Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Наука придет на МКС


13 октября 2017 года Дмитрий Струговец, Известия


Со следующего года провести научный эксперимент на российском сегменте Международной космической станции (МКС) станет проще. Госкорпорация «Роскосмос» и Российская академия наук утвердили «План мероприятий по повышению эффективности использования МКС, в том числе на коммерческих условиях». Для этого потребуется поменять действующий ГОСТ по проведению экспериментов. Сегодня требования стандарта затрудняют участие в программе организаций не из ракетно-космической отрасли и не имеющих опыта проведения космических экспериментов. По мнению экспертов, вопрос назрел еще несколько лет назад и требует незамедлительного решения.

Разработкой поправок в ГОСТ Р 52017-2003 «Аппараты космические. Порядок подготовки и проведения космического эксперимента» занимаются головная российская организация по пилотируемой программе Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и основной научный институт ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш.

— Предполагается, что в новой версии стандарта будут учтены предложения обеих организаций по упрощению процедуры подготовки научной аппаратуры к проведению космического эксперимента, в том числе в части военной приемки. Процедуры по внесению соответствующих изменений в ГОСТ предстоит завершить в первом полугодии 2018 года, — рассказали в пресс-службе госкорпорации «Роскосмос».

Основной причиной трудностей является положение, требующее от постановщика эксперимента самостоятельно оформлять документацию и адаптировать к необходимым требованиям научную аппаратуру. Не имеющий соответствующего опыта и ресурсов постановщик эксперимента обязан разработать и согласовать ряд строго регламентированных документов.Что приводит к длительным срокам и низкому качеству разработки необходимой документации, а это вызывает претензии со стороны военной приемки. 

Необходимость устранения замечаний, естественно, негативно сказывается на сроках проведения экспериментов. Одна подготовка эксперимента до отправки научного оборудования на орбиту в результате занимает несколько лет.

— У нас второй год подряд куцая программа научных экспериментов. В основном продолжаются эксперименты, которым несколько лет. Очень много договоров остановлено из-за жесточайшего контроля военной приемки. Очень много аппаратуры зависло, — прокомментировал ситуацию «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли.

В качестве примера он привел данные о научной программе отправившейся 12 сентября на МКС очередной космической экспедиции. Программа ее полета насчитывает более 50 российских биологических, биотехнологических, геофизических, технических и медицинских экспериментов. Из них ни одного нового.

Как пояснили в госкорпорации, первый шаг к решению проблемы был сделан в 2015 году, когда «Роскосмос» до введения новой редакции ГОСТ техническую и технологическую организацию работ по экспериментам возложил на ЦНИИмаш. Институту поручили обеспечить организацию экспериментов, освободив от излишних задач научные коллективы.

К решению проблемы подключились все заинтересованные стороны: «Роскосмос», РКК «Энергия», ЦНИИмаш. Они объединили усилия для проведения испытания 3D-принтера для печати биоматериалов. В обычном графике подготовка такого эксперимента заняла бы четыре года, рассказали в РКК «Энергия». Но совместными усилиями время подготовки сократилось до года. 

После обкатки новой схемы ее планируется использовать для всех других коммерческих космических экспериментов, чтобы реализовать их в оптимальные сроки.

Проведение коммерческих экспериментов на российском сегменте МКС описано в стратегии госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года в рамках решения задачи минимизации государственных расходов на обслуживание станции. Для этого госкорпорация намерена существенно расширить количество заказчиков экспериментов, предложить новые и более удобные условия проведения космических экспериментов, а также ввести для заказчиков экспериментов принцип одного окна.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев рассказал «Известиям», что вопрос об упрощении процедур доступа ученых на МКС и проведения новых экспериментов был поставлен еще 10 лет назад и до сих пор не решен.

— Впервые на высоком уровне этот вопрос всплыл где-то в 2007–2008 году, когда Федеральным космическим агентством (предшественник госкорпорации «Роскосмос») был проведен научно-технический совет, собравшийся для решения проблемы отсутствия необходимых экспериментов на МКС. Выяснилось, что нет прямого контакта между заказчиком экспериментов в лице РАН и исполнителем в лице «Роскосмоса». Видимо, тот процесс продолжает развиваться и дает свои плоды. Станцию сделали, а как ее использовать и привлечь ученых, не подумали, — сказал Иван Моисеев.

Обозреватель издания «Новости космонавтики» Игорь Лисов согласен, что упрощение процедуры допуска и согласован­ия экспериментов на МКС — пра­вильное и давно назр­евшее решение. В NASA, по его словам, обеспечением проведения экспериментов на МКС занимаются специализированные структуры, оставляя ученым саму науку.

— Нело­гично, что к экспери­ментам, проводимым людьми и контролируем­ым ими, применяются те же требования по надежности научной аппаратуры, что и для приборов, ко­торые должны работать полностью автономно на беспилотных апп­аратах. Кстати, в США этому уделяется большое внимание — МКС официально присвоен статус Национальной лаборатории, к кот­орой должен иметь до­ступ по запросу любой квалифицированный исследователь, а NASA или уполномоченные им коммерческие ком­пании обеспечивают необходимые ученым те­хнические, информаци­онные и юридические интерфейсы — как на борту, так и на Зем­ле, — рассказал он.

По данным РКК «Энергия», начиная с 2000 года по декабрь 2016-го на МКС было завершено выполнение 83 экспериментов, 195 космических экспериментов находились в стадии реализации или наземной подготовки. Для выполнения этих научных работ на орбиту к декабрю 2016 года было доставлено 4,8 т грузов, на Землю возвращено 1,2 т.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Марианна Беленькая, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Истребители и Ил-20 развели во времени
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
ОАК перенастроила управление
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Роскосмос" взял на себя всю полноту отверстия
Инна Алейникова
Аргументы и Факты
Помощь свыше. Авиамедицинские бригады переходят на круглосуточное дежурство

MagadanMedia
Летевший из Магадана Ил-12 разбился возле поселка имени Лазо 60 лет назад
Наталья Решетникова
Российская газета
История на взлете
К. Гулов, Э. Байназаров, А. Рамм, А. Козаченко, Р. Крецул, Б. Степовой
Известия
"Цепь трагических случайных обстоятельств". Россия обеспечит дополнительную безопасность своих военных после катастрофы Ил-20 в САР
Николай Грищенко
Российская газета
Винты закрутятся



Александр Шарковский
Независимая газета
Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу
А. Джорджевич, Н. Сергеев, К. Кривошеев, Я. Соколовская
КоммерсантЪ
Путь ракеты отследили до Теребовли
Александр Шишкин
Взгляд
ВМФ предлагают проект ущербного авианосца
Наталья Голобурдова, Тимур Латыпов, Максим Кирилов
Бизнес-ONLINE
МиГ-29 в полях Татарстана: как Константин Тимофеев устроил под Казанью "аэродром подскока"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
На "Бук" зашли через архивы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Степь стратегического назначения
Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Бархатный сезон" отечественной гидроавиации
Александр Емельяненков
Российская газета
Встречайте "Циклон"
Николай Грищенко
Российская газета
Как авиастроители из Ростовской области завоевывают Америку
Владислав Викторов, Яна Пашаева
КоммерсантЪ FM
Малайзийский Boeing разглядели в зарослях
Дмитрий Людмирский
Известия
Нейтроны против бомбы: физики создали средство борьбы с терроризмом
Андрей Станавов
РИА Новости
Охотники за подлодками. Зачем Россия возрождает самолеты-амфибии А-40
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"
Илья Крамник
Известия
Турбореактивная унификация: получит ли Су-30 двигатели от Су-35
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Универсальные орудия самолетов Второй мировой
Игорь Надеждин
Lenta
Внешний фактор
Татьяна Жданова
Деловой Петербург
"Климов" едет в Улан–Удэ: завод претендует на многолетний контракт объемом 75 млрд рублей
Юрий Грудинин
Журнал "АвиаСоюз"
Модернизация производства – основа развития авиастроения
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Санкции стоят, а двигатели идут
Инна Деготькова
Московский Комсомолец
Цены на авиабилеты при онлайн-бронировании решила изменить ФАС
Яков Лысенко, Лидия Мисник
Газета.Ru
«Все решали секунды»: почему в Сочи загорелся Boeing
Анастасия Парфенова, Елена Иванова
КоммерсантЪ FM
Пассажиры Boeing жалуются на скорость реакции

Spuntik Латвия
Версия Польши о взрыве при крушении самолета Качиньского не подтвердилась
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Boeing не хватило полосы
Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин
Независимое военное обозрение
Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортовый скандал довел иркутского губернатора до суда
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Большой смотр гидроавиации
Александр Заблотский
Независимое военное обозрение
Маленькое "Монино" российской глубинки
Сергей Машкин, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Польские прокуроры повторят работу над обломками
Роман Азанов
ТАСС
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое?
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Лопасти пойдут под нож
Александр Ермаков
Известия
Ломая шаблоны: новый британский авианосец впервые отправился за океан
Павел Панов
Известия
В небо на батарейках
Наталья Гусаченко
РЖД Партнер
Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным
Екатерина Геращенко, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Еда проследовала в зону вылета
Татьяна Шадрина
Российская газета
Ожидание денег стоит

Финобзор
Российский МС-21: неожиданный конкурент Boeing и Airbus
Роман Рожков, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Sindbad попал в шторм
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Китайский шлем для пилотов Су-35
Илья Крамник
Известия
Авианесущие загадки: что обещают чиновники
Сергей Титов
КоммерсантЪ - самара
Авиастроители расписались после развода
Евгений Девятьяров
Известия
Президентский Ил-96-300 хотят оставить в строю еще на два года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
YouDo: ремонт автостёкол в Москве, подробнее тут.
Смотрите тут - цветы с доставкой по Москве недорого букеты, смотреть здесь.
Грузоперевозки по ВАО, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer