Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вымирающие конструкторы


7 ноября 2017 года Василий Сычев , N+1


Программа разработки нового японского истребителя может оказаться под угрозой из-за ухода на пенсию (и даже постепенного умирания) авиаконструкторов. Старое поколение, которое еще четверть века назад занималось разработкой боевых самолетов, имеет уникальный опыт, который может быть безвозвратно утрачен. Во всяком случае, так считают в Обществе японских авиационно-космических компаний, которое обратилось к министерству обороны Японии с просьбой как можно раньше запустить проект разработки нового истребителя.

Последний крупный проект по разработке боевого самолета в Японии был реализован в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Тогда велась разработка истребителя Mitsubishi F-2, за основу которого был взят американский F-16 Fighting Falcon. По сравнению с базовым самолетом F-2 получил удлиненный фюзеляж, а также крыло и горизонтальное хвостовое оперение большей площади. В целом участие Японии в совместном с США проекте F-2 составило 60 процентов.

Это было сделано специально. В те годы экономика Японии переживала не лучший период, и организация совместного проекта разработки истребителей, вместо их прямой закупки, позволила создать дополнительные рабочие места. Параллельно в рамках совместного проекта японская промышленность смогла получить некоторые технологии производства авиационных сплавов, бортового электронного оборудования и радиолокационных установок.

Истребители F-2 поступили на вооружение Воздушных сил самообороны Японии в 2000 году. Серийно эти самолеты выпускались с 1996-го по 2011 год. Сегодня они уже устарели, а через десяток лет они потребуют замены. И это в правительстве осознают. В текущем или в будущем году в Токио должны решить, будут ли новые истребители на замену F-2 закупаться за рубежом, например у США, или их следует разработать самостоятельно. Решение пока не принято, но известно, что на вооружении новые самолеты получат обозначение F-3.

В случае, если власти все же решат покупать иностранные самолеты, то это произойдет в рамках совместного проекта, в котором японская сторона будет отвечать за создание двигателей, бортового оборудования или вооружения; смотря как договорятся. По оценке японских военных, новые истребители стране понадобятся к 2030 году. Между тем закупка иностранных самолетов, как полагают в Обществе японских авиационно-космических компаний (своего рода профсоюз японской авиапромышленности), станет причиной утери важного конструкторского опыта.

В конце 2000-х — начале 2010-х годов в Японии был разработан проект демонстратора технологий истребителя пятого поколения X-2, также известного как ATD-X Shinshin. Этот самолет совершил первый полет в апреле прошлого года. В настоящее время проект приостановлен, поскольку его основная цель считается достигнутой — самолет совершил несколько полетов и доказал, что японские конструкторы способны проектировать боевые летательные аппараты.

В Обществе японских авиационно-космических компаний с этой трактовкой не согласны. Дело в том, что полетов X-2 было всего несколько, причем на самолете не проверялись ни системы вооружения, ни аэродинамическое взаимодействие самолета с подвесными ракетами и бомбами. То есть в рамках проектах был создан очень быстрый и маневренный небольшой самолет, который в своем нынешнем виде истребителем назвать нельзя. И, по сути, в Японии просто нет конструкторов, которые бы имели опыт создания истребителей.

Со стороны Японии в проекте F-2 участвовали 340 конструкторов. Для сравнения, американская сторона в проекте была представлена только 80 инженерами. По данным японского общества, сегодня всего 20 процентов тех конструкторов продолжают трудиться в авиационной промышленности Японии, а остальные перешли в другие компании или вышли на пенсию. И пока они совсем не потерялись в небесной синеве, было бы хорошо, если бы эти конструкторы смогли передать свой опыт молодому поколению.

А для того, чтобы этот опыт можно было передать, в авиационном японском обществе полагают, что программу разработки истребителя F-3 нужно начать как можно раньше. В случае, если к ней удастся приступить уже сейчас, поднять первый прототип F-3 в воздух можно будет уже в 2024-2025 годах. Если же затянуть с началом проекта, то на разработку самолета уйдет существенно больше времени просто потому, что некоторые знания придется восстанавливать практически с нуля.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer