Наука придет на МКС

13 октября 2017 года Дмитрий Струговец, Известия

Со следующего года провести научный эксперимент на российском сегменте Международной космической станции (МКС) станет проще. Госкорпорация «Роскосмос» и Российская академия наук утвердили «План мероприятий по повышению эффективности использования МКС, в том числе на коммерческих условиях». Для этого потребуется поменять действующий ГОСТ по проведению экспериментов. Сегодня требования стандарта затрудняют участие в программе организаций не из ракетно-космической отрасли и не имеющих опыта проведения космических экспериментов. По мнению экспертов, вопрос назрел еще несколько лет назад и требует незамедлительного решения.

Разработкой поправок в ГОСТ Р 52017-2003 «Аппараты космические. Порядок подготовки и проведения космического эксперимента» занимаются головная российская организация по пилотируемой программе Ракетно-космическая корпорация «Энергия» и основной научный институт ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш.

— Предполагается, что в новой версии стандарта будут учтены предложения обеих организаций по упрощению процедуры подготовки научной аппаратуры к проведению космического эксперимента, в том числе в части военной приемки. Процедуры по внесению соответствующих изменений в ГОСТ предстоит завершить в первом полугодии 2018 года, — рассказали в пресс-службе госкорпорации «Роскосмос».

Основной причиной трудностей является положение, требующее от постановщика эксперимента самостоятельно оформлять документацию и адаптировать к необходимым требованиям научную аппаратуру. Не имеющий соответствующего опыта и ресурсов постановщик эксперимента обязан разработать и согласовать ряд строго регламентированных документов.Что приводит к длительным срокам и низкому качеству разработки необходимой документации, а это вызывает претензии со стороны военной приемки.

Необходимость устранения замечаний, естественно, негативно сказывается на сроках проведения экспериментов. Одна подготовка эксперимента до отправки научного оборудования на орбиту в результате занимает несколько лет.

— У нас второй год подряд куцая программа научных экспериментов. В основном продолжаются эксперименты, которым несколько лет. Очень много договоров остановлено из-за жесточайшего контроля военной приемки. Очень много аппаратуры зависло, — прокомментировал ситуацию «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли.

В качестве примера он привел данные о научной программе отправившейся 12 сентября на МКС очередной космической экспедиции. Программа ее полета насчитывает более 50 российских биологических, биотехнологических, геофизических, технических и медицинских экспериментов. Из них ни одного нового.

Как пояснили в госкорпорации, первый шаг к решению проблемы был сделан в 2015 году, когда «Роскосмос» до введения новой редакции ГОСТ техническую и технологическую организацию работ по экспериментам возложил на ЦНИИмаш. Институту поручили обеспечить организацию экспериментов, освободив от излишних задач научные коллективы.

К решению проблемы подключились все заинтересованные стороны: «Роскосмос», РКК «Энергия», ЦНИИмаш. Они объединили усилия для проведения испытания 3D-принтера для печати биоматериалов. В обычном графике подготовка такого эксперимента заняла бы четыре года, рассказали в РКК «Энергия». Но совместными усилиями время подготовки сократилось до года.

После обкатки новой схемы ее планируется использовать для всех других коммерческих космических экспериментов, чтобы реализовать их в оптимальные сроки.

Проведение коммерческих экспериментов на российском сегменте МКС описано в стратегии госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года в рамках решения задачи минимизации государственных расходов на обслуживание станции. Для этого госкорпорация намерена существенно расширить количество заказчиков экспериментов, предложить новые и более удобные условия проведения космических экспериментов, а также ввести для заказчиков экспериментов принцип одного окна.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев рассказал «Известиям», что вопрос об упрощении процедур доступа ученых на МКС и проведения новых экспериментов был поставлен еще 10 лет назад и до сих пор не решен.

— Впервые на высоком уровне этот вопрос всплыл где-то в 2007–2008 году, когда Федеральным космическим агентством (предшественник госкорпорации «Роскосмос») был проведен научно-технический совет, собравшийся для решения проблемы отсутствия необходимых экспериментов на МКС. Выяснилось, что нет прямого контакта между заказчиком экспериментов в лице РАН и исполнителем в лице «Роскосмоса». Видимо, тот процесс продолжает развиваться и дает свои плоды. Станцию сделали, а как ее использовать и привлечь ученых, не подумали, — сказал Иван Моисеев.

Обозреватель издания «Новости космонавтики» Игорь Лисов согласен, что упрощение процедуры допуска и согласован­ия экспериментов на МКС — пра­вильное и давно назр­евшее решение. В NASA, по его словам, обеспечением проведения экспериментов на МКС занимаются специализированные структуры, оставляя ученым саму науку.

— Нело­гично, что к экспери­ментам, проводимым людьми и контролируем­ым ими, применяются те же требования по надежности научной аппаратуры, что и для приборов, ко­торые должны работать полностью автономно на беспилотных апп­аратах. Кстати, в США этому уделяется большое внимание — МКС официально присвоен статус Национальной лаборатории, к кот­орой должен иметь до­ступ по запросу любой квалифицированный исследователь, а NASA или уполномоченные им коммерческие ком­пании обеспечивают необходимые ученым те­хнические, информаци­онные и юридические интерфейсы — как на борту, так и на Зем­ле, — рассказал он.

По данным РКК «Энергия», начиная с 2000 года по декабрь 2016-го на МКС было завершено выполнение 83 экспериментов, 195 космических экспериментов находились в стадии реализации или наземной подготовки. Для выполнения этих научных работ на орбиту к декабрю 2016 года было доставлено 4,8 т грузов, на Землю возвращено 1,2 т.

Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
ГТЛК запланировала себе субсидии
Иван Петров
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу

Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?
Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
Путевка в небо
Анна Героева
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"

YouDo: ремонт автостёкол в Москве, подробнее тут.
Смотрите тут - цветы с доставкой по Москве недорого букеты, смотреть здесь.
Грузоперевозки по ВАО, подробнее по ссылке.