Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Систему уклонения от столкновения с землей установят на аналоговые истребители


20 октября 2017 года Василий Сычев, N+1


Авиационное боевое командование ВВС США признало усовершенствованную автоматическую систему уклонения от столкновения с землей (Auto-GCAS, Automatic Ground Collision Avoidance System) пригодной для установки на истребители F-16 Fighting Falcon ранних версий с аналоговой системой управления полетом. Как пишет Aviation Week, новую систему, способную спасать жизни летчиков в случае потери ориентации или сознания, планируется установить на почти 300 истребителей F-16 Национальной гвардии ВВС США версий до Block 40.

Случаи потери сознания летчиками в боевой авиации относительно не редки, и порой они заканчиваются гибелью пилотов. Как правило, потеря сознания происходит при обмороке при перегрузках. Такое состояние вызывается временным нарушением нормального кровотока и снабжения мозга кислородом при резком маневрировании с большими перегрузками. Кроме того, при маневрировании летчик может потерять ориентацию и не суметь правильно сориентироваться по приборам.

По данным ВВС США, ежегодно фиксируется в среднем два-три случая вертиго, потери сознания или ориентации. В большинстве случаев такие эпизоды заканчиваются благополучно — летчик успевает прийти в себя и выровнять машину. Для того, чтобы снизить вероятность гибели летчика из-за потери сознания, была разработана система Auto-GCAS. Во время полета она постоянно отслеживает высоту и направление полета боевого самолета, а также обрабатывает данные с его систем управления.

Если система определяет, что траектория полета истребителя пересекается с поверхностью земли, летчик не реагирует на оповещения о возможном столкновении и не предпринимает никаких действий для изменения траектории полета, она автоматически перехватывает управление. Для уклонения от столкновения с землей Auto-GCAS уводит самолет вверх и немного вправо с максимальной перегрузкой до 5g. После того, как самолет уйдет на безопасную высоту система выровняет полет и отключится.

Следует отметить, что Auto-GCAS не имеет доступа к управлению тягой двигателя, поэтому может быть не эффективна в случае, если нужно резко набрать скорость для ухода от столкновения. В общей сложности, по данным ВВС США, с 2014 года Auto-GCAS, стоящая на F-16 версий Block 40 и более поздних спасла жизнь пяти потерявших сознание летчиков. Auto-GCAS было возможно установить только на относительно новые истребители, оснащенные цифровой системой управления полетом, поскольку и сама система является цифровой.

Устаревшие версии истребителей F-16 оснащены электрической аналоговой системой управления полетом. Она представляет собой аналоговый компьютер, в котором числовые данные поступают в виде изменяющихся во времени электрических сигналов, перемену величин которых вызывает, например, физическое смещение приводов педалей и рукояток управления летчиком или изменение скорости воздушного потока в приемниках воздушного давления.

Эти сигналы проходят через аналоговые электронные схемы, расположение электрических элементов в которых определяет «программу» управления полетом. Пройдя такие схемы, аналоговый сигнал изменяется и подается на исполнительные механизмы. В случае с устаревшими истребителями F-16 исполнительными механизмами являются электрогидравлические системы, приводящие в движение механизацию. Аналоговый компьютер, по сравнению с цифровым, усложняет пилотирование, поскольку постоянно реагирует на малейшие изменения входных сигналов.

Для того, чтобы систему Auto-GCAS стало возможным установить на истребители F-16 версий более ранних, чем Block 40, специалисты Исследовательской лаборатории ВВС США и американской компании Lockheed Martin разработали цифро-аналоговую преобразующую систему. Она позволяет смонтировать компоненты Auto-GCAS и подключить их к аналоговой системе управления F-16 без внесения серьезных изменений в конструкцию и дорогостоящей модернизации самолета.

Аналоговая система управления полетом F-16 имеет четыре логических блока. Каждый блок имеет пять слотов, только в четыре из которых установлены вычислительные и управляющие матрицы. Цифро-аналоговый преобразователь представляет собой преобразующие коммутационные платы, которые необходимо устанавливать в пятый резервный слот в каждом логическом блоке. Установка требует замены «материнской платы» аналогового компьютера. Коммутирующие платы имеют друг с другом цифровую связь и управляются процессором Auto-GCAS.

В истребителях F-16 ранних версий Auto-GCAS имеет собственные системы контроля окружающего пространства (так же, как и на поздних версиях с цифровыми системами управления). Она также получает аналоговые входные данные, переводит их в цифровой вид для анализа и либо передает их аналоговой системе управления полетом напрямую, либо корректирует выходной аналоговый сигнал таким образом, чтобы, управляя самолетом, увести его от столкновения с землей.

Система Auto-GCAS как полностью цифровом виде, так и с цифро-аналоговым преобразователем, имеет принудительный выключатель. Он нужен на тот случай, если летчик будет вести маневренный бой на малой высоте. Без него система просто не позволит истребителю выйти на сверхмалую высоту или выполнять маневренной полет в складках местности. В настоящее время для ВВС США ведется разработка усовершенствованной автоматической системы активной безопасности для истребителей.

Перспективная система получила название ICAS (Integrated Collision Avoidance System, интегрированная система уклонения от столкновений). Помимо выполнения функции Auto-GCAS новая система будет следить и за воздушной обстановкой. В случае, если она определит, что истребитель может столкнуться с другим самолетом, она автоматически уведет его с пересекающейся траектории. В настоящее время американские военные проводят испытания новой системы.

В сентябре прошлого года ВВС США рассекретили запись индикатора на лобовом стекле истребителя F-16 Fighting Falcon, на которой видно, как бортовая автоматическая система уклонения от столкновения с землей спасла жизнь потерявшему сознание летчику. Инцидент произошел с истребителем Национальной гвардии ВВС США в Аризоне, а самолетом управлял иностранный курсант. Инцидент произошел еще 5 мая 2016 года. Летчик потерял сознание во время выполнения маневра, пиковая перегрузка во время которого составила 8,3g.

Летчик потерял сознание на высоте 5,2 тысячи метров и перестал управлять самолетом. Истребитель вошел в пикирование, причем двигатель в этот момент работал в режиме форсажа. Инструктор дважды отдал летчику команду восстановить полет. На высоте 3,8 тысячи метров скорость истребителя составляла 587 узлов (1087 километров в час). Auto-GCAS включилась на высоте полета 2,7 тысячи метров и скорости полета 652 узла. Вскоре после того, как система начала увод самолета от столкновения с землей летчик пришел в себя и перехватил управление.

После того, как Auto-GCAS перехватила управление истребитель успел по инерции снизиться до высоты 896 метров. Летчик пришел в себя на высоте 1,3 тысячи метров. В общей сложности с момента, когда летчик потерял сознание, до момента включения Auto-GCAS прошло чуть менее 30 секунд.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcmhy
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/, недорого.
Смотрите: https://youdo.com/lawyer/civillaw/intellectual/registration/, подробности тут.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/evacuation/trucks/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer