрократической волокиты. Наверное, стоит продолжить эту практику и сегодня.

В.С. Шапкин отметил важность многолетнего взаимодействия ОКБ А.Н. Туполева и ГосНИИ ГА в поддержании летной годности самолетов Ту-154, которые несколько десятилетий были основным парком гражданских воздушных судов. Одна из весомых совместных работ, реализованная в начале 2000-х гг., – создание и внедрение системы безремонтной эксплуатации самолетов Ту-154, а также внедрение метода эксплуатации «по состоянию» систем и агрегатов самолета Ту-154. Это позволило значительно повысить эффективность и безопасность Ту-154 в эксплуатации, учитывая, что в тот период парк этих воздушных судов продолжал нести на себе еще большой объем авиаперевозок. Да и сегодня, особенно в государственной авиации, эксплуатируются десятки самолетов Ту-154. По мнению Василия Шапкина, накопленный ГосНИИ ГА и ОКБ  опыт поддержания летной годности Ту-154 необходимо использовать и при поступлении в эксплуатацию новых воздушных судов. 

Общение с Александром Сергеевичем было очень интересным, поучительным, порою эмоциональным и, несмотря на остроту обсуждавшихся проблем, закончилось на мажорной ноте. Все-таки у отечественной авиации великая история и огромный потенциал. И, как отметил главный конструктор ПАО «Туполев» Андрей Гришин, вызывает определенный оптимизм то, что в последнее время в авиационную отрасль приходят молодые, талантливые, вооруженные современными знаниями специалисты, способные создавать самую передовую авиационную технику. И яркий пример для них служения отечественной авиации – личность нашего выдающегося современника Александра Сергеевич Шенгардта.

Хочется пожелать Александру Сергеевичу здоровья, бодрости, сохранения присущей ему светлой энергетики, плодотворно влияющей на его коллег и единомышленников! 

Ждем ваших интересных и актуальных статей в журнале «АвиаСоюз»!



комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Птичкин, Наталия Ячменникова
Российская газета
Полетим, на чем хотим 
Оксана Павлова
КоммерсантЪ
"Сибмост" ушел со взлетной полосы
Сергей Титов
КоммерсантЪ
"Авиастар" потеснится
Евгений Девятьяров, Иван Чеберко
Известия
Перевозки грузов дронами легализуют к 2019 году 

Российская газета
Ожидание дорогого стоит 
Екатерина Каткова
Газета.ru
Россия подбирает крошки авиационного пирога
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Ту-204 не долетают до МС-21
Роман Азанов
ТАСС
Главные премьеры авиасалона МАКС-2017 в небе и на земле




РИА Новости
Второй день на МАКС-2017: заключение соглашений и космические планы
Евгений Девятьяров
Известия
Услуги санитарной авиации предлагают оплатить за счет ОМС

ТАСС
Дальний Восток расширяет возможности своих аэропортов по приему самолетов
Юлия Гарипова
КоммерсантЪ
Аэродромное замещение
Леонид Нерсисян
ИА REGNUM
"Великие достижения" России — из Италии и США: МАКС-2017
Дмитрий Маракулин
КоммерсантЪ
"Крылья Невы" приземляют в колонию
Василий Сычёв
N+1
На МАКС-2017 показали цельнокомпозитный биплан
Кирилл Яблочкин
Телеканал "Звезда"
Путин, небо и ПАК ФА: главные события первого дня МАКС-2017
Виктор Литовкин
Независимая газета
МАКС времен санкционного разгула
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МиГ-35 подлетают к Минобороны
Ирина Варламова
Российская газета
Кто даст агроному крылья? 

РИА Новости
Жара, вундеркинды и китайский дрон-убийца. Чем запомнился первый день МАКС
Игорь Ветров
Газета.Ru
"МАКС действительно вышел на высокий уровень"
Виктор Прохоров
КоммерсантЪ
Испытание цифрой
Андрей Андреев
Российская газета
На МАКС-2017 обозначили возможные пути кооперации в авиастроении
Дмитрий Шапкин
КоммерсантЪ
Боевые традиции
Евгений Девятьяров
Известия
В России приступили к созданию электросамолета
Дмитрий Литовкин Алексей Рамм
Известия
ОАК уходит в Технопарк
Александр Ляпин
КоммерсантЪ - FM
В тени вертолета
Илья Харламов
РИА Новости, радио Sputnik
"Скрытые издержки". Покупка F-35 обернулась для Британии головной болью
Тарас Фомченков
Российская газета
Подрежут крылья
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Дуополии Boeing и Airbus угрожают новые самолеты

РИА Новости
Композитный "кукурузник" и летающий джип. Пять новинок авиасалона МАКС-2017

Газета.Ru
Самолеты-шпионы рыщут у границ России
Юрий Грудинин
АвиаСоюз
Бе-200 востребован в России и за рубежом
Мария Голубкова
Российская газета
Ему бы в небо
Наталья Майборода
Forbes
Внутренняя кухня «Аэрофлота»
Павел Котляр
Газета.Ru
Глобальное потепление: треть самолетов уже не взлетит
Николай Проценко
Газета "Молот"
"Азимут" оторвался от земли

КоммерсантЪ - FM
Полет налегке
Бэлла Волкова, Ольга Махмутова
ТАСС
Взлетная полоса: чему и как учат в школе бортпроводников
Мария Степанова
РИАМО
Разрешение на вылет: что ждет владельцев дронов
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Boeing вписывается в московское небо
Ирина Архарова
Турпром
Турбизнес призвал наказать чиновников Росавиации, допустивших кризис "ВИМ-авиа"
Роман Николаев
Московский комсомолец
Ирландский лоукостер Ryanair разлучил пассажиров с детьми
Наталья Демченко, Илья Немченко, Мария Истомина
РБК
МВД объявило повторный тендер на VIP-самолет за 1,7 млрд руб
Том Уитероу (Tom Witherow)
The Daily Mail (перевод AVIA*RU Network)
Ryanair вынуждает трехлетних детей сидеть отдельно от родителей
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Проект Ту-160М2: "лебеденку" расправляют крылья
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
США отрабатывают удары по России
Андрей Загорский, Яна Лубнина и Никита Павлюк-Павлюченко
КоммерсантЪ - FM
Надежда российской авиации
Сергей Птичкин
Российская газета
МАКС состоится при любой погоде
Андрей Барановский
Золотой червонец
Палубные самолеты и авианосцы на монетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Юридическая помощь: адвокаты по туристическим делам, лучшие цены по ссылке.
Объявление: трезвый водитель недорого, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer