Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты в старых очках


21 ноября 2017 года Канащенков Анатолий, Военно-промышленный курьер


России необходимо иметь соответствующие перспективным авиационным комплексам средства поражения и управления вооружением, чем и определяется боевая эффективность.


Анатолий Канащенков, руководитель Научного центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента Московского авиационного института

Возросшие скоростные и маневренные возможности самолетов, вертолетов и БЛА, характеристики авиационных средств поражения (АСП) требуют соответствующей информационной поддержки. Носитель и его оружие должны быть «зрячими».

Для оптимизации финансовых, материальных, человеческих ресурсов и временных затрат целесообразно выделить наиболее принципиально важные направления, определяющие облик современных средств управления вооружением (СУВ) и прежде всего бортовых радиолокационных систем (БРЛС).

Удовлетворение требований повышения качества информационного обеспечения может осуществляться разными способами. Пока еще не полностью исчерпало свои возможности эволюционное развитие СУВ, улучшение показателей эффективности традиционных режимов и способов обработки данных продолжается. Но на практике авиационные комплексы оснащены БРЛС и в целом СУВ третьего-четвертого поколений, которые ввиду присущих им недостатоков не отвечают требованиям разрабатываемых авиационных комплексов. Поэтому все сильнее необходимость революционных изменений уже на базе конструкторских решений с использованием принципиально новых подходов.

Чем боевая авиация располагает сейчас? До сих пор находищиеся в эксплуатации СУВ третьего поколения слабо приспособлены к модернизации как аппаратурного состава, так и математического обеспечения. Структура систем недостаточно рациональна. Однако и в четвертом поколении не удалось решить ряд проблем, имевших место ранее. Так, точность решения боевых задач осталась почти на том же уровне, мало изменились показатели надежности, эксплуатационные характеристики. Осуществлен возврат к не оправдавшему себя еще в первом поколении подходу, связанному с искусственным делением на подсистемы по физическому принципу действия, а не по решаемым задачам. Низкий уровень цифровизации снижает возможности аппаратной и функциональной интеграции. Недостатки и проблемы, характерные для СУВ четвертого поколения, приводят к существенному удорожанию стоимости их эксплуатации и неудовлетворительному использованию тактических возможностей носителя. Например, СУВ вертолета Ка-52 (четвертое поколение) имеет низкие показатели надежности – 120–150 часов на отказ, солидный вес – 140 килограммов, высокую стоимость жизненного цикла и другие проблемы, присущие БРЛС разработки конца 90-х.

Разработанная Московским авиационным институтом радиолокационная система МБРЛС МФ2 и ее модификации поколения «4++» соответствуют принципам построения радиолокационных систем пятого поколения, обеспечивают высокий уровень надежности. Они в два с половиной раза компактнее, весят 33–35 килограммов, имеют вдвое меньшую стоимость жизненного цикла, высокий уровень цифровизации, аппаратурной, функциональной интеграции и существенно большую помехозащищенность.

Семейство МБРЛС, созданное в МАИ, имеет модификации Ка, Х и Кu-диапазона, внутривидовую и межвидовую унификацию, может размещаться на различных летательных аппаратах, не нарушая схемотехнических решений. Сохраняя модульность построения, обладая стандартными внутренними и внешними интерфейсами, система легко адаптируется к летательным аппаратам любого типа. Замена антенной системы на активную фазированную (АФАР) или пассивную решетку (ФАР) для Ка-диапазона волн переводит эти БРЛС в разряд, соответствующий пятому поколению.

Создание многодиапазонной МБРЛС является технологическим прорывом – в ней сочетаются такие важнейшие свойства, как многофункциональность, масштабируемость, модульность и другие возможности. Из соответствующих компонентов можно собирать МБРЛС с требуемыми характеристиками и адаптировать ее для различных носителей. Такой совокупностью указанных выше свойств не обладает ни одна из известных российских РЛС.

Приходится сожалеть, что темпы обновления и модернизации радиолокационных систем на летательных аппаратах очень низкие, приблизительно раз в 10–15 лет и реже. Это не позволяет в полной мере использовать возможности современных носителей, снижает и боевую, и экономическую эффективность. Основных причин несколько. Это недооценка роли и важности радиолокационных систем и в целом СУВ в повышении боевой и экономической эффективности летательных аппаратов, как следствие – недостаточное финансирование программ по ускорению оснащения ЛА новыми средствами управления вооружением. Усугубляет ситуацию отставание в разработке интегрированной высокочастотной элементной базы для радиолокационных систем и приборов специального авиационного назначения.

Мало внимания уделяется потенциалу исторически сложившихся школ в авиационной радиолокации – таких предприятий, как корпорация «Фазотрон-НИИР», Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова, Государственный рязанский приборный завод... Попытки создания аналогичного оборудования на других предприятиях, не имеющих достаточного опыта, как минимум существенно увеличивают сроки. Поэтому следует прежде всего укреплять исторически сложившиеся научные школы в области авиационной радиолокации. Также необходимо больше внимания уделять специализирующейся на авиатехнике вузовской науке, где имеются большие теоретические и практические возможности ускорения создания качественных авиационных РЛС нового поколения.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbhTW
Установка входных дверей на http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/.
Семейная фотосессия на http://ekb.youdo.com/photo/studijnaya/semejnaya/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer