Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Лунная" миссия развенчала мифы о гендерном неравенстве в космосе


27 ноября 2017 года Дарья Бурлакова, ТАСС


17 суток изоляции в гермокапсуле, 38 часов без сна, более 40 научных экспериментов, еда из тюбиков и салфетки вместо душа, ежедневные медицинские наблюдения за состоянием организма. 24 ноября шесть участников наземного эксперимента по полету на Луну вышли из условного космического корабля, проведя в изоляции больше двух недель.

"На земле" их встретили сотрудники Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, медики, родные и журналисты. Стоя перед камерами, члены экипажа периодически прикладывались к полученным в честь завершения эксперимента букетам из роз. "Проведя много дней в закрытом пространстве, сейчас мы чувствуем все особенно остро — чувствуем не только запах цветов, но даже запах видеокамер", — поделился первыми впечатлениям капитан экипажа, начальник летно-испытательного отдела РКК "Энергия" им. С.П. Королёва Марк Серов.

Во время эксперимента Марк Серов выполнял функции командира экипажа. Уникальность команды проекта заключалась именно в его гендерном составе: экипаж состоял из равного количества мужчин и женщин — три на три.

Как равное количество представителей обоих полов повлияет на сплоченность коллектива, кто из них окажется больше подвержен стрессу — эти вопросы, в частности, хотели выяснить ученые в ходе эксперимента. Еще за две недели до условного полета на Луну в кулуарах ИМБП экипаж назвали "командой мечты" — настолько хорошие отношения сразу сложились в коллективе. По словам испытуемых, дружные отношения в их команде сохранились до самого конца полета. У экипажа даже сложились свои маленькие традиции.

Например, в свободное время они устраивали кинопоказы с обсуждением. "Смотрели чаще всего документальные, художественные, фантастические фильмы по теме, которая всем нам близка, — о космосе, — рассказала член экипажа, сотрудник ИМБП РАН Елена Лучицкая. — В нашем экипаже собрались самые разные специалисты. Поэтому обсуждения получались интересными. Мне, например, стали понятны какие-то инженерные, технические детали полетов".

"Мы работали слаженно, не осознавая, что половина экипажа — женщины. Поняли это только в последний день эксперимента, когда задумались о том, какие вопросы нам будут задавать, — отметил командир экипажа Марк Серов. — Экипаж — это слепок социума, который состоит из мужчин и женщин. Если экипаж состоит только из мужчин или только из женщин, он не вполне полноценный".

Дело в том, что после полета Юрия Гагарина в космосе побывали всего четыре россиянки. Да и в наземных космических экспериментах женщины нечасто становятся участницами смешанных экипажей.

Считается, что женщине физически сложнее в условиях полета. Однако участницы SIRIUS-17 развеяли это мнение. "Все условия и, в частности, гигиена были максимально приближены к тому, как это происходит на МКС, — рассказала Елена Лучицкая. — Но мы никак не страдали от этих условий. Лично мне очень понравились средства гигиены, влажные полотенца и салфетки, космический шампунь в тюбике".

По словам участниц "лунной" миссии, все задачи во время полета они выполняли наравне с мужчинами. Каждый день экипажа был расписан буквально по минутам. Свои действия на каждый день они узнавали из циклограммы-расписания — специального большого листа, где каждый член экипажа мог увидеть список своих дел на день. "Мы работали в довольно плотном графике, так что на сон оставалось не так уж много времени", — рассказала Анна Кикина.

Анна — единственная участница проекта, которая являлась космонавтом в проекте. А кроме того, первая российская женщина-космонавт, отобранная на подготовку к полету в космос из гражданских в результате открытого конкурса. В 2012 году она прошла открытый отбор в космический отряд и сейчас проходит подготовку к реальному полету в космос. Однако в изоляционном эксперименте она приняла участие впервые. 

Подготовка космонавта к полету в космос занимает в среднем 8–10 лет. До полета в космос Анну отделяет 4–5 лет.

По признанию участников эксперимента, самым сложным для них был первый день нахождения в изоляции, когда они не были знакомы с помещением и оборудованием. Вторым испытанием стала запланированная по сценарию внештатная ситуация — для ликвидации неполадок добровольцы должны были провести 38 часа без сна.
Инициаторами эксперимента по депривации сна выступило NASA, в сотрудничестве с которым реализуется проект SIRIUS. По словам ученых, реальный экипаж на МКС проводит много ночных работ, в частности выходы в открытый космос, стыковки.

Как ранее сообщил ТАСС заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин, по итогам напряженного 38-часового периода без сна участники эксперимента прошли тест на когнитивные особенности. Результаты теста тоже заставили задуматься о стереотипах насчет женщин в космосе. По словам эксперта, лучшие два результата этого теста показали девушки.

Впрочем, со сложностями в ходе эксперимента столкнулся не только экипаж. Непростая задача стояла и перед организаторами проекта SIRIUS-17 — Институтом медико-биологических проблем РАН и NASA.

Из 70 экспериментов, которые ученые изначально планировали провести в ходе "полета", удалось провести 45.

"Для нас самым сложным было спланировать эксперименты, организовать 8-часовой трудовой день испытуемых и согласовать по времени всю массу запланированных исследований, — рассказал ТАСС сотрудник ИМБП, ответственный исполнитель эксперимента Александр Суворов. — Кроме того, на небольшом пространстве "космического корабля" нужно было расположить оборудование так, чтобы в процессе выполнения задач члены экипажа не мешали друг другу. Некоторые изменения мы вносили прямо в процессе, по рекомендациям испытуемых". Например, участники экипажа предложили увеличить время каждой задачи на 5 минут, чтобы не мешать друг другу.

Программа проекта состояла из основных групп исследований: психологических, физиологических, изучение изменений микрофлоры добровольцев и окружающей среды, иммунные и санитарно-гигиенические исследования. Отдельным важным блоком проекта стало использование технических средств для имитации деятельности космонавта и виртуальной реальности. В рамках 17-суточного "полета" участники пользовались двумя виртуальными программами — виртуальный выход на поверхность Луны и управление луноходом.

Кроме того, одна из задач организаторов эксперимента SIRIUS-17 заключалась в том, чтобы проводить ночные исследования, не мешая сну членов экипажа. "Если раньше, например, при измерении давления датчик сжимал руку участника и будил его, то сейчас регистрация пульса, ЭКГ, сейсмограмма проходили либо бесконтактно, либо с помощью маленьких датчиков, которые никак не мешали", — пояснил Суворов.

Однако о завершении эксперимента говорить рано. Участников экипажа ожидают медицинские обследования, а ученым предстоит проанализировать данные по всем группам исследований. Планируется, что первый экспресс-анализ эксперимента будет готов к февралю 2018 года. А на подготовку полноценного доклада потребуется не меньше полугода.

Результаты, полученные в ходе 17-суточного изоляционного эксперимента, станут основой для подготовки следующего условного полета, который продлится уже значительно дольше — четыре месяца. На его подготовку потребуется около года.

По словам Александра Суворова, сценарий этого эксперимента пока не готов, но уже известно, что в 4-месячном проекте будут больше использованы программы виртуальной реальности, а также будет задействован посадочный модуль — имитатор поверхности для высадки "космонавтов". "Будем готовить посадку на Луну или астероид", — отметил Суворов.

Как рассказали ТАСС сотрудники института, второй изоляционный эксперимент станет межнациональным консорциумом — уже сейчас к российско-американскому проекту присоединились немцы, японцы, французы, итальянцы. 

17-суточный изоляционный эксперимент открыл серию совместных российско-американских исследований, которые продлятся до 2022 года. В рамках проекта запланированы также эксперименты по восьмимесячной и годовой изоляции экипажей. Все они пройдут в Москве на базе научно-экспериментального комплекса в стенах ИМБП РАН.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq92Q
Внештатные специалисты: http://freelance.youdo.com/polygraphy/vizitki/printing/twosided/ на конкурсной основе.
Услуги промоутера: http://nnovgorod.youdo.com/promo/meropriyatie/tamada/ - лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer