Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наука придет на МКС


13 октября 2017 года Дмитрий Струговец, Известия


Со следующего года провести научный эксперимент на российском сегменте Международной космической станции (МКС) станет проще. Госкорпорация «Роскосмос» и Российская академия наук утвердили «План мероприятий по повышению эффективности использования МКС, в том числе на коммерческих условиях». Для этого потребуется поменять действующий ГОСТ по проведению экспериментов. Сегодня требования стандарта затрудняют участие в программе организаций не из ракетно-космической отрасли и не имеющих опыта проведения космических экспериментов. По мнению экспертов, вопрос назрел еще несколько лет назад и требует незамедлительного решения.

Разработкой поправок в ГОСТ Р 52017-2003 «Аппараты космические. Порядок подготовки и проведения космического эксперимента» занимаются головная российская организация по пилотируемой программе Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и основной научный институт ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш.

— Предполагается, что в новой версии стандарта будут учтены предложения обеих организаций по упрощению процедуры подготовки научной аппаратуры к проведению космического эксперимента, в том числе в части военной приемки. Процедуры по внесению соответствующих изменений в ГОСТ предстоит завершить в первом полугодии 2018 года, — рассказали в пресс-службе госкорпорации «Роскосмос».

Основной причиной трудностей является положение, требующее от постановщика эксперимента самостоятельно оформлять документацию и адаптировать к необходимым требованиям научную аппаратуру. Не имеющий соответствующего опыта и ресурсов постановщик эксперимента обязан разработать и согласовать ряд строго регламентированных документов.Что приводит к длительным срокам и низкому качеству разработки необходимой документации, а это вызывает претензии со стороны военной приемки. 

Необходимость устранения замечаний, естественно, негативно сказывается на сроках проведения экспериментов. Одна подготовка эксперимента до отправки научного оборудования на орбиту в результате занимает несколько лет.

— У нас второй год подряд куцая программа научных экспериментов. В основном продолжаются эксперименты, которым несколько лет. Очень много договоров остановлено из-за жесточайшего контроля военной приемки. Очень много аппаратуры зависло, — прокомментировал ситуацию «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли.

В качестве примера он привел данные о научной программе отправившейся 12 сентября на МКС очередной космической экспедиции. Программа ее полета насчитывает более 50 российских биологических, биотехнологических, геофизических, технических и медицинских экспериментов. Из них ни одного нового.

Как пояснили в госкорпорации, первый шаг к решению проблемы был сделан в 2015 году, когда «Роскосмос» до введения новой редакции ГОСТ техническую и технологическую организацию работ по экспериментам возложил на ЦНИИмаш. Институту поручили обеспечить организацию экспериментов, освободив от излишних задач научные коллективы.

К решению проблемы подключились все заинтересованные стороны: «Роскосмос», РКК «Энергия», ЦНИИмаш. Они объединили усилия для проведения испытания 3D-принтера для печати биоматериалов. В обычном графике подготовка такого эксперимента заняла бы четыре года, рассказали в РКК «Энергия». Но совместными усилиями время подготовки сократилось до года. 

После обкатки новой схемы ее планируется использовать для всех других коммерческих космических экспериментов, чтобы реализовать их в оптимальные сроки.

Проведение коммерческих экспериментов на российском сегменте МКС описано в стратегии госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года в рамках решения задачи минимизации государственных расходов на обслуживание станции. Для этого госкорпорация намерена существенно расширить количество заказчиков экспериментов, предложить новые и более удобные условия проведения космических экспериментов, а также ввести для заказчиков экспериментов принцип одного окна.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев рассказал «Известиям», что вопрос об упрощении процедур доступа ученых на МКС и проведения новых экспериментов был поставлен еще 10 лет назад и до сих пор не решен.

— Впервые на высоком уровне этот вопрос всплыл где-то в 2007–2008 году, когда Федеральным космическим агентством (предшественник госкорпорации «Роскосмос») был проведен научно-технический совет, собравшийся для решения проблемы отсутствия необходимых экспериментов на МКС. Выяснилось, что нет прямого контакта между заказчиком экспериментов в лице РАН и исполнителем в лице «Роскосмоса». Видимо, тот процесс продолжает развиваться и дает свои плоды. Станцию сделали, а как ее использовать и привлечь ученых, не подумали, — сказал Иван Моисеев.

Обозреватель издания «Новости космонавтики» Игорь Лисов согласен, что упрощение процедуры допуска и согласован­ия экспериментов на МКС — пра­вильное и давно назр­евшее решение. В NASA, по его словам, обеспечением проведения экспериментов на МКС занимаются специализированные структуры, оставляя ученым саму науку.

— Нело­гично, что к экспери­ментам, проводимым людьми и контролируем­ым ими, применяются те же требования по надежности научной аппаратуры, что и для приборов, ко­торые должны работать полностью автономно на беспилотных апп­аратах. Кстати, в США этому уделяется большое внимание — МКС официально присвоен статус Национальной лаборатории, к кот­орой должен иметь до­ступ по запросу любой квалифицированный исследователь, а NASA или уполномоченные им коммерческие ком­пании обеспечивают необходимые ученым те­хнические, информаци­онные и юридические интерфейсы — как на борту, так и на Зем­ле, — рассказал он.

По данным РКК «Энергия», начиная с 2000 года по декабрь 2016-го на МКС было завершено выполнение 83 экспериментов, 195 космических экспериментов находились в стадии реализации или наземной подготовки. Для выполнения этих научных работ на орбиту к декабрю 2016 года было доставлено 4,8 т грузов, на Землю возвращено 1,2 т.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSMdH
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer