Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Истребители с вектором нефти


14 ноября 2017 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Ситуацию на рынке боевой авиации стран Персидского залива лучше всего характеризует фраза красноармейца Сухова: «Восток – дело тонкое». Проходящий в Дубае (ОАЭ) 15-й международный авиационно-космический салон «Дубай эйршоу» (Dubai Airshow 2017) как нельзя лучше подтверждает, что никакая внешняя респектабельность и лоск не могут скрыть жестокой конкуренции между основными игроками.

В этом году в работе салона, который берет начало в 1989 году, принимают участие 1150 компаний более чем из 50 государств. На статической экспозиции представлено 165 натурных экспонатов. Это самый солидный и хорошо организованный смотр авиационной техники в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки, на котором крупные национальные стенды развернули Великобритания, Германия, Иордания, Италия, Канада, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Турция, Соединенные Штаты Америки, Украина, Франция, Швейцария и Швеция.

Ряд участников входят в пул ведущих мировых разработчиков и производителей боевой авиационной техники, нацеленных на продвижение своей техники именно в этом регионе. В последние годы в странах, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), – Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте, ОАЭ и Омане усилились тенденции на обновление и модернизацию имеющихся авиационных парков. Однако за последнее десятилетие регион пострадал от циклических экономических последствий глобального финансового кризиса 2008 года, что усугубилось резким спадом цен на нефть со 100 до 40 долларов и, серьезно сказавшись на национальных доходах, привело к сокращению бюджетов Министерств обороны.

Поскольку в регионе отсутствуют производственные возможности для разработки и производства боевой авиационной техники, требующей к тому же организации технического обслуживания, ремонта и модернизации, основная ставка делается на импорт. Ожидается, что в 2018 году в результате роста цен на нефть примерно до 65 долларов за баррель Кувейт, Катар и ОАЭ получат необходимые финансовые ресурсы для реализации своих планов по укреплению ВВС. А в предложениях по поставкам боевых самолетов в регион недостатка никогда не было.

Оружие США занимает центральное место в растущих военных возможностях ОАЭ. Закупки в Соединенных Штатах включают 80 истребителей F-16 в 2000 году и еще 30 в 2014-м. Кроме того, Эмираты заключили контракт на приобретение американской системы THAAD, запрос на которую был сделан в 2008 году и утвержден в конце 2011-го. Этот контракт стал первым на поставку системы за рубеж.

Однако, как и Саудовская Аравия, ОАЭ, похоже, пытаются диверсифицировать источники импорта вооружений и даже наращивать внутренние производственные мощности, видимо, в силу опасений по поводу политики США. ОАЭ уже давно заинтересовались покупкой истребителя пятого поколения F-35. Вместе с тем, указывается в аналитических исследованиях, возможная поставка этих истребителей Эмиратам могла бы в какой-то степени повлиять на безопасность Израиля и поколебать его военное превосходство над соседями. Потому вероятно, что США не будут продавать F-35 Эмиратам – по крайней мере еще несколько лет после того, как Израиль получит свои собственные F-35. Влиятельное израильское лобби в сенате и конгрессе США будет всеми способами препятствовать возможной сделке.

«Су»ровая реальность

В результате такой политики США Эмираты, очевидно, начали искать возможности приобретения перспективных боевых самолетов в другом месте, в частности в России. Как известно, весной 2017 года наши страны подписали соглашение о совместной разработке легкого истребителя пятого поколения, а также соглашение о намерении приобрести партию российских Су-35. Эти самолеты поколения «4++» великолепно показали себя в боевых действиях на Сирийском ТВД, они уже приобретены Китаем, планируются к поставке в Индонезию, занимая одну из самых высоких строчек в списке экспортируемой российской боевой авиатехники.

Но в свете шагов руководства Эмиратов в сторону России экспертам, и это подчеркивается во многих выпускаемых на салоне авиационных изданиях, до сих пор неясно, намерены ли ОАЭ реально реализовать соглашение о приобретении российских истребителей или же в большей степени заинтересованы в получении уступок от США на закупку истребителей F-35 либо по другим возможным сделкам.

Во всяком случае российские предложения по продаже партии Су-35 переданы Эмиратам, а в Дубае ежедневно на статической экспозиции и в летной программе демонстрируется Су-35 с бортовым номером 58. Прибывший на салон заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин представил наследному принцу Абу-Даби, заместителю главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мухаммеду бен Заиду Аль Нахайяну экспозицию Российской Федерации и, в частности, Объединенной авиастроительной корпорации, где высокого гостя проинформировали о преимуществах Су-35.

Не знаю, приводил ли Дмитрий Рогозин в своей беседе с наследным принцем реальные примеры боевого применения Су-35 в Сирии, но начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов, выступая 7 ноября на открытом заседании коллегии Минобороны России, проинформировал, в частности, о действиях в Сирии летчика самолета Су-35С старшего лейтенанта Алексея Ведящего, который за один боевой вылет с высоты шесть тысяч метров уничтожил прямыми попаданиями один танк и пять пикапов ИГ (террористическая группировка, запрещена в РФ) с крупнокалиберными пулеметными установками.

В любом случае обсуждение поставки Су-35 в Эмираты уже привело к серьезной игре на рынке боевой авиационной техники, в которую включены военные, дипломаты и промышленники целого ряда стран.

Конкуренция по-американски

Как в дальнейшем поведут себя ОАЭ, смогут ли устоять под жесточайшим давлением, оказываемым на них Соединенными Штатами? В 2011 году Эмираты отказались заключать с французской «Дассо Авиасьон» сделку оценочной стоимостью 10 миллиардов долларов на приобретение 60 многоцелевых истребителей «Рафаль». По словам наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда Бен Заида Аль Нахайяна, французская сторона не смогла устранить неконкурентоспособность и неприемлемость для Эмиратов коммерческих условий своего предложения. Планируемая сделка с французской стороной обсуждалась с 2008 года, однако уже накануне «Дубай эйршоу-2011» ее перспективы стали весьма призрачными, когда четвертый крупнейший нефтяной экспортер мира, каким являются ОАЭ, запросил детальную информацию о конкурирующем самолете «Тайфун» производства консорциума «Еврофайтер». Все ежедневные информационные издания на салоне обсуждали тогда противостояние «Рафаля» и «Еврофайтера» на ближневосточном авиационном рынке, в частности в ОАЭ.
Французская сторона не посчитала в то время подобное решение неудачей для себя. Как подчеркивал один из источников, близкий к подготовке сделки по продаже «Рафаля» Эмиратам, это часть переговорного процесса, и ОАЭ пытаются включить «Еврофайтер» в переговоры по цене. По мнению эмиратской стороны, французы, вместо того чтобы использовать потенциал двусторонних отношений для завершения сделки, пытались направить его на удержание цены, в связи с чем условия контракта не претерпели изменений более чем за год и не были улучшены по сравнению с другими. Так что США продолжат гнуть свою линию. Такое мнение в Дубае высказал Дмитрий Рогозин. «Работать здесь сложно, потому что на каждом углу чувствуется горячее дыхание американцев нам в спину. Всем известно, что они не собираются конкурировать с нами, как обычно, а планируют выкручивать руки нашим покупателям. Именно поэтому наше предложение должно быть лучшим и по цене, и по качеству. И только тогда оно сможет перебить наглую мохнатую руку, которая тянется и душит наших потенциальных партнеров», – подчеркнул Рогозин.

Спрос после Сирии

Рособоронэкспорт планирует поставить в этом году за рубеж продукции военного назначения на сумму около девяти миллиардов долларов. «Мы отмечаем резкий скачок спроса на боевую авиацию. Ее доля в общем объеме поставок Рособоронэкспорта в 2017 году превысит 50 процентов, – отметил в Дубае генеральный директор компании Александр Михеев. – По нашим прогнозам, общемировой тренд на повышение спроса на боевую авиацию и средства ПВО в среднесрочной перспективе сохранится. Россия закрепит и даже улучшит свои лидирующие позиции на этом рынке. Благодаря выводу на него перспективных конкурентоспособных образцов компания вполне обоснованно ожидает роста объема заказов в первую очередь со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Арабского Востока и Латинской Америки».

По словам Михеева, за последние пять лет ежегодная доля поставок данной продукции в общем объеме экспорта компании составляла не менее 40 процентов. Среди всей номенклатуры российских вооружений и военной техники, продвигаемых спецэкспортером, наибольшим спросом пользуются многоцелевые истребители, боевые и транспортно-боевые вертолеты, бронетанковая техника, артиллерия, зенитные ракетные системы и комплексы ПВО, радиоэлектронные средства. Кроме того, в последние годы получили развитие проекты, связанные с продажей лицензий, выполнением совместных опытно-конструкторских работ и деятельностью в космосе.

Основная доля поставок Рособоронэкспорта приходится на страны Северной Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди традиционных партнеров, которые стабильно закупают российскую продукцию военного назначения, выделяются Индия и Китай. В перечень продукции военного назначения, предлагаемой сегодня Рособоронэкспортом на мировом рынке, входит большое количество образцов российского оружия, успешно испытанных в Сирии. Это авиационные, военно-морские и сухопутные системы, традиционно пользующиеся спросом. После демонстрации возможностей этих систем в Сирии интерес к ним у иностранных заказчиков существенно возрос.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Александр Манякин
Независимое военное обозрение
"Третий глаз Шивы" в небе
Инна Сидоркова, Максим Солопов
РБК
"Ростех" продал 75% холдинга "Технодинамика" владельцу НК Банка
Елена Шепелева, Анастасия Соломатина
КоммерсантЪ
"Платов" подсчитал пассажиров
Вероника Маслова
КоммерсантЪ
Эволюционные настроения
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Мошенничество стало похоже на подкуп. Бывшему замгендиректора РКК "Энергия" переквалифицировали обвинение
Н. Скорлыгина, Д. Скоробогатько, А. Веденеева, О. Никитина
КоммерсантЪ
ГТЛК запланировала себе субсидии
Иван Петров
Известия
Небо, самолет, денежка: подробности дела о коррупции в Росавиации
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Проекция силы: зачем Ту-160 полетели в Венесуэлу



Анастасия Николаева
Интерфакс
Операция в открытом космосе
Екатерина Мареева, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ту-160 отработали мирные цели
Константин Кадочников
КоммерсантЪ
В заксобрании обсудили полетное задание
Владимир Лузянин
Журнал "Оборона России" № 11 (ноябрь) 2018 год
Отсутствие серийного производства самолетов гражданского назначения - вот основная проблема авиастроителей
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Смольный принуждает "Аэрофлот" к посадке в аэропорту Пулково
Валерия Решетникова, Дмитрий Решетников
ТАСС
Космическое расследование. Кто просверлил "Союз"?
Иван Сафронов, Владислав Трифонов; Кирилл Антонов
КоммерсантЪ
Стартовый долг. Налоговые проблемы генподрядчика строительства космодрома Восточный встревожили "Роскосмос"
Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел
Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"

 

 

 

 

 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer