Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Наука придет на МКС


13 октября 2017 года Дмитрий Струговец, Известия


Со следующего года провести научный эксперимент на российском сегменте Международной космической станции (МКС) станет проще. Госкорпорация «Роскосмос» и Российская академия наук утвердили «План мероприятий по повышению эффективности использования МКС, в том числе на коммерческих условиях». Для этого потребуется поменять действующий ГОСТ по проведению экспериментов. Сегодня требования стандарта затрудняют участие в программе организаций не из ракетно-космической отрасли и не имеющих опыта проведения космических экспериментов. По мнению экспертов, вопрос назрел еще несколько лет назад и требует незамедлительного решения.

Разработкой поправок в ГОСТ Р 52017-2003 «Аппараты космические. Порядок подготовки и проведения космического эксперимента» занимаются головная российская организация по пилотируемой программе Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и основной научный институт ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш.

— Предполагается, что в новой версии стандарта будут учтены предложения обеих организаций по упрощению процедуры подготовки научной аппаратуры к проведению космического эксперимента, в том числе в части военной приемки. Процедуры по внесению соответствующих изменений в ГОСТ предстоит завершить в первом полугодии 2018 года, — рассказали в пресс-службе госкорпорации «Роскосмос».

Основной причиной трудностей является положение, требующее от постановщика эксперимента самостоятельно оформлять документацию и адаптировать к необходимым требованиям научную аппаратуру. Не имеющий соответствующего опыта и ресурсов постановщик эксперимента обязан разработать и согласовать ряд строго регламентированных документов.Что приводит к длительным срокам и низкому качеству разработки необходимой документации, а это вызывает претензии со стороны военной приемки. 

Необходимость устранения замечаний, естественно, негативно сказывается на сроках проведения экспериментов. Одна подготовка эксперимента до отправки научного оборудования на орбиту в результате занимает несколько лет.

— У нас второй год подряд куцая программа научных экспериментов. В основном продолжаются эксперименты, которым несколько лет. Очень много договоров остановлено из-за жесточайшего контроля военной приемки. Очень много аппаратуры зависло, — прокомментировал ситуацию «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли.

В качестве примера он привел данные о научной программе отправившейся 12 сентября на МКС очередной космической экспедиции. Программа ее полета насчитывает более 50 российских биологических, биотехнологических, геофизических, технических и медицинских экспериментов. Из них ни одного нового.

Как пояснили в госкорпорации, первый шаг к решению проблемы был сделан в 2015 году, когда «Роскосмос» до введения новой редакции ГОСТ техническую и технологическую организацию работ по экспериментам возложил на ЦНИИмаш. Институту поручили обеспечить организацию экспериментов, освободив от излишних задач научные коллективы.

К решению проблемы подключились все заинтересованные стороны: «Роскосмос», РКК «Энергия», ЦНИИмаш. Они объединили усилия для проведения испытания 3D-принтера для печати биоматериалов. В обычном графике подготовка такого эксперимента заняла бы четыре года, рассказали в РКК «Энергия». Но совместными усилиями время подготовки сократилось до года. 

После обкатки новой схемы ее планируется использовать для всех других коммерческих космических экспериментов, чтобы реализовать их в оптимальные сроки.

Проведение коммерческих экспериментов на российском сегменте МКС описано в стратегии госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года в рамках решения задачи минимизации государственных расходов на обслуживание станции. Для этого госкорпорация намерена существенно расширить количество заказчиков экспериментов, предложить новые и более удобные условия проведения космических экспериментов, а также ввести для заказчиков экспериментов принцип одного окна.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев рассказал «Известиям», что вопрос об упрощении процедур доступа ученых на МКС и проведения новых экспериментов был поставлен еще 10 лет назад и до сих пор не решен.

— Впервые на высоком уровне этот вопрос всплыл где-то в 2007–2008 году, когда Федеральным космическим агентством (предшественник госкорпорации «Роскосмос») был проведен научно-технический совет, собравшийся для решения проблемы отсутствия необходимых экспериментов на МКС. Выяснилось, что нет прямого контакта между заказчиком экспериментов в лице РАН и исполнителем в лице «Роскосмоса». Видимо, тот процесс продолжает развиваться и дает свои плоды. Станцию сделали, а как ее использовать и привлечь ученых, не подумали, — сказал Иван Моисеев.

Обозреватель издания «Новости космонавтики» Игорь Лисов согласен, что упрощение процедуры допуска и согласован­ия экспериментов на МКС — пра­вильное и давно назр­евшее решение. В NASA, по его словам, обеспечением проведения экспериментов на МКС занимаются специализированные структуры, оставляя ученым саму науку.

— Нело­гично, что к экспери­ментам, проводимым людьми и контролируем­ым ими, применяются те же требования по надежности научной аппаратуры, что и для приборов, ко­торые должны работать полностью автономно на беспилотных апп­аратах. Кстати, в США этому уделяется большое внимание — МКС официально присвоен статус Национальной лаборатории, к кот­орой должен иметь до­ступ по запросу любой квалифицированный исследователь, а NASA или уполномоченные им коммерческие ком­пании обеспечивают необходимые ученым те­хнические, информаци­онные и юридические интерфейсы — как на борту, так и на Зем­ле, — рассказал он.

По данным РКК «Энергия», начиная с 2000 года по декабрь 2016-го на МКС было завершено выполнение 83 экспериментов, 195 космических экспериментов находились в стадии реализации или наземной подготовки. Для выполнения этих научных работ на орбиту к декабрю 2016 года было доставлено 4,8 т грузов, на Землю возвращено 1,2 т.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Центр Хруничева пытается стать меньше да лучше
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Старый контракт для нового премьера
Кулинченко Вадим
Военно-промышленный курьер
"Беркут" меняет крыло

ТАСС
Эксперт: инцидент с самолетом сборной Саудовской Аравии мог произойти только из-за птицы
Александр Ахтырко
TourDom.ru
Turkish Airlines отказались от участия в рейтингах Skytrax
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Почему асы Геринга боялись воздушного тарана
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Ту-22М3: крылатый ужас НАТО
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Ил-276 – самолет для войны и мира




BFM
Под чьим контролем может оказаться "Внуково"?
Елизавета Кузнецова, Полина Хрестюхина
КоммерсантЪ
Дронам станет свободнее
Валерий  Мигунов
Журнал "АвиаСоюз"
"Антей" на земле и в воздухе
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофу в Сочи оценят в Лондоне

КоммерсантЪ FM
Государство уходит из Внуково
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Роскосмос" по-другому не стыкуется
Максим Бут
Экономика сегодня
"Хоть на грунт, хоть на льдину": транспортный беспилотник России "облетит" проблемы навигации в Арктике
Николай Протопопов
РИА Новости
"Сухих" готовят к НАТО. Как Украина адаптирует авиацию под нормы альянса
Александр Круглов, Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авиация получила усовершенствованную защиту
Сергей Петунин
КоммерсантЪ - Саратов
Авиакомпании делят небо над Саратовом
Илья Крамник
Известия
Невозвращаемый "Руслан"
Николай Протопопов
РИА Новости
Истребитель авианосцев. Чем улучшенные Ту-22М3 могут угрожать флоту США
Александр Ахтырко
TourDom
Путин – за расширение субсидий на дальневосточных рейсах
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Китайский "Темный меч" способен преодолеть российскую ПВО
Роман Азанов
ТАСС
Сверхтяжелый "Руслан": чем самолет превзошел американскую "Галактику"
Владимир Мухин
Независимая газета
Боевая авиация РФ – в трех минутах лёта от Мариуполя
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"КВЗ просто начинают дербанить": Николай Колесов создает "параллельный" вертолетный завод?
Василий Маринин, Валерия Комарова, Мария Кокорева
РБК
"Аэрофлот" начал набор военных летчиков
Владимир Мухин
Независимая газета
Россия не готова строить "Русланы"
Елизавета Кузнецова, Вадим Никифоров
КоммерсантЪ
Небо Крыма теряет высоту
Михаил Задорожный
BFM
Дебоширам полет запрещен

BFM
Турбулентность торговых войн. Мировым авиаперевозкам грозит снижение?

ВВС Россия
Станут ли российские "Русланы" немецкими, чтобы возить грузы НАТО
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Пилоты возвращают штурвал через суд
Андрей Сазонов
КоммерсантЪ - Самара
"Нордавиа" не полетит в Орск
Сергей Петунин
КоммерсантЪ - Саратов
"Саратовские авиалинии" совершили посадку
Светлана Рагимова
КоммерсантЪ
Дроны как предчувствие
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Саратову выбирают новые крылья
Александр Воронов
КоммерсантЪ
Авиадебоширам перекрывают воду и сушу
Евгений Девятьяров, Николай Сурков
Известия
Воздушный флот для космонавтов
Бэлла Волкова, Ольга Махмутова
ТАСС
Как летать всю жизнь, получить часы из рук де Голля и работать в 100 лет
Татьяна Шадрина
Российская газета
Берегите чеки
Руслан Мельников
Российская газета
Степь под крылом
Инна Сидоркова
РБК
Президент "Мотор Сич" рассказал об ущербе от антироссийских санкций

InformБюро
KADEX-2018: казахстанские оборонные компании расширяют сотрудничество
Иван Жуковский
Газета.Ru
Замена F-35: Турция может купить у России Су-57
Сергей Сергеев, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Ростовскую авиакатастрофу примерят к нормам шариата
Алексей Горбачев
Независимая газета
Прокуратура проверит авиадиспетчеров в Шереметьево
Михаил Козачков
Время
Система Гёпель
Дмитрий Козлов, Елизавета Кузнецова, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Экс-министру транспорта ищут новую дорогу
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
МиГ против «мессера»
Андрей Смирнов
КоммерсантЪ - Казань
Подсудимый в свободном полете

 

 

 

 

Реклама от YouDo
YouDo: ремонт автостёкол в Москве, подробнее тут.
Смотрите тут - цветы с доставкой по Москве недорого букеты, смотреть здесь.
Грузоперевозки по ВАО, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer