Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Трагедия под Свияжском: "Его очень попросили лететь – и он полетел..."


7 ноября 2017 года Е. Иванова, Т. Латыпов, А. Лучников, М. Кирилов, БИЗНЕС Online


Вчера около Свияжска потерпел крушение пассажирский вертолет Bell 407, которым, по данным источников «БИЗНЕС Online», постоянно пользовался глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин. Погиб 43-летний пилот Константин Мурин. Официальных версий трагедии несколько, однако в авиационных кругах РТ уверены: Мурина заставили лететь в плохую погоду, по правилам он должен был отказаться. Подобные случаи в Татарстане происходили уже не раз.

ТРАГЕДИЯ В ОБЛАКАХ

6 ноября около 7:00 в Верхнеуслонском районе Татарстана, в поле у садоводческого общества «Красный пахарь», потерпел катастрофу вертолет Bell 407 с бортовым номером RA-01927. Спустя час местное отделение МЧС по службе спасения 112 получило сигнал о крушении, на место происшествия были направлены все экстренные службы. Но спасать было уже некого — пилот (а он был на борту один) погиб. «Прибывший боевой расчет пожарно-спасательной части №8 с помощью ГАСИ (гидравлического аварийно-спасательного инструмента — прим. ред.) деблокировал из искореженных конструкций и извлек тело погибшего пилота», — сообщила вчера пресс-служба МЧС России по Татарстану. Довольно быстро в публичном пространстве всплыло имя пилота — Константин Мурин. Хотя в официальных сводках оно не фигурировало, его подтвердили источники «БИЗНЕС Online» в авиационных кругах.

Информация о маршруте, по которому летел Bell 407, существенно разнится. Так, старший помощник руководителя приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Захаров сообщил «БИЗНЕС Online», что вертолет совершал полет из Казани в город-курорт «Свияжские холмы», где он должен был забрать отдыхающих. Другую версию позднее опубликовало МЧС: согласно ей, вертолет вылетел из международного аэропорта «Казань» и следовал в поселок городского типа Смышляевка Самарской области. Свою версию сегодня представило ПСО «Казань»: пресс-секретарь компании Светлана Брайловская сообщила нам, что разбившийся вертолет принадлежал ООО «Басма» и использовался для служебных командировок сотрудниками этой компании. «Прежде всего компания выражает соболезнования семье и близким погибшего Константина Мурина», — сказала она. «В день трагедии специалисты ООО „Басма“, которые были привлечены к работам на стадионе в Самаре, должны были вылететь на производственное совещание в Самарскую область с вертолетной площадки, расположенной в Верхнеуслонском районе Татарстана», — объясняет Брайловская. Сведений о причинах трагедии у компании нет: «Что касается причин катастрофы, то это в компетенции следователей. Только они вправе выдвигать версии и отрабатывать их».

Приволжское следственное управление на транспорте следкома РФ возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека»). Пока рассматриваются такие версии случившегося, как технические неисправности вертолета, ошибка пилота, некачественное топливо и неблагоприятные погодные условия. В частности, у вертолета мог отказать двигатель, сообщил вчера замначальника управления Ространснадзора РФ по РТ Альберт Сафин.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР?

Между тем авторитетный татарстанский авиатор, председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким, уверен: причина аварии — исключительно человеческий фактор, точнее, ошибочное решение пилота вылететь в плохую погоду. «То, что он допустил грубое нарушение правил полетов, — это факт, и от него никуда не денешься. Пилот не проявил принципиальность. То есть его очень попросили лететь — и он полетел. Это примерно так же, как приказали пилоту генерала Лебедя лететь, — и он полетел, — сокрушается Хаким. — Я думаю, что он (Мурин — прим. ред.) должен был понимать: погода нелетная, особенно в том районе, где обычно водная преграда и всегда возникает туман, особенно в переходный период времени (7:00)... В данном случае, считаю, вертолет ни при чем. Технически он был исправен. К сожалению, исключительно человеческий фактор — один к одному та катастрофа, которая была с Майоровым, когда он летел из Альметьевска».

Напомним, что в той катастрофе тоже разбился Bell 407. Это произошло в апреле 2012 года у села Благодатное в Альметьевском районе при попытке совершить аварийную посадку в условиях сильного тумана. В момент крушения на борту находился 51-летний опытнейший пилот Валерий Майоров. Он погиб. Вертолет эксплуатировала авиакомпания «Ак Барс Аэро» (АБА), а обслуживал он «Татнефть» и тогда как раз летел за одним из руководителей нефтяников. В 2013 году суд взыскал с АБА компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетней дочери пилота, в размере 150 тыс. рублей. Согласно заключению экспертов, причиной гибели Майорова стала потеря им контроля над высотой при погодных условиях, не соответствующих минимуму для полетов, что привело к столкновению вертолета с земной поверхностью... Добавим, что весьма схожи и обстоятельства другого авиапроисшествия: в июле 2014 года в районе села Слобода Архангельская Новошешминского района РТ совершил жесткую посадку вертолет Robinson R44, принадлежавший все той же авиакомпании «Ак Барс Аэро». 34-летний пилот Вадим Гильманов получил тяжелые травмы. Отмечалось, что по маршруту была гроза, порывы ветра до 18 метров в секунду, ливень, сильная турбулентность.

С версией Хакима соглашается другой источник в авиаотрасли Татарстана, ранее работавший с Муриным: пилот не должен был лететь, однако с большой вероятностью, как это часто бывает в VIP-авиации, его уговорили. По словам Хакима, 70–80% вертолетов приспособлены для полетов лишь в простых метеоусловиях. «И когда начинают с этим понятием шутить, заканчивается всегда плохо. Есть специальные вертолеты, которые начинены крутой аппаратурой и стоят безумно дорого, они позволяют летать в сложных метеоусловиях, а эти предназначены для других целей», — объясняет авиатор.

КРЫЛЬЯ ЗИГАНШИНА

Некоторая путаница изначально возникла в вопросе о том, кому формально принадлежал вертолет. Центральный региональный центр МЧС России почему-то сообщил, что Bell 407 под номером 01927 (согласно данным госреестра, он имеет лицензию на полеты от 2013 года) принадлежит уже обанкротившемуся и ликвидированному в прошлом году АБА. И действительно, по открытым данным, раньше вертолет именно под этим номером входил в состав флота «Ак Барс Аэро», однако, как уверяют наши источники в авиакругах, на данный момент он не принадлежит ни одной татарстанской авиакомпании. Судно, по нашим сведениям, используется в повседневных нуждах генерального директора ООО «ПСО „Казань“» Равиля Зиганшина.

В самом ПСО «Казань» не смогли подтвердить или опровергнуть тот факт, что Зиганшин лично летал на вертолете. «Руководство ООО „ПСО „Казань“ пользуется услугами различных авиаперевозчиков. Не исключено, что и данный борт был задействован для служебных командировок. Но с достоверностью сказать это не могу», — сообщила Брайловская. «По нашим сведениям, жизнь каждого члена экипажа и сама техника страхуются в обязательном порядке. Страховые суммы (как и страховая компания) нам неизвестны, так как вертолет принадлежит другой компании», — добавляет она.

Связь Bell 407 с Зиганшиным, владельцем горнолыжного курорта, рядом с которым и разбилось судно, легко просмотреть и по базам финансовых данных. В «Контур.Фокус» есть казанское ООО «Басма», учрежденное зятем Зиганшина Тимуром Зайнутдиновым. Уставный капитал компании — 10 тыс. рублей, а финансовые показатели не раскрываются. У «Басмы» есть дочернее ООО «БЕЛЛ Лимитед», баланс которого составляет 228,9 млн рублей — нормальная стоимость такого вертолета, как Bell 407. Правда, в видах деятельности «БЕЛЛ Лимитед» записана только «деятельность грузового воздушного транспорта», но ничего не сказано о пассажирском.

У «БЕЛЛ Лимитед» с 2012 года сменилось несколько учредителей: в 2012–2015 годах им была одна из фирм холдинга «Ак Барс», до 2016-го — ООО «Авиасервис», та самая авиакомпания, которую в 2014 году создали власти Татарстана для развития коммерческих перевозок, и буквально за месяц до того, как попасть в руки Зайнутдинова, — ООО «Ак Барс Ипотека» «АК БАРС» Банка. Похоже, фирма вместе с «прикрепленным» к ней вертолетом переходила из рук в руки в процессе банкротства, пока не попала к семейству Зиганшиных. В его распоряжении, по нашим данным, остается еще один борт — Bell 429. 

Bell 407 — легкий многоцелевой вертолет, его экипаж состоит из одного-двух пилотов, а борт может принять до шести пассажиров. Так что его можно использовать в деловых поездках, а еще перевозить коллег и членов семьи. Это одна из самых популярных марок у важных персон РТ. Информация по машинам и по их владельцам в подавляющем большинстве случаев закрыта, но можно предположить, что Bell 407 пользуются (или в недавнем времени пользовались) правительство РТ, «АК БАРС» Банк, «Татнефть» (машина приобретена взамен разбившейся в 2012 году), депутат Госдумы, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин, группа компаний «Профит», генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов.

Следователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертизСледователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертизФото: 

«И ЧТО ОН ПОЕХАЛ В ЭТУ ЯМУ? НОРМАЛЬНО ОСЕЛ В США...»

Погибшего пилота хорошо знают в республике. Мурин, по нашим сведениям, недавно прилетел на работу в Татарстан из США, где проживает его семья. Источник «БИЗНЕС Online» называет его квалифицированным пилотом, налетавшим немало миль на Ми-8, Robinson и Bell. «Я знаю, что он летал как на Ми-8, так и на иностранных машинах. И налет у него, будем так говорить, средний», — подтверждает эту информацию Хаким.

На странице Мурина в «Фейсбуке» летчик стоит в ангаре, а на заднем плане — Bell 407 фиолетового цвета. Помимо солидного запаса фотографий на фоне различного типа воздушных судов есть снимок, на котором Мурин позирует с огромной щукой на руках, а в комментариях обещает наделать из нее котлет. Из сжатой биографической справки известно, что родился он в Казани, учился в школе в Душанбе (Таджикистан), окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (АВЛУГА, Казахстан). В качестве места работы на странице указано Казанское авиапредприятие. По данным «БИЗНЕС Online», за несколько дней до катастрофы пилот ушел в отпуск.

Из сжатой биографической справки известно, что родился Мурин в Казани, учился в школе в Душанбе (Таджикистан), окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (АВЛУГА, Казахстан)Из сжатой биографической справки известно, что родился Мурин в Казани, учился в школе в Душанбе (Таджикистан), окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (Казахстан)Фото: аккаунт в «Фейсбуке».

Константин подчеркивал, что находится в «свободных отношениях», а в друзьях на его страничке указано двое несовершеннолетних детей — Денис Мурин и София Мурина. Знакомые вспоминают Константина с теплотой и подчеркивают его дружелюбный характер. «Мой супруг с раннего детства дружил с Костей, потом они учились вместе в АВЛУГЕ. Костя, как и его отец, тоже стал вертолетчиком. Как о человеке могу сказать о нем только самое хорошее.

Очень чуткий, внимательный и добрый. Гибкий по характеру, неконфликтный. Мы потеряли не друга, а брата, близкого родного человека!» — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Людмила Ефимова. Один из одногруппников Мурина по летному училищу, Игорь Мхитаров, сейчас живет в Вашингтоне. В 1990-х он учился с Константином в Актюбинске и считает, что лучше бы тот остался в США. «Классный он был мужик, спокойный, добрый, никогда никому ничего плохого не делал, незлобный. И что он поехал в эту яму?.. Здесь он нормально осел, по-среднему жил, тихо-тихо поднимался. Жалко очень», — вспоминает Игорь.

Следователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертиз.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk4kG
Бытовой ремонт: http://remont.youdo.com/furniture/, подробнее здесь.
Стоимость работ за покраску крыши - http://remont.youdo.com/building/roofing/pokraska/.
Отделка потолка гипсокартоном на http://remont.youdo.com/facing/ceiling/facing/plasterboard/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer