Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космодром Куру: Как европейские спутники летают на российских ракетах


25 октября 2017 года REGNUM


Расположенный во Французской Гвиане космодром Куру является одним из наиболее оптимальных мест для запуска спутников на геостационарную орбиту — благодаря своему близкому расположению к экватору Земли при прочих равных он позволяет выводить на орбиту больше полезного груза при меньших энергозатратах, чем на многих других космодромах мира. В связи с этим Куру всегда привлекал клиентов из Европы, США, Японии и множества других стран. И несмотря на то, что Россия стала сотрудничать с Гвианским космическим центром в Куру сравнительно недавно, российские ракеты «Союз-СТ» стали одними из основных используемых здесь носителей, сообщили корреспонденту ИА REGNUM на космодроме.

Один из крупнейших мировых провайдеров космических пусков АО «Арианэспас» работает в Куру с заказами под три типа ракет — «Арианы», «Веги» и российские «Союзы» (тяжёлый, лёгкий и средний класс соответственно). В 2007 году началось строительство российской стартовой площадки — с мобильной башней обслуживания, которая позволяет проводить сборку ракеты-носителя «Союз-СТ» и головной части в вертикальном положении. В октябре 2011 года здесь состоялся первый старт ракеты «Союз» с территории Южной Америки, и к настоящему моменту российские «Союзы» успешно выводили спутники на околоземную орбиту уже 17 раз.

«Европейцам, безусловно, хватает и своих ракет, но когда речь идёт о запуске очень дорогостоящего объекта, который начнёт работать только, когда он выйдет на околоземную орбиту, важно, чтобы запуск был максимально надёжен и в то же время недорог. Это сочетание качества, надёжности и стоимости и привлекает в Роскосмосе всех зарубежных клиентов», — прокомментировал генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов.

В настоящее время в Куру хранится ракета «Союз-СТ», которая была сюда доставлена с АО «РКЦ «Прогресс» из Самары. Носитель, который уже прошёл все необходимые испытания, в готовом виде содержится в ангаре и ждёт свой очередной полёт в первом квартале 2018 года. В грядущем году должно состояться три запуска российской ракеты. Последний раз «Союзы» запускали в Куру в мае (всего два раза в 2017 году).

Российскими ракетами на орбиту выводят, как правило, европейские спутники. Однако это не мешает специалистам из России полностью брать на себя подготовку ракет к запуску и всю эксплуатацию отечественного наземного оборудования.

Российскому производителю заказывают ракету-носитель и платят за услуги по запуску, и специалисты включаются в работу уже на этапе монтажа, ввода в эксплуатацию и первичных испытаний. В свою очередь, сами запуски космических аппаратов осуществляются совместными европейско-российскими пусковыми расчётами.

Важную роль в техническом обеспечении запусков играет принадлежащая Газпромбанку Группа «Объединённые машиностроительные заводы». ОМЗ постоянно сотрудничает с Роскосмосом, поставляя оборудование нескольких предприятий на космические объекты России и зарубежных стран. Такое предприятие ОМЗ, как «Криогенмаш», обеспечивает систему заправки жидким кислородом и жидким азотом целый ряд космодромов мира, на некоторых — это и водородные системы.

«Уникальность того оборудования, что мы здесь представляем, заключается в конструкторских особенностях и условиях эксплуатации, в том уровне температур, при которых система работает и в которых находятся технические газы перед заправкой. Это криогенная система приема и хранения жидкого кислорода и азота, системы заправки данными криогенными продуктами ракет при подготовке их к пуску», — указал генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов.

Система «Криогенмаша» в Куру обеспечивает заправку ракет жидким кислородом и азотом. К старту ракеты здесь хранят около 700 тонн жидкого кислорода и более 80 тонн жидкого азота. В среднем на заправку одной ракеты здесь расходуется около 200 с небольшим тонн.

Основная заправка ракеты жидкими газами идёт в течение 40 минут. Если кислород нужен для того, чтобы обеспечить горение керосина, то азот требуется для обеспечения нескольких задач — он создаёт избыточное давление в топливных баках, а также обеспечивает продувку всех систем и, соответственно, общую безопасность.

Как пояснил корреспонденту директор по стратегическому развитию ПАО «Криогенмаш» Александр Мазин, запуски в Куру отличаются не только рентабельностью, но и сравнительной экологичностью.

«Существуют виды ракетного топлива, которые являются очень токсичными, поэтому каждый потенциально неудачный пуск подобной ракеты — это экологическая катастрофа. Керосин с кислородом — гораздо более экологичный вариант. Да и кислород остаётся одним из наиболее эффективных окислителей. Среди тех, что можно использовать в реальных условиях, есть и более эффективные, но они требуют слишком больших мер предосторожности», — указал он.

Температуры, при которых хранятся эти газы в виде криогенной жидкости — — 196 градусов и — 183 градуса для азота и кислорода соответственно. Система криогенных резервуаров «Криогенмаша» обладает экранно-вакуумной изоляцией, которая минимизирует потери жидкости в процессе хранения и загрузки на уровне не более 0,1% в сутки.

Наконец, с целью обеспечения безопасности на пусковой площадке предусмотрена возможность аварийного слива из ракеты всего запаса закачанного в неё сжиженного газа — 200 тонн, — через специальную дренажную систему.

Системы «Криогенмаша» есть в целом ряде стран — например, российское предприятие изготовило систему обеспечения криогенного разгонного блока ISRO центра «SHAR» в Индии, систему заправки жидким кислородом и термостатирования международного проекта «Sea Launch» (Морской старт), использовалась система термостатирования «Криогенмаша» и для старта южнокорейской ракеты KSLV. Всего «Криогенмаш» произвёл около 30 аналогичных заправочных систем — помимо самих стартовых комплексов на 8 космодромах в разных странах мира, такие системы используются и на многих стендах испытания ракетных двигателей.

«В России мы одни из лучших в этой области. Что же до сравнения с иностранцами, то у нас был очень интересный пример: мы поставляли ёмкости для хранения жидкого водорода в Европу. Делали по европейским нормам, под контролем их инженеров. В ходе испытаний по коэффициенту испаряемости система показала такие результаты, что иностранные коллеги сказали — такого просто нигде больше нет, над нами будут смеяться. Поэтому давайте «загрубим» показатель на порядок, потому что на практике никто системы с такой высокой изоляцией не делает. Но русские инженеры с этим справились. Хорошая, интересная, уникальная система — она до сих пор работает в Германии», — рассказал директор по стратегическому развитию ПАО «Криогенмаш» Александр Мазин.

Таким образом, российские производители оборудования для космической отрасли остаются среди передовых предприятий мира в своей сфере. В настоящее время помимо систем для стартовых комплексов ОМЗ работает над рядом иных контрактов, в том числе над разработкой имитаторов космоса — испытательных стендов для спутниковых систем (его стоимость порядка 2 млрд рублей). Кроме того, группа компаний продолжает работу с ЦЭНКИ (Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) по крупным долгосрочным контрактам на срок от пяти до семи лет.

«Зарубежные коллеги, естественно, обладают аналогичными системами. Тем не менее, мы можем с гордостью сказать, что мы ни в чём не уступаем, а, может быть, в чём-то и являемся первопроходцами. Давайте вспомним первые пуски, старты, где они были, у кого их было больше всего. А также то, как быстро развивалась космонавтика и где был её центр», — отметил генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов.

«Криогенмаш» является крупнейшей компанией в России по производству технологий и оборудования разделения воздуха, снабжению техническими газами. Помимо изготовления систем заправки ракет жидкими криопродуктами, «Криогенмаш» принимал активное участие во внедрении кислородно-конвертерного способа выплавки стали, строительстве ТОКАМАК-7 и ТОКАМАК-15, разработал и изготовил целый ряд уникального оборудования, — в том числе для жидкого водорода и жидкого гелия.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvSvc
Перетяжка диванов на http://remont.youdo.com/furniture/hauling/sofas/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer