Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Росавиация закрыла небо наглухо


16 октября 2017 года Кристина Шабунина, УралИнформБюро


Для неугодных. Проблема выпускников Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА), лишенных Росавиацией пилотских сертификатов, вышла на федеральный уровень. О бюрократических препонах в авиации общего назначения (АОН) уральские пилоты говорили на встрече с руководителем общественного движения "Профсоюз АОН" Вадимом Цыганашем в Екатеринбурге 14 октября 2017 года.

Выгоды – ноль

Как ранее писало "Уралинформбюро" в материалах "Судебный фарс" и "Остались в пролете", Росавиация забирает у летчиков сертификаты, а значит, и возможность работать. Кроме того, по решению суда была приостановлена деятельность самого ЧЛУГА - до получения сертификата авиационного учебного центра, получить который… невозможно.

Одной из последних репрессивных мер стало закрытие екатеринбургской ассоциации "АвиаУРА" по обучению частных пилотов легких самолетов. Ее деятельность признана судом незаконной. Специалисты отмечают, что при существующем количестве административных барьеров в российской авиации выучиться на пилота-любителя и спокойно летать практически невозможно. На этом фоне некоторые из них "уходят в партизаны", то есть летают, никого не спрашивая. И вот это уже по-настоящему опасно.

О том, что упадок авиации общего назначения - общероссийский тренд, говорят как сами пилоты, так и положение дел в АОН. Вместо развития - сплошные ограничения и "удары кнутом": намеренное выживание частных учебных заведений как не отвечающих требованиям безопасности, заморозка аэропортов и массовое сокращение авиационных учебных центров.

По мнению ростовчанина Вадима Цыганаша, процессы, происходящие в России последние несколько лет, неизбежно ведут к прекращению лидерства страны в сфере авиации общего назначения.

"В 1984-85 годах в Ростове-на-Дону одновременно в воздух могли подняться 3 тысячи человек, сейчас - 24. И такая картина по всей стране. Начиная с 2012-13 годов, закрыто 225 авиационных учебных центров (АУЦ). Сейчас их в России - 58, из которых 11 занимаются подготовкой частных пилотов. Мы знаем, что с 2014 года в стране ликвидировано 50 авиационных учебных центров. Ликвидация идет ударными темпами - один, два центра в месяц", - рассказывает "Уралинформбюро" Вадим Цыганаш.

По окончании работ пилотов на взлетном поле ждут полицейские.

Массовые сокращения Росавиация и надзорные органы объясняют обеспечением безопасности.

"Главный интегральный показатель для Росавиации – это безопасность. При этом нигде в мире безопасность не является единственным показателем для выполнения авиаработ! Действующее законодательство приводит к разрушению экономической базы. Если в других странах АОН выполняет ряд экономических работ, то у нас это запрещено", - говорит Цыганаш.

В Ростове-на-Дону, к примеру, летчики, традиционно занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, попадают под уголовное преследование. По окончании работ на взлетном поле их ждут представители правоохранительных органов. А все потому, что перед пилотами ставятся невыполнимые и экономически затратные для обычных владельцев легких и сверхлегких самолетов требования по легализации авиаработ. Для их выполнения (100-200 часов в год) стоимость разрешительных процедур доходит до 400 тысяч рублей (для вертолетов до 5 миллионов) – при среднем доходе 700 тысяч рублей в год.

"Между тем, за рубежом эти работы в некоторых случаях даже не требуют сертификатов. Как результат – доход от АОН в США больше налогов от Боинга (согласно данным налогового управления США). В Российской Федерации – ситуация обратная: выгода от АОН – ноль рублей. При том, что сегодня доход в бюджет при правильной расстановке вещей может начинаться с 2-3 миллиардов рублей", - отмечает Вадим Цыганаш.

По его словам, отрасль авиации, способная приносить 3-5 миллиардов рублей и бурно развивающаяся в зарубежных странах, такими темпами неизбежно станет неконкурентоспособной в России и серьезно отстанет от мирового уровня. Вызывает опасение и средний возраст российских летчиков – 47 плюс. "Это означает, что через 12-13 лет мы потеряем не только школы, но и пилотов", - говорит Цыганаш.

Под флагом безопасности

Вот и получается, что под флагом безопасности Росавиация душит бизнес и пилотов. При этом падает и показатель безопасности, который регулятор называет ключевым. Массовые сокращения и поддержка только подконтрольных Росавиации государственных учебных учреждений неизбежно ведут к искусственному дефициту пилотов.

"Разрывая цепочку подготовки, по сути дела мы разрываем создаваемую годами цепочку опыта и, соответственно, безопасность падает. Безопасность - это интегральный показатель: он напрямую зависит от качества подготовки, часов налета, возможности делиться друг с другом секретами мастерства и так далее. Когда все это начинает уходить в отрицательные значения, естественно, безопасность становится хуже", - рассуждает Цыганаш.

По словам пилотов, в России происходит немало ЧП с участием выпускников госучреждений. Большинство из них замалчивается, но даже те, что выходят наружу, свидетельствуют о далеко не самом высоком качестве подготовки летчиков (на чем настаивает Росавиация). По словам пилота и выпускника ЧЛУГА Павла Семченко, почти каждый год в государственных летных учебных заведениях происходит какой-то авиационный инцидент: не так давно разбились инструктор с курсантом, а в начале октября учебный самолет Ульяновского института гражданской авиации совершил вынужденную посадку.

Росавиация говорит, что в стране 5 тысяч пилотов АОН. Но эти цифры к жизни отношения не имеют.

"Совершенно ужасная история, но сегодня никто не знает, ни сколько пилотов в стране, ни как они подготовлены, ни в каком состоянии находятся воздушные суда, ни где они базируются. Эти ключевые значения у регулятора отсутствуют – за 18 лет он так и не выработал критериев надлежащего качества. Росавиация говорит, что в стране 5 тысяч пилотов АОН. Но эти цифры к жизни отношения не имеют. Я езжу по регионам и вижу, что в каждом из них порядка 40 летчиков. То есть в стране – в пределах 2,5 тысяч реально летающих пилотов. Что делает регулятор? Вместо того, чтобы развивать системы управления, оказывать помощь, он начинает запрещать со ссылкой на интегральный показатель безопасности. Все, что сейчас происходит, это мина замедленного действия", - уверен Цыганаш.

Он объясняет это тем, что сам регулятор к пилотам имеет опосредованное отношение. Среди тех, кто регулирует АОН в Росавиации, не работает ни одного действующего летчика.

"Я подозреваю, что люди давным-давно не выезжали на аэродромы, они не понимают, как все происходит. Ни одной развивающей системы на сегодня в стране не осталось. Мы теряем русских пилотов – за 10 лет запретов их изведут. Но завтра они вернутся сюда - с иностранными пилотскими, с иностранной техникой. Мы это уже видели в 1993 году, когда в Ростовскую область приехали итальянцы и говорят: "Мы готовы на базе вашей инфраструктуры построить авиакомпанию, когда полет из Ростова в Краснодар будет дешевле, чем на автобусе". Наши спрашивают: "А что будем делать мы?" "А вы, русские, будете в обслуживании. Через 10 лет отдадим вам то, что останется от техники". И эта картина характерна для всей страны".

Ни слова о развитии

В мае 2017 года 1166 пилотов обратились к президенту РФ с письмом, где обрисовали проблемы в российской авиации. Несмотря на ответ Минтранса - "таких проблем не существует", по мнению летчиков, информация была воспринята как актуальная. Впервые после этого активизировалась работа комиссии по АОН. На сегодня сформирован план развития.

"Но он сформирован келейно. И профосюз, в том числе, будет требовать, чтобы представители общественных авиационных организаций, пилоты, бизнесмены начали принимать участие в этой работе. Только тогда мы сможем получить работоспособную систему, которая позволит развивать АОН. Сегодня в профсоюзе 319 пилотов. Я закончил объезжать восьмой регион РФ. Думаю, что теперь нас знают во всей стране, мы достаточный авторитет, чтобы объединить пилотов. Главное требование, обращенное нами к властям, – это развитие авиации общего назначения", - руководитель "Профсоюза АОН" .

По его словам, сегодня ни в одном положении ни одного государственного органа – ни Минтранса, ни Росавиации - нет ни слова о развитии. Есть только требования контроля и надзора. Под развитием АОН пилоты подразумевают тот комплекс технических, инженерных и учебных мероприятий, которые позволят повысить качество человеческого капитала. Это количество летчиков, инженерные школы, производство уникальной авиационной техники, возможность конкурировать на мировом уровне, и, наконец, доходы в бюджет РФ.

"По сути дела мы здесь, внизу, боремся за то, чтобы завтра наша страна существовала как великая авиационная держава. Вот о чем идет речь", - резюмирует Цыганаш.

Худший подарок

Стоит напомнить, что летом 2017 года Росавиация начала лишать сертификатов пилотов, окончивших ЧЛУГА и успешно работающих по всей России. Росчерком пера ведомство аннулировала пилотские за… "предоставление недостоверных данных".

Следом закрыли ЧЛУГА - 29 сентября 2017 года Копейский горсуд признал его деятельность незаконной. Иск был подан региональной транспортной прокуратурой, настаивающей на незаконности деятельности училища по той причине, что в августе 2016 года у него истек срок действия сертификата авиационного учебного центра.

И все это - под флагом безопасности. Рассуждая о позиции Росавиации, пилоты горько шутят: "А у нас как? У нас - как бы чего не вышло. А чтобы не вышло, то лучше, чтобы и не было".

По мнению выпускников ЧЛУГА, чиновники переживают не за летчиков, а за свой собственный карман.

"Росавиация понимает, что, закрывая частников, надо готовить почву, и уже сертифицировала часть государственных летных учебных заведений. Объяснение тут может быть одно – государственные училища подведомственны Росавиации. Абсолютно все функции находятся в ее компетенции, а значит, под контролем и все выделяемые средства. Происходящее - большая поляна для конфликта интересов и коррупционной составляющей", - рассуждает пилот Павел Семченко.

Если в ЧЛУГА, к примеру, обучение стоит 1,7 миллиона рублей, то в государственных училищах минимум в 2 раза больше. Между тем, во многих случаях бюджетные средства, которые вкладываются в подготовку пилотов, вылетают в "трубу". По словам Семченко, из 1000 выпускников государственных учебных заведений гражданской авиации на предприятия поступает 15% . "Возникает вопрос: зачем набирать 1000 человек, если спрос на них в авиапредприятиях – 150?", - рассуждает Павел.

Последние 2 года Росавиация проводила подготовку летчиков для иностранных авиакомпаний.

Другой немаловажный момент – на курсантов учебных госучреждений не накладывается никаких обязательств по отработке вложенных в них немалых бюджетных средств.

"300 опытных пилотов, окончивших подконтрольные Росавиации учебные заведения, выехали на работу за рубеж, в очереди еще более 400. Что же получается? Невольно напрашивается вывод, что последние 2 года Росавиация проводила подготовку летчиков для иностранных авиакомпаний, при этом затрачено федеральных денег на подготовку 2000 пилотов", - заключает Семченко.

Стоит добавить, что сегодня по всей России разыгрываются судебные баталии: иски подаются выпускниками ЧЛУГА, ответчиком выступает Росавиация. Первые две тяжбы – в Иркутске и Челябинске - закончились победой пилотов. Суды постановили отменить приказ об аннулировании пилотского удостоверения. Однако, по словам выпускников ЧЛУГА, это лишь первые победы – скорее всего, последуют апелляции.

"Я думаю, что ничего хуже подарить своим сыновьям страна просто не могла. Это такое позорище! Причем шок вызывает сам тренд – на прекращение авиационной деятельности в стране. Мы считаем, это тот самый случай, когда в происходящем реализовалась вся некомпетентность управления", - подытоживает Вадим Цыганаш.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrCpP
YouDo: http://perevozki.youdo.com/cars/dlv/personal/, подробности...
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer