Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уроки великой истории авиационной промышленности России


30.11.17 14:03 Виктор Кузнецов, Журнал "АвиаСоюз"


Представленное ОАО «Авиапром» в сотрудничестве с научными, конструкторскими, производственными предприятиями и общественными организациями четырехтомное издание истории авиастроения в России охватывает период с зарождения отечественной авиационной мысли в научно-технических разработках М.В. Ломоносова, Н.А. Телешова, А.Н. Лодыгина, А.Ф. Можайского и других гениальных ученых и изобретателей XVIII-XIX веков до перспективных гражданских и военных самолетов и вертолетов XXI века. Особая ценность этих изданий в том, что изложение истории отечественного авиастроения дается самими авиастроителями разных поколений, то есть от первого лица.


Виктор Кузнецов, генеральный директор ОАО «Авиапром», главный редактор изданий серии «История авиационной промышленности России»

Г.В. Новожилов: 
«Всё в авиастроении создаётся трудами «авиационной братии» и высшей политической Волей»


Редакционная коллегия, которая была сформирована в ОАО «Авиапром», исходила из того, что для всех нас, связавших свою жизнь и судьбу с авиацией, особенно поучителен опыт соотечественников, работавших в переломные периоды истории, опыт тех, кто в начале XX века проектировал первые русские самолеты и формировал самую современную по тем временам научно-техническую и производственную базу российского авиастроения.

Поучительным примером взаимодействия государства и частного бизнеса может служить дореволюционный период становления отечественного авиастроения. Его характерными особенностями были стратегическое мышление многих высших должностных лиц империи, быстрая реализация принимаемых государственных решений, патриотизм и деловая инициатива отечественных промышленников, отслеживавших все новейшие научно-технические веяния и стремившихся быстро внедрить их в России на своем производстве. Благодаря усилиям С.С. Щетинина, Ю.А. Меллера, М.В. Шидловского, В.А. Лебедева и других талантливых организаторов промышленности в 1909-1910 годах в российском авиастроении была совершена технологическая революция, в результате которой вместо кустарных мастерских появились крупные предприятия полного цикла, на которых работали лучшие отечественные авиаконструкторы и инженеры-технологи.

Благодаря трудам основоположников мировой авиационной науки Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина авиастроители России перешли от поиска более совершенных форм летательных аппаратов методом проб и трагических ошибок к конструированию авиатехники на основе научно обоснованных расчетов. Был сформирован значительный научно-технический задел для опережающего развития отечественной авиации, свидетельством чего стали «летающее чудо» И.И. Сикорского – четырехмоторный «Илья Муромец», геликоптер Б.Н. Юрьева, аэропланы оригинальной конструкции И.И. Стеглау, В.А. Слесарева, А.А. Пороховщикова, А.Я. Докучаева, А.С. Кудашева, В.А. Ребикова, Я.М. Гаккеля и других авиаконструкторов. За короткий период в четыре года, к началу Первой мировой войны, частная авиационная промышленность при минимальной поддержке со стороны государства создала в России многочисленный военный воздушный флот.

Вместе с тем в ходе Первой мировой войны была доказана правота тех ученых, кто еще в 1909 году настаивал на принятии государственной программы авиастроения, которая стимулировала бы комплексное развитие отечественной авиационной промышленности и смежных отраслей, в том числе двигателестроения. Трагические последствия имело лоббирование военным министерством лицензионного производства зарубежных военных аэропланов, даже значительно уступавших отечественным: в самые напряженные годы войны российские авиационные заводы часто простаивали из-за того, что союзные страны не имели возможности поставлять в Россию важные комплектующие для производства самолетов. Правительство нашей страны в этот период с большим запозданием осознало, что это проблемы общегосударственные, а не только частных предприятий авиапромышленников и отдельных коррумпированных чиновников.

Ошибки предыдущего периода были учтены новой властью России. Вызывают восхищение быстрые темпы возрождения отечественной авиационной промышленности из полной разрухи после кровопролитных Первой мировой и гражданской войн, иностранной интервенции. Уже 1 декабря 1918 года по инициативе Н.Е. Жуковского и А.Н. Туполева советское правительство учредило Центральный аэрогидродинамический институт – ЦАГИ, который стал научно-технической базой возрождения и развития отечественной авиации. В условиях экономической блокады, международных санкций и агрессии народы Советского Союза совершили колоссальный социально-экономический и научно-технический прорыв, который сделал нашу Родину крупнейшей промышленной державой в Европе и второй в мире (после США, не испытавших в XX веке войн на своей территории). По мере быстрой и масштабной индустриализации, перевода всей хозяйственной жизни на новый технологический уклад активно развивалось отечественное авиастроение. При этом особое внимание уделялось комплексному наращиванию научно-технической и производственно-технологической базы авиационной промышленности, включая двигателестроение, а также смежных отраслей.

За первые две пятилетки в 1928-1937 годах авиационная промышленность значительно нарастила производственные мощности: имевшиеся предприятия были реконструированы и технически переоснащены, были построены крупные авиастроительные заводы в Горьком, Воронеже, Казани, Иркутске, Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре, авиамоторные заводы в Перми, Воронеже и Казани. Во главе с талантливыми конструкторами коллективы самолетостроительных ОКБ А.Н. Туполева, Д.П. Григоровича, Н.Н. Поликарпова, В.М. Петлякова, А.С. Яковлева, С.В. Илью-шина, моторостроительных ОКБ А.А. Микулина, В.Я. Климова, Д.А. Швецова, С.К. Туманского и других менее чем за десять лет создали десятки типов опытных самолетов и авиамоторов, лучшие из которых были запущены в массовое серийное производство. Была сформирована сеть отраслевых вузов, техникумов и профессионально-технических училищ. По всей стране были созданы аэроклубы Осоавиахима, в которых ежегодно тысячи юношей и девушек осваивали пилотирование на учебных самолетах У-2 Н.Н. Поликарпова и УТ-2 А.С. Яковлева. Авиация стала всенародной любимицей, а настоящими кумирами молодежи стали прославленные летчики и летчицы…

В результате за две пятилетки парк гражданской авиации увеличился в 50 раз и страна полностью освободилась от закупки зарубежной авиатехники, аэродромная сеть увеличилась в 16 раз. С середины 1930-х гг. технический и технологический уровень производства и боевые характеристики выпускаемой военной авиатехники практически не уступали аналогам ведущих промышленно развитых стран, а по авиационному вооружению значительно превосходили их.

В условиях резкого обострения международной обстановки и возраставшей агрессивности фашистской Германии и ее союзников, чтобы обеспечить ускоренное перевооружение ВВС Красной Армии, в нашей стране под руководством первого отраслевого органа управления – Наркомата авиационной промышленности СССР, созданного 11 января 1939 г., всего за полтора предвоенных года был удвоен выпуск боевых самолетов нового поколения – до 50 самолетов в сутки. Прежде всего – за счет внедрения более эффективных технологий и новой системы организации всех процессов в отрасли. Всего за 1926-1941 гг. в СССР было выпущено 60 408 гражданских и военных самолетов различных типов.

Особое место в серии наших изданий по истории авиационной промышленности России занимает книга «Крылья Великой Победы. Подвиг авиастроителей СССР в годы Великой Отечественной войны». Она является выражением глубочайшего уважения и благодарности работников авиационной промышленности современной России и стран СНГ советским авиастроителям предвоенной и военной поры, внесшим выдающийся вклад в обеспечение Великой Победы.

Архивные материалы, в том числе из заводских музеев, воспоминания ветеранов – руководителей отрасли и рабочих дополнили и уточнили наши знания о том, с какой авиатехникой в ВВС и на заводских стапелях встретила войну наша страна, как и с каким напряжением всех духовных и физических сил была проведена невиданная по масштабам и темпам передислокация предприятий в глубокий тыл, обеспечены все ускоряющееся производство боевой авиатехники новых типов, быстрый рост ее количественного и качественного превосходства над воздушными силами фашистской Германии и ее сателлитов и в конечном итоге – полная победа над ними. 

Документальные материалы книги позволяют развеять многие устоявшиеся стереотипы и мифы о развитии отечественного авиастроения накануне и в период Великой Отечественной войны. А главное, они передают дух той героической и трагической эпохи, позволяют извлечь уроки и вселяют уверенность в том, что наш талантливый и стойкий народ способен одерживать победы в любых самых трудных условиях.

В годы войны Наркомат авиационной промышленности СССР под руководством наркома А.И. Шахурина, его заместителей П.В. Дементьева, П.А. Воронина, А.С. Яковлева, В.П. Кузнецова, В.П. Баландина, М.В. Хруничева, В.И. Тарасова и Г.В. Шорина, руководители ОКБ и серийных заводов в тесном взаимодействии с советскими и партийными органами власти обеспечили четкое управление на всех уровнях. За время войны организация авиационного производства шагнула далеко вперед, глубокие изменения произошли и в технологии ряда производств: сварка по методу академика Е.О. Патона, применение новых методов резания металлов, внедрение штамповки вместо механической обработки и т. д. Производство самолетов в среднем по отрасли увеличилось за годы войны примерно в три раза, а на передовых авиастроительных заводах, как, например, на Новосибирском, оно увеличилось в семь раз. 

Самолетостроительные ОКБ С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, А.Н. Туполева, А.И. Микояна и С.А. Лавочкина постоянно совершенствовали свои боевые самолеты и вместе с коллективами авиационных заводов обеспечивали быстрый запуск в серийное производство новых модификаций бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, опережая в научно-техническом соперничестве авиаконструкторов Германии. Со второго полугодия 1941 года до 10 мая 1945 года в Советском Союзе было построено 125 655 самолетов всех типов. К началу 1945 года советские Военно-воздушные силы в 7,9 раза превосходили противника по числу самолетов, при этом лучшего качества.

Эффективная организация деятельности авиационной промышленности в предельно экстремальных условиях накануне и в ходе войны воспитала и закалила целое поколение руководителей и специалистов отрасли, благодаря усилиям и таланту которых наша Родина в дальнейшем стала общепризнанной великой авиационной державой. О «золотом веке» отечественного авиастроения мы рассказали в книге «История авиационной промышленности России. МАП СССР (1946-1991)», также подготовленной при активном участии научных и производственных предприятий, общественных организаций отрасли.

15 марта 1946 г. Наркомат авиационной промышленности СССР был преобразован в Министерство авиационной промышленности (МАП) СССР, сохранившее систему и принципы управления авиапромышленностью страны как единым научно-техническим и производственным комплексом, доказавшим свою высочайшую эффективность.

Одновременно были уточнены структура и функции отраслевого органа управления с учетом новых задач по обеспечению обороноспособности и социально-экономическому развитию страны, ускоренному переходу на реактивную авиатехнику.

В системе МАП СССР действовала не имеющая себе равных инновационно-технологическая цепь от научной идеи до ее внедрения в практику, получили дальнейшее развитие уникальные научные и конструкторские школы. Это обеспечило поразительно быстрое создание реактивных истребителей и бомбардировщиков, а чуть позже – первого в мире реактивного пассажирского самолета на регулярных рейсах Ту-104.

В условиях «холодной войны», инициированной бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, и установленного ими «железного занавеса» СССР быстро обеспечил паритет в военной области с США и странами Западной Европы. Особенно впечатляющих успехов добивалось военное авиастроение. Например, за 1965-1991 годы советская авиационная промышленность произвела больше боевых самолетов, чем заводы США, Англии и Франции вместе взятые, в том числе боевых сверхзвуковых самолетов с крылом изменяемой стреловидности – больше в пять с лишним раз.

В послевоенный период в СССР были разработаны и запущены в серийное производство десятки новых военных и гражданских самолетов и вертолетов, которые по своим характеристикам не уступали лучшим зарубежным образцам, а в ряде случаев превосходили их или вообще были уникальными. В том числе военные самолеты и вертолеты Ту-95, Ту-160, Як-38, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ил-76, Ми-24 и Ми-28, Ка-50 и другие; выдающиеся самолеты и вертолеты гражданской и транспортной авиации Ту-144, Ту-204, Ил-96, Ан-124, Ан-225, Ка-32, Ми-8, Ми-26 и другие. Всего в период 1946-1990 гг. в СССР было построено более 25 тысяч самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения.

В среде авиаторов зародилась и при активном участии МАП СССР создавалась космическая отрасль. Научные и производственные предприятия авиационной промышленности обеспечили создание первого в мире спутника Земли, участвовали в создании космического корабля, обеспечившего полет первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина, в последующем развитии космических и воздушно-космических комплексов, вплоть до создания значительно опередивших время орбитальных самолетов.

Основоположники научных и конструкторских школ подготовили и воспитали достойную смену, которая обеспечила разработку и серийный выпуск новой конкурентоспособной авиационной техники. Мы должны быть безмерно благодарны авиастроителям предыдущего поколения за большой научно-технический и производственный задел, давший нам время для радикального технологического переоснащения предприятий авиапромышленности и смежных отраслей, создания новых перспективных образцов военной и гражданской авиационной техники.

К сожалению, в истории страны во многом повторяются и негативные процессы вековой давности. После трагических событий распада СССР в результате политики либерального правительства России в 1990-е годы отечественная авиационная промышленность оказалась в глубочайшем системном кризисе, как и вся экономика страны. 

В объемном труде «АВИАПРОМ РОССИИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН (1991-2016)», завершающем серию изданий «История авиационной промышленности России», представлены аналитические материалы и воспоминания ученых, конструкторов, руководителей предприятий отрасли, общественных деятелей и военачальников, которые дают объемную картину процессов, происходивших в годы радикальных социально-политических и экономических перемен в жизни страны. Их негативные последствия не преодолены и сейчас, особенно в гражданском авиастроении. На эти внутренние проблемы наложились экономические санкции со стороны США и других стран Запада, что требует дополнительных затрат на вынужденное импортозамещение. Но, как говорят наши ветераны, во имя Отечества и вопреки всему ученые и конструкторы авиационной промышленности России создают новые образцы перспективной гражданской и военной авиационной техники и авиационного вооружения, формируют научно-технический задел для прорывных проектов новых поколений.

Завершив последнюю книгу по истории авиационной промышленности России, хочу выразить огромную благодарность участникам этого издательского проекта: членам редакционного совета и редакционной коллегии, редакторам Александру Михайловичу Баткову, Виктору Петровичу Постричеву, Игорю Геннадиевичу Шустову, выпускающему редактору Виктору Ивановичу Ребикову, всем работникам издательства – техническим редакторам, верстальщикам и корректорам, взявшим на себя огромный труд по подготовке к печати столь объемных и сложных материалов.

Особая признательность ветеранам – заслуженным ученым, конструкторам и организаторам авиационного производства, которые с воодушевлением восприняли изложение истории отечественной авиационной промышленности самими авиастроителями и внесли большой вклад в подготовку материалов книг...

Члены редакционной коллегии уверены, что, разрабатывая и реализуя самые амбициозные планы и проекты дальнейшего освоения воздушного и воздушно-космического пространства, мы будем достойны великих авиастроителей России.
История авиационной промышленности продолжается…



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnnoi
Услуги плотников: http://remont.youdo.com/carpentry/balconies/sheathing/, отзывы.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer