Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это намного сложнее, чем запуск космического корабля"


11 октября 2017 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Еще одна важнейшая для перезапуска производства Ту-160 технология восстановлена благодаря спецам Казанского ГипроНИИавиапрома. В Самаре введен в эксплуатацию испытательный стенд двигателей для Ту-160 и Ту-160М2, а в перспективе, возможно, и для совершенно нового стратегического ракетоносца. 6 октября на стенде начались испытания «ракетоносного» двигателя. Эксперт «БИЗНЕС Online» утверждает, что в России почти не осталось профильных организаций, способных создать столь наукоемкое сооружение.

И ВНОВЬ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Копилка возвращенных из небытия Ту-160-технологий продолжает пополняться. Вслед за восстановленной в Казани установкой для сварки титановых узлов в Самаре перезапустили — через четверть века простоя — испытательный стенд для двигателей стратегического ракетоносца, а ключевую роль в этом сыграло ЗАО «Казанский ГипроНИИаиапром». Компания, по сути, построила новый стенд. А 6 октября, как сообщил ТАСС, на нем стартовали испытания обновленных движков НК-32.

Пусть только не вводит в заблуждение слово «стенд», рождающее ассоциации с чем-то выставочным. Авиационный испытательный стенд №1 самарского ПАО «Кузнецов» — это что-то типа отдельного завода. «Были полностью реконструированы пультовый стенд и испытательный бокс, административно-бытовой корпус, — сухо сообщается в релизе „Кузнецова“. — На 100 процентов заменены инженерные сети и стендовые системы: топливная, воздушная, маслосистема, система загрузки генераторов, автоматизированные системы управления технологическими процессами. Осуществлен монтаж новой шахты выхлопа и шахты забора воздуха. Кроме того, к зданию, где располагался стенд, был пристроен новый зал подготовки двигателей к испытаниям площадью более 1,2 тысячи квадратных метров».
 
«Например, возьмем площадку для запуска космического корабля, — решил на простом примере объяснить корреспонденту „БИЗНЕС Online“ масштаб сделанного советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Это всего лишь ракета ставится на стартовый стол, есть системы подпитки, кнопка запуска, и, грубо говоря, всё — она полетела. А вот стенд для испытания двигателя той же ракеты — это сооружение более серьезное, максимально насыщенное приборами для замера параметров работы двигателя. Это намного сложнее, чем, допустим, запуск космического корабля! Если на старте двигатель работает только в одном режиме, то здесь — начиная от малых оборотов и заканчивая чрезвычайными режимами. То есть это сооружение не только масштабное, но и наукоемкое. Очень сложная работа». Здесь отметим, что ГипроНИИавиапром не только реконструировал собственно помещения, но и изготовил, подобрал и установил оборудование. Масштабность работ иллюстрируется тем, что велись они почти два года.

ВОЕННЫЕ В НЕТЕРПЕНИИ

По словам Киреева, восстановление стенда — это целый этап в воссоздании производства Ту-160. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю НК-32 (а их на Ту-160 — четыре) куйбышевское ОКБ «КМЗ „Труд“» начало в 1970 году, испытывался он с 1977-го, серия пошла с 1986 года. Но в 1993-м, когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск движков. С тех пор в Самаре их только ремонтируют. Впрочем, в 2004–2006 годах разработчики модернизировали двигатель — увеличили его ресурс, но, насколько известно, до серии дело так и не дошло — вынужденно ограничились четырьмя двигателями.

Запас советской прочности позволил эксплуатировать построенные НК-32 до сего времени, но ресурс двигателей не бесконечен (особенно учитывая резко возросшую интенсивность полетов дальней авиации). Решение о возобновлении выпуска НК-32 приняли после того, как летом 2014 года на «Кузнецове» побывал президент РФ Владимир Путин. Инвестиции в проект оценили в 8 млрд рублей. А в следующем году решили восстановить и производство Ту-160 в Казани, что тем более невозможно без новых двигателей.

Создание двигателя невозможно без испытательного стенда. И вот он аттестован под НК-32 серии 02, а сегодня начались испытания двигателей. «Модернизированный стенд №1 значительно сократит временной цикл работ по испытаниям наших изделий и повысит качество продукции за счет внедрения новой автоматизированной системы измерения и оценки параметров двигателей, — в бюрократическом стиле отмечает в релизе заместитель генерального директора — управляющий директор „Кузнецова“ Сергей Павлинич. — Растущие объемы гособоронзаказа и жесткие сроки исполнения по нему требуют от нас оптимизации и ускорения всех производственных процессов, и проведенные масштабные мероприятия по стенду №1 позволят нам работать именно в таком ключе».

Если перевести на человеческий язык, то стенд нужен срочно. Дело в том, что до конца года и в начале 2018-го моторостроители обязаны сдать военным установочную партию НК-32-02 — первые 6 двигателей. «Мы завершаем в этом году, я надеюсь, контракт с установочной партией — это 6 двигателей, — цитировал „Интерфакс“ замминистра обороны Юрия Борисова. — В начале августа завод приступает к квалификационным испытаниям, которые будут длиться почти полтора месяца. После их завершения мы сделаем вывод по готовности к приемке тех двигателей, которые сегодня находятся на финальной сборке».

Более того, по словам Борисова, минобороны весьма рассчитывает на старт ритмичных, то есть серийных, поставок — будет заключаться контракт на 2018, 2019, 2020 годы. А для «Кузнецова» это стабильный заработок. Тем более на НК-32 планируют перевооружить (вместо НК-25) и весь парк дальников Ту-22М3, а это хлеб и для Казанского авиазавода, который будет производить замену.

И ДЛЯ НОВОГО «СТРАТЕГА» ТОЖЕ

С новым двигателем связаны большие планы и на несколько отдаленное будущее. Теперь, с появлением стенда, компания может в полную силу заняться не только темой НК-32-02, но и того, что будет за ним. Предположительно, газогенератор НК-32 будет основой для двигателя (возможно, он будет называться НК-65) перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который, по идее, должен заменить все существующие на сегодня типы дальних и стратегических бомбардировщиков — и Ту-95, и Ту-22М3, и Ту-160. К слову, выпускаться он будет на Казанском авиазаводе. Кроме того, этот же газогенератор будет основой и нового двигателя тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». «НК-32 — уникальный двигатель, — рассказывал „Интерфаксу“ вице-премьер Дмитрий Рогозин. — Мы используем новые конструкторские и инженерные решения. Проектная основа этого двигателя опередила свое время, он будет использоваться и в будущем... В перспективе бомбардировщик получит еще более новый двигатель — турбореактивный трехвальный НК-65 с тягой под 30 тонн. Это узнаваемый облик самолета с глубокой модернизацией».

Как выясняется, ГипроНИИавиапром выполнил проектные работы по реконструкции вообще всей производственной базы «Кузнецова», а что касается конкретно стенда... «Сегодня вообще осталось мало организаций, которые обладают компетенциями, чтобы создать подобное сооружение, а ГипроНИИавиапром не просто спроектировал стенд, но и насытил его оборудованием, — подчеркивает Киреев. — Борис Иванович (Борис Тихомиров — генеральный директор ГипроНИИавиапрома — прим. ред.) в самые тяжелые годы сумел сохранить кадры, и к нему сегодня обращаются и двигателисты, и самолетчики, и ракетчики... А то, что они сделали в Самаре, феноменально!»



комментарии (0):








Материалы рубрики

Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Роскосмос" взял на себя всю полноту отверстия
Инна Алейникова
Аргументы и Факты
Помощь свыше. Авиамедицинские бригады переходят на круглосуточное дежурство

MagadanMedia
Летевший из Магадана Ил-12 разбился возле поселка имени Лазо 60 лет назад
Наталья Решетникова
Российская газета
История на взлете
К. Гулов, Э. Байназаров, А. Рамм, А. Козаченко, Р. Крецул, Б. Степовой
Известия
"Цепь трагических случайных обстоятельств". Россия обеспечит дополнительную безопасность своих военных после катастрофы Ил-20 в САР
Николай Грищенко
Российская газета
Винты закрутятся
Александр Шарковский
Независимая газета
Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу
А. Джорджевич, Н. Сергеев, К. Кривошеев, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Путь ракеты отследили до Теребовли



Александр Шишкин
Взгляд
ВМФ предлагают проект ущербного авианосца
Наталья Голобурдова, Тимур Латыпов, Максим Кирилов
Бизнес-ONLINE
МиГ-29 в полях Татарстана: как Константин Тимофеев устроил под Казанью "аэродром подскока"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
На "Бук" зашли через архивы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Степь стратегического назначения
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Бархатный сезон" отечественной гидроавиации
Александр Емельяненков
Российская газета
Встречайте "Циклон"
Николай Грищенко
Российская газета
Как авиастроители из Ростовской области завоевывают Америку
Владислав Викторов, Яна Пашаева
КоммерсантЪ FM
Малайзийский Boeing разглядели в зарослях
Дмитрий Людмирский
Известия
Нейтроны против бомбы: физики создали средство борьбы с терроризмом
Андрей Станавов
РИА Новости
Охотники за подлодками. Зачем Россия возрождает самолеты-амфибии А-40
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"
Илья Крамник
Известия
Турбореактивная унификация: получит ли Су-30 двигатели от Су-35
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Универсальные орудия самолетов Второй мировой
Игорь Надеждин
Lenta
Внешний фактор
Татьяна Жданова
Деловой Петербург
"Климов" едет в Улан–Удэ: завод претендует на многолетний контракт объемом 75 млрд рублей
Юрий Грудинин
Журнал "АвиаСоюз"
Модернизация производства – основа развития авиастроения
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Санкции стоят, а двигатели идут
Инна Деготькова
Московский Комсомолец
Цены на авиабилеты при онлайн-бронировании решила изменить ФАС
Яков Лысенко, Лидия Мисник
Газета.Ru
«Все решали секунды»: почему в Сочи загорелся Boeing
Анастасия Парфенова, Елена Иванова
КоммерсантЪ FM
Пассажиры Boeing жалуются на скорость реакции

Spuntik Латвия
Версия Польши о взрыве при крушении самолета Качиньского не подтвердилась
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Boeing не хватило полосы
Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин
Независимое военное обозрение
Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортовый скандал довел иркутского губернатора до суда
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Большой смотр гидроавиации
Александр Заблотский
Независимое военное обозрение
Маленькое "Монино" российской глубинки
Сергей Машкин, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Польские прокуроры повторят работу над обломками
Роман Азанов
ТАСС
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое?
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Лопасти пойдут под нож
Александр Ермаков
Известия
Ломая шаблоны: новый британский авианосец впервые отправился за океан
Павел Панов
Известия
В небо на батарейках
Наталья Гусаченко
РЖД Партнер
Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным
Екатерина Геращенко, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Еда проследовала в зону вылета
Татьяна Шадрина
Российская газета
Ожидание денег стоит

Финобзор
Российский МС-21: неожиданный конкурент Boeing и Airbus
Роман Рожков, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Sindbad попал в шторм
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Китайский шлем для пилотов Су-35
Илья Крамник
Известия
Авианесущие загадки: что обещают чиновники
Сергей Титов
КоммерсантЪ - самара
Авиастроители расписались после развода
Евгений Девятьяров
Известия
Президентский Ил-96-300 хотят оставить в строю еще на два года
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Национальному авиационному университету Украины (КИИГА) – 85 лет
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиация жалуется на беспилотность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Аренда свадебного микроавтобуса на 4 часа - оформить заявку тут.
По ссылке семейный юрист, подробное описание.
Услуги сервиса: установка сигнализации на авто, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer