Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ВКС РФ снимают с "Раптора" шапку-невидимку: чего боятся американские пилоты


22 ноября 2017 года Дмитрий Юров, Телеканал "Звезда"


История с боевым применением первого в мире серийного истребителя пятого поколения F-22 похожа на шпионский фильм - минимум данных, максимум заявлений, и никаких деталей. Однако первые вылеты и выполнение боевых задач в сложных условиях заставили американских летчиков пожаловаться на недостатки конструкции собственных самолетов и «невидимость» истребителей российского производства.

Первый из «Локхидов»

Повышенное внимание со стороны прессы, военных экспертов и пилотов строевых авиационных частей, увы, не помогли «Раптору» поучаствовать в боевых действия до официального завершения серийного производства. И хотя принятый на вооружение в 2005 году самолет неоднократно называли лучшим в классе малозаметных истребителей, сомнения относительно реальных «стелс-возможностей» в адрес нового истребителя появились практически сразу.

Свое первое боевое применение F-22 увидел лишь 9 лет спустя принятия на вооружение - только в сентябре 2014 года Пентагон официально подтвердил, что для ударов по террористическим группировкам на территории Сирии привлекаются истребители этого типа.

Предполагалось, что поступление F-22 в войска ознаменует собой новую эпоху в американских ВВС - боевую машину пятого поколения планировалось использовать для разведывательных и ударных миссий, а сам истребитель называли в качестве вероятного кандидата на замену сразу нескольких самолетов - F-15 (включая несколько модификаций), F-16, а также стелс-бомбардировщиков F-117А.

Однако превратиться в полностью эффективный ударный малозаметный самолет «Раптор» не может из-за целого вороха технических проблем, большинство из которых «всплыло» ровно в тот момент, когда истребитель начали активно «гонять» на задания.

Я вас не слышу!

Авторитетное американское издание Aviation Week опубликовало мнение одного из летчиков 95-й истребительной эскадрильи ВВС США, расквартированной на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ, согласно которому гипоксия больше не лидирует в списке самых страшных проблем при проведении боевых операций с участием истребителей F-22. Сведения о том, что БРЭО американского истребителя пятого поколения имеет большие сложности с обработкой тактической информации, стали известны задолго до первых поставок истребителей F-22 в строевые части и полетов в зоне боевых действий.

Уже после насыщения строевых авиационных частей машинами нового типа выяснилось, что разработанная для обмена информацией система распределения тактической информации (JTIDS), настроенная на малозаметных истребителях в основном «на прием», не позволяет оперативно работать с принимаемыми на борт данными и применять высокоточные боеприпасы по нужным целям.

Много лет спустя, уже в рамках боевого применения машин выяснилось, что наиболее удачное аппаратное решение для JTIDS - специальный канал связи Link16, который служит для оперативного обмена информацией, сильно ограничивает боевую эффективность истребителей F-22 и по-прежнему не позволяет летчику оперативно получать/подтверждать данные о цели. Оперативную обстановку, а также любые другие данные о цели летчики F-22 вынуждены докладывать через наименее защищенный канал связи и бортовую радиостанцию, в безопасность передачи данных по которым, согласно сообщению Aviation Week, не очень верят сами. При этом, по мнению экспертов, максимально эффективное применение F-22 в рамках выполнения «профильных» боевых задач по-прежнему возможно лишь при соблюдении целого ряда условий.

«В полной мере возможности "Раптора" раскрываются только при использовании внешней "подсветки" целей самолетами ДРЛО и при отсутствии у противника современных эшелонированных средств ПВО, а также комплексов РЭБ. Сам по себе этот самолет не способен противостоять развитым системам ПВО и истребителям - без внешнего целеуказания он будет "выдавать" себя излучением БРЛС, а малозаметность самолета реализована в сантиметровом диапазоне волн, в то время как для наземных радаров метрового диапазона он по-прежнему уязвим», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» инженер-авиастроитель Сергей Иванов.

Старый пес - новые трюки

Военные эксперты считают, что вновь обнаруженные конструктивные недоработки «Рапторов» не являются принципиально новыми сложностями для ВВС США, все эти проблемы давно известны, просто достоянием общественности эти сведения долгое время не становились из-за отсутствия боевой работы и применения F-22 на реальных ТВД. При этом российские истребители Су-30/Су-35 американскими военными и экспертами никогда как «стелс-машины» не позиционировались, хотя оба истребителя могут выполнять боевые задачи в «особых» режимах.

Для скрытого поиска и захвата цели Су-30 и Су-35 оснащены оптико-локационными станциями, позволяющими поражать как крупные летательные аппараты - истребители и самолеты других типов, так и БПЛА на значительном удалении от цели. При этом истребители могут не задействовать бортовую РЛС и до последнего скрывать местоположение борта.

Подобных возможностей F-22 лишен - еще в рамках ОКР разработчики приняли решение отказаться от оптико-локационных систем в пользу других, пассивных средств обнаружения противника и мощной (активной) бортовой РЛС, закладывая в концепцию F-22 применение управляемых ракет с дальних дистанций.

Обращает на себя внимание и другое обстоятельство - истребители ценой в $150 млн за единицу не приспособлены к ночным полетам - на F-22 не установлен комплекс датчиков, позволяющий заблаговременно производить идентификацию целей, а сами летчики лишены системы нашлемного целеуказания и управления вооружением, что значительно усложняет и делает более опасной даже рядовые вылеты. По сути, о присутствии в небе российских истребителей пилоты F-22 узнают не с помощью бортового оборудования на своем самолете, а от наземных станций слежения или других средств контроля за воздушным пространством.

Эксперты отмечают, что большинства из этих проблем лишены истребители предыдущего поколения - F-15 и F-16, однако использовать авиацию предыдущего поколения для полетов в воздушном пространстве Сирии ВВС США не решаются, поскольку такие машины уязвимы даже для относительно устаревших комплексов ПВО.

Ввиду отсутствия технической готовности к боевым действиям не применяется для ударов по объектам террористов и «наследник» F-22  - самолет пятого поколения F-35, с которым уже по традиции связан один из недавних громких скандалов.

Последствия

Глава Военного комитета НАТО Петр Павел 25 октября 2017 года выступил с неоднозначным заявлением, в котором предупредил, что власти Турции неизбежно столкнутся с «последствиями» покупки комплексов ПВО С-400 в России. Если не считать намеков на отказ от интеграции систем этого типа в региональную ПВО НАТО, главную опасность российские комплексы ПВО представляют прежде всего для перспективных истребителей F-35, которые активно распродаются всем союзникам США по Альянсу.

Как считают эксперты, граничащая с истерикой реакция руководства НАТО на закупки Турцией оборонительных систем противовоздушной обороны российского производства может «вскрыть» реальные показатели «малозаметности» и боевой эффективности новых американских истребителей пятого поколения.

«Тревога для американских авиастроителей состоит в том, что они хоть примерно, но представляют себе параметры работы российских РЛС из состава комплекса С-400, и прекрасно знают, что для таких многодиапазонных комплексов понятие "невидимый" не существует как таковое», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» радиофизик, кандидат математических наук Владимир Лабунский.

Сложности с обнаружением российских истребителей Су-30 и Су-35, которые по боевым возможностям не уступают американским F-22, не последние для американских летчиков. Очевидно, что за более чем десятилетний срок боевой службы «Рапторы» так и не были доработаны по ключевым направлениям, включая бортовое радиоэлектронное оборудование, системы связи и управления вооружением. А значит, считать F-22 пригодным к боевой службе по-прежнему нельзя.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgQGx
Рекомендуется: http://freelance.youdo.com/turnkey/cms/joomla/flan/price/, без комиссии сервиса!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer