Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Лунная" миссия развенчала мифы о гендерном неравенстве в космосе


27 ноября 2017 года Дарья Бурлакова, ТАСС


17 суток изоляции в гермокапсуле, 38 часов без сна, более 40 научных экспериментов, еда из тюбиков и салфетки вместо душа, ежедневные медицинские наблюдения за состоянием организма. 24 ноября шесть участников наземного эксперимента по полету на Луну вышли из условного космического корабля, проведя в изоляции больше двух недель.

"На земле" их встретили сотрудники Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, медики, родные и журналисты. Стоя перед камерами, члены экипажа периодически прикладывались к полученным в честь завершения эксперимента букетам из роз. "Проведя много дней в закрытом пространстве, сейчас мы чувствуем все особенно остро — чувствуем не только запах цветов, но даже запах видеокамер", — поделился первыми впечатлениям капитан экипажа, начальник летно-испытательного отдела РКК "Энергия" им. С.П. Королёва Марк Серов.

Во время эксперимента Марк Серов выполнял функции командира экипажа. Уникальность команды проекта заключалась именно в его гендерном составе: экипаж состоял из равного количества мужчин и женщин — три на три.

Как равное количество представителей обоих полов повлияет на сплоченность коллектива, кто из них окажется больше подвержен стрессу — эти вопросы, в частности, хотели выяснить ученые в ходе эксперимента. Еще за две недели до условного полета на Луну в кулуарах ИМБП экипаж назвали "командой мечты" — настолько хорошие отношения сразу сложились в коллективе. По словам испытуемых, дружные отношения в их команде сохранились до самого конца полета. У экипажа даже сложились свои маленькие традиции.

Например, в свободное время они устраивали кинопоказы с обсуждением. "Смотрели чаще всего документальные, художественные, фантастические фильмы по теме, которая всем нам близка, — о космосе, — рассказала член экипажа, сотрудник ИМБП РАН Елена Лучицкая. — В нашем экипаже собрались самые разные специалисты. Поэтому обсуждения получались интересными. Мне, например, стали понятны какие-то инженерные, технические детали полетов".

"Мы работали слаженно, не осознавая, что половина экипажа — женщины. Поняли это только в последний день эксперимента, когда задумались о том, какие вопросы нам будут задавать, — отметил командир экипажа Марк Серов. — Экипаж — это слепок социума, который состоит из мужчин и женщин. Если экипаж состоит только из мужчин или только из женщин, он не вполне полноценный".

Дело в том, что после полета Юрия Гагарина в космосе побывали всего четыре россиянки. Да и в наземных космических экспериментах женщины нечасто становятся участницами смешанных экипажей.

Считается, что женщине физически сложнее в условиях полета. Однако участницы SIRIUS-17 развеяли это мнение. "Все условия и, в частности, гигиена были максимально приближены к тому, как это происходит на МКС, — рассказала Елена Лучицкая. — Но мы никак не страдали от этих условий. Лично мне очень понравились средства гигиены, влажные полотенца и салфетки, космический шампунь в тюбике".

По словам участниц "лунной" миссии, все задачи во время полета они выполняли наравне с мужчинами. Каждый день экипажа был расписан буквально по минутам. Свои действия на каждый день они узнавали из циклограммы-расписания — специального большого листа, где каждый член экипажа мог увидеть список своих дел на день. "Мы работали в довольно плотном графике, так что на сон оставалось не так уж много времени", — рассказала Анна Кикина.

Анна — единственная участница проекта, которая являлась космонавтом в проекте. А кроме того, первая российская женщина-космонавт, отобранная на подготовку к полету в космос из гражданских в результате открытого конкурса. В 2012 году она прошла открытый отбор в космический отряд и сейчас проходит подготовку к реальному полету в космос. Однако в изоляционном эксперименте она приняла участие впервые. 

Подготовка космонавта к полету в космос занимает в среднем 8–10 лет. До полета в космос Анну отделяет 4–5 лет.

По признанию участников эксперимента, самым сложным для них был первый день нахождения в изоляции, когда они не были знакомы с помещением и оборудованием. Вторым испытанием стала запланированная по сценарию внештатная ситуация — для ликвидации неполадок добровольцы должны были провести 38 часа без сна.
Инициаторами эксперимента по депривации сна выступило NASA, в сотрудничестве с которым реализуется проект SIRIUS. По словам ученых, реальный экипаж на МКС проводит много ночных работ, в частности выходы в открытый космос, стыковки.

Как ранее сообщил ТАСС заведующий лабораторией ИМБП Вадим Гущин, по итогам напряженного 38-часового периода без сна участники эксперимента прошли тест на когнитивные особенности. Результаты теста тоже заставили задуматься о стереотипах насчет женщин в космосе. По словам эксперта, лучшие два результата этого теста показали девушки.

Впрочем, со сложностями в ходе эксперимента столкнулся не только экипаж. Непростая задача стояла и перед организаторами проекта SIRIUS-17 — Институтом медико-биологических проблем РАН и NASA.

Из 70 экспериментов, которые ученые изначально планировали провести в ходе "полета", удалось провести 45.

"Для нас самым сложным было спланировать эксперименты, организовать 8-часовой трудовой день испытуемых и согласовать по времени всю массу запланированных исследований, — рассказал ТАСС сотрудник ИМБП, ответственный исполнитель эксперимента Александр Суворов. — Кроме того, на небольшом пространстве "космического корабля" нужно было расположить оборудование так, чтобы в процессе выполнения задач члены экипажа не мешали друг другу. Некоторые изменения мы вносили прямо в процессе, по рекомендациям испытуемых". Например, участники экипажа предложили увеличить время каждой задачи на 5 минут, чтобы не мешать друг другу.

Программа проекта состояла из основных групп исследований: психологических, физиологических, изучение изменений микрофлоры добровольцев и окружающей среды, иммунные и санитарно-гигиенические исследования. Отдельным важным блоком проекта стало использование технических средств для имитации деятельности космонавта и виртуальной реальности. В рамках 17-суточного "полета" участники пользовались двумя виртуальными программами — виртуальный выход на поверхность Луны и управление луноходом.

Кроме того, одна из задач организаторов эксперимента SIRIUS-17 заключалась в том, чтобы проводить ночные исследования, не мешая сну членов экипажа. "Если раньше, например, при измерении давления датчик сжимал руку участника и будил его, то сейчас регистрация пульса, ЭКГ, сейсмограмма проходили либо бесконтактно, либо с помощью маленьких датчиков, которые никак не мешали", — пояснил Суворов.

Однако о завершении эксперимента говорить рано. Участников экипажа ожидают медицинские обследования, а ученым предстоит проанализировать данные по всем группам исследований. Планируется, что первый экспресс-анализ эксперимента будет готов к февралю 2018 года. А на подготовку полноценного доклада потребуется не меньше полугода.

Результаты, полученные в ходе 17-суточного изоляционного эксперимента, станут основой для подготовки следующего условного полета, который продлится уже значительно дольше — четыре месяца. На его подготовку потребуется около года.

По словам Александра Суворова, сценарий этого эксперимента пока не готов, но уже известно, что в 4-месячном проекте будут больше использованы программы виртуальной реальности, а также будет задействован посадочный модуль — имитатор поверхности для высадки "космонавтов". "Будем готовить посадку на Луну или астероид", — отметил Суворов.

Как рассказали ТАСС сотрудники института, второй изоляционный эксперимент станет межнациональным консорциумом — уже сейчас к российско-американскому проекту присоединились немцы, японцы, французы, итальянцы. 

17-суточный изоляционный эксперимент открыл серию совместных российско-американских исследований, которые продлятся до 2022 года. В рамках проекта запланированы также эксперименты по восьмимесячной и годовой изоляции экипажей. Все они пройдут в Москве на базе научно-экспериментального комплекса в стенах ИМБП РАН.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq92Q
Внештатные специалисты: http://freelance.youdo.com/polygraphy/vizitki/printing/twosided/ на конкурсной основе.
Услуги промоутера: http://nnovgorod.youdo.com/promo/meropriyatie/tamada/ - лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer