Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратегический, дорогой, безальтернативный


17 ноября 2017 года Константин Богданов, Известия


На Казанском авиазаводе выкатили из цеха новый стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. С 2021–2023 годов завод начнет выпускать эти самолеты в версии Ту-160М2 по два-три в год. Для чего нужна эта машина и почему она появилась именно сейчас, рассказывает портал Iz.ru.

Возвращение белого задела

На Казанском авиазаводе без особых торжеств буднично выкатили первый построенный в стране с 2008 года бомбардировщик-ракетоносец.

Машина станет 17-м самолетом типа Ту-160 в распоряжении дальней авиации.
 
Самолет с серийным номером «8-04» стал первым, сделанным по программе восстановления выпуска «160-х» (неофициально прозванных не столько в войсках, сколько в прессе «Белыми лебедями»), запущенной с 2015 года.
Машина строилась на основе технологического задела, оставшегося в Казани с 1992 года. Проще говоря, одного из Ту-160, которые в связи с развалом СССР так и не доделали. Таких самолетов на заводе было четыре штуки. Один достроили в 2000-м, второй — в 2008-м. Третья машина этой партии 16 ноября передана на летно-испытательную станцию Казанского авиазавода.

По плану в феврале 2018 года должны начаться летные испытания машины. На этом прототипе предположительно будут доводить до ума некоторые решения для будущей версии Ту-160М2 (она должна быть окончательно разработана к 2021 году), после чего ориентировочно с 2023 года военные начнут получать серийные машины этого типа по две-три единицы в год. Всего потребность в таких самолетах оценивается в 30–50 бортов.

Многорежимный «прорыватель»

Конкурс, по итогам которого военные выбрали Ту-160, запустили в 1967 году. Речь шла о межконтинентальном ракетоносце с весьма амбициозными требованиями по техзаданию: машина должна была развивать скорость до 2500 км/ч на большой высоте с дальностью полета на этой скорости до 11-13 тыс. км и с максимальной дальностью на крейсерской дозвуковой скорости до 18 тыс. км. От самолета требовалась «многорежимность», то есть способность двигаться на дозвуковой скорости на большие расстояния и прорывать зону ПВО противника на сверхзвуке.

Основными участниками конкурса было КБ Мясищева с машиной М-18 и попробовавшее свои силы в технике для дальней авиации КБ Сухого с самолетом Т-4МС (также известен как «двухсотка»). Конкурс выиграл М-18, который для углубленной проработки, испытаний  и постановки в серию было решено передать в ведение КБ Туполева, которое к тому моменту тоже подключилось к конкурсу со своими предложениями. Эта история — один из излюбленных эпизодов историков-ревизионистов отечественной авиации, отстаивающих тезис об использовании туполевской «лавкой» аппаратного ресурса в борьбе с конкурентами. К слову, в 1990-е этот миф почти без изменений перекочует к истребителям: там корнем всех бед микояновцев аналогичным образом станут «интриги»  кооперации КБ Сухого.

Так или иначе, но 18 декабря 1981 года с подмосковного аэродрома Раменское взлетела огромная машина: максимальный вес 275 т, длина свыше 54 м, размах крыльев с изменяемой геометрией в самом «широком» варианте — 55 м. Ту-160 считается самым тяжелым боевым самолетом в мире, самым крупным сверхзвуковым самолетом и самым крупным самолетом с изменяемой геометрией крыла.

Но основным вооружением самолета все-таки были 12 ракет, размещенных в отсеке на двух револьверных пусковых установках: аэробаллистические Х-15 (с разгоном до пяти скоростей звука с горки на высоте 40 км) и Х-55 — дозвуковые крылатые ракеты с дальностью до 2500 км. На данный момент Ту-160 демонстрировали в Сирии применение ракет Х-101 — изделия следующего поколения после Х-55, обладающего большей дальностью (до 4500 км) и пониженной заметностью.Бомбардировщик в максимальном варианте (то есть полностью загруженный свободно-падающими бомбами) мог нести до 40 т боевой нагрузки — конечно, не на максимальную дальность. По факту самолеты максимально брали почти вдвое меньше, а нормальной считалась нагрузка до 16 т.

Серийное производство Ту-160 развернули в Казани в 1984 году. С 1987 года технику начали передавать ВВС.

Государственные испытания официально завершились в 1989 году.

Список воздушных кораблей

Всего, не считая выведенного из цеха 16 ноября самолета, было выпущено 36 машин типа Ту-160. Из них три прототипа (два летных и один для прочностных испытаний планера) и пять машин опытной серии, две из которых служили в войсках.
За всю историю эксплуатации были потеряны две машины. Один из бомбардировщиков летной опытной серии разбился на испытаниях в марте 1987 года, а серийный самолет «Михаил Громов» в сентябре 2003 года загорелся и взорвался в воздухе над Саратовской областью.

После распада СССР 19 самолетов Ту-160, базировавшихся на аэродроме Прилуки в Черниговской области, достались Украине. С 1998 года Киев утилизировал 10 машин, одну поставили в музей под Полтавой, а остальные восемь в 1999–2000 годах передали России в счет погашения задолженности за газ.

Эта передача имела ключевое значение, так как практически удвоила парк самолетов Ту-160 в ВВС России.
 
 
Недостающее звено

Идея полномасштабного восстановления производства Ту-160 бродила еще с 2000-х годов, однако тогда она не выходила за пределы отраслевого лоббизма Казани и популизма отдельных политиков в Москве. Всё изменилось после того, как постепенно прояснилась ситуация с созданием нового стратегического самолета ПАК ДА (Перспективного авиационного комплекса дальней авиации).

Дата готовности ПАК ДА, до сих пор существующего только в стадии проработки, и ожидаемый момент переоснащения на новую технику всё сильнее отодвигались в светлое будущее. При старте работ в 2009 году планировалось к 2015-му иметь готовый технический проект и приступить к постройке прототипов. Однако только в 2016-м был завершен первый этап опытно-конструкторских работ, и в июле 2017-го сообщили об окончании пока лишь эскизного проектирования машины. Весной того же года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что первый полет ПАК ДА состоится около 2025 года, а серийные поставки в войска начнутся примерно с 2028 года.

В этих условиях нет ничего удивительного в заявлении министра обороны Сергея Шойгу, весной 2015-го анонсировавшего восстановление серийного выпуска Ту-160 в новом облике Ту-160М2. Российская дальняя авиация стареет, и для замены выбывающих машин ей требуются новые самолеты. В 2012 году в качестве ожидаемого срока службы имевшихся Ту-95МС называли 2020–2025 годы, однако уже тогда военные скептически оценивали эту цифру, говоря, что Ту-95МС останется в строю как минимум до 2035 года, пока соединения не освоят ПАК ДА.

В условиях, когда число самолетов в наличии никак не может возрасти, любое затягивание готовности ПАК ДА  бьет по боевой готовности дальней авиации. Рубеж 2028 года пока тоже проходит по ведомству обещаний — слишком юная пока эта разработка, нет даже первого построенного прототипа — поэтому 30–50 новых Ту-160М2 выглядят практичным стратегическим запасом на случай новых «плановых срывов» графика.
 
В связи с этим принятое несколько лет назад решение возобновить выпуск Ту-160 выглядит полумерой, но, по всей видимости, не имеет альтернатив, особенно в условиях обострения противостояния России с Западом.

Главные изменения в Ту-160М2 связаны с бортовым радиоэлектронным оборудованием. На самолет будет внедряться новая навигационная система, комплекс радиоэлектронной борьбы, вычислительные средства, а также система управления вооружением. Также самолет получит несколько типов новых ракет различной дальности. На бомбардировщик установят новую версию двигателей НК-32-02 с повышенным ресурсом, позволяющую в том числе нарастить дальность полета.

При этом ПАК ДА, которому прочат способность сменить сразу три самолета (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3), ожидается в варианте дозвукового «летающего крыла» с высокой экономичностью (позволяющей длительное время дежурить в воздухе) и большой полезной нагрузкой. Кроме того, сообщается, что машина в производстве выйдет значительно дешевле «прорывателя» Ту-160.

«Сегодня ни одна страна в мире, включая такие мощные военные державы, как Россия и США, просто не потянет проектирование и строительство сверхзвукового бомбардировщика, соответствующего всем критериям пятого поколения», — заявил 15 ноября ТАСС источник в оборонке.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer