Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Под маркой "Ми": самые уникальные вертолеты Миля


12 декабря 2017 года Роман Азанов, ТАСС


12 декабря 70 лет назад в Москве было создано опытно-конструкторское вертолетостроительное бюро под руководством авиаконструктора Михаила Миля.

За всю историю бюро было спроектировало 13 основных моделей вертолетов — от легкого до сверхтяжелого классов, в том числе самый популярный в мировой истории — Ми-8. Сегодня Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля (входит в холдинг "Вертолеты России") — один из самых известных мировых разработчиков вертолетной техники, чьи машины эксплуатируются более чем в 100 странах и составляют основу вертолетной авиации РФ и ряда государств СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

По данным "Рособоронэкспорта", в странах ближнего зарубежья продолжает эксплуатироваться значительное количество вертолетов типа Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Популярность именно этих машин обусловлена относительно невысокой стоимостью и наличием обученного летного и технического состава.

Первый советский серийный вертолет, изначально назывался "геликоптер Миля — 1". Первый полет совершил в 1948 году. Введен в эксплуатацию в 1951-м, а спустя три года началось его серийное производство.

Машина оснащалась двигателем мощностью 575 л.с. и могла передвигаться со скоростью до 170 км/ч на высоте не более трех км. В кабине, помимо пилота, могли находиться еще два пассажира. Машина строилась по классической одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и хвостовым винтами.

Многие десятилетия вертолеты Ми-1 активно использовались как в гражданской авиации, так и в вооруженных силах страны. Ми-1 использовались для доставки почты и грузов, для эвакуации больных и раненых из труднодоступных районов, обработки сельскохозяйственных угодий. Всего было создано около десятка модификаций для различных условий эксплуатации. Производство вертолета прекратилось в 1960 году. Всего было построено более 2600 машин.

Большинство вертолетов, которые изготавливали в Польше, закупал Советский Союз. Поляки разработали две свои модификации вертолета — SM-1 и SM-2.

Кстати, в 1957 году испытывался модернизированный вариант Ми-1Т — военный укладчик телефонных линий связи. На борта навешивались контейнеры с бухтами телефонного провода, которые позволяли проложить в одном полете линию связи длиной 13 км.

Один из самых массовых вертолетов в истории, в настоящее время в 92 странах мира зарегистрировано более пяти тысяч вертолетов семейства Ми-8/17. С 1991 года инозаказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин.

В народе Ми-8 получил прозвище "Коля" или "Мыколка". Первый полет совершил 24 июня 1961 года. Эксплуатируется с 1965 года, было выпущено более 12 тыс. экземпляров.

Машина оснащается двумя двигателями по 2000 л.с. каждый, позволяющими развить скорость до 270 км/ч. Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет.

Всего разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты — Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 — для гражданских и военных эксплуатантов.

Наиболее популярной моделью является Ми-17-1В. Причем до 90% этих вертолетов идет на экспорт. Данная модель может иметь разную комплектацию, для России и стран СНГ популярна модель Ми-171Ш. С 2016 года российские войска получают новую модификацию Ми-8 для работы в условиях Арктики — Ми-8АМТШ-ВА.

Согласно докладу аналитического центра Flight International (посвященному перспективам развития военно-воздушных сил стран мира — прим. ТАСС), по состоянию на конец 2015 года в мире насчитывалось 2555 вертолетов семейства Ми-8/17.

Они составляли 13% от мирового парка вертолетной техники.

Гражданская модификация военного транспортного вертолета Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ, — "летающий кран". Это вариант с "короткими ногами" и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем.

Первый полет состоялся в июне 1965 года, а производство началось в 1975 году. Было выпущено 17 машин и четыре переоборудовано из базовых Ми-10. Конструкторы полностью отказались от гидрозахватов и внешней платформы, уменьшили высоту шасси, что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо не оправдавших себя телекамер для управления вертолетом при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй — подвесной — кабиной летчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления.

Опытный Ми-10 23 сентября 1961 года установил рекорд грузоподъемности в 15 103 кг на высоту 2200 м. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.

Самый тяжелый и грузоподъемный вертолет за всю историю мировой авиации. Первый полет состоялся 10 июля 1968 года. 6 августа 1969 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Всего на Ми-12 установлено семь мировых рекордов.

За создание сверхтяжелого вертолета ОКБ Миля было награждено призом И.И. Сикорского, присуждаемым Американским геликоптерным обществом за выдающиеся достижения в вертолетной технике.

Главная отличительная особенность Ми-12 — боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения. Машина создавалась как сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН. 105-тонный "тяжеловес" поднимали в воздух четыре двигателя по 6500 л.с. каждый. Ми-12 мог развивать скорость до 260 км/ч. Экипаж — шесть человек.
Переднюю часть фюзеляжа занимала двухэтажная кабина. В хвостовой части был силовой трап с боковыми створками, которые при раскрытии образовывали проем для въезда техники и погрузки грузов. Центральную часть вертолета занимал гигантский грузовой отсек. Однако необходимости в таком гиганте у военных не было, и оба вертолета были превращены в экспонаты музея. Однако опыт проектирования и испытаний этих исключительных машин не пропал даром впоследствии.

Единственный отечественный вертолет-амфибия берегового базирования. Серийное производство организовано в конце 1973 года. В 1973–1986 годах было изготовлено 273 экземпляра.

Подобная машина была крайне необходима ВМФ СССР для ведения борьбы с подводными лодками противника. Однако вертолет широко использовался и в мирных целях: для перевозки пассажиров и грузов, проведения поисково-спасательных работ и тушения лесных пожаров. Создан на базе вертолета Ми-8, основные модификации: противолодочный (Ми-14ПЛ), спасательный (Ми-14ПС), тральщик (Ми-14БТ).

Главное конструктивное отличие Ми-14 от Ми-8 — установка герметичного лодочного днища вместо силового пола, благодаря чему вертолет может садиться на воду при волнении моря до 3–4 баллов. Ми-14 получил дополнительные топливные баки, которые позволяли ему проводить длительное воздушное патрулирование. Эта машина стала первым советским вертолетом с убирающимся шасси.

Сейчас Ми-14 сняты с вооружения российского флота, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Еще четыре Ми-14 используются на Украине и как минимум один в Грузии.

В ходе международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге 2 июля 2015 года холдинг "Вертолеты России" (входит в Ростех) представил проект возобновления производства Ми-14. Предполагается, что вертолет подвергнется глубокой модернизации и будет применяться как в военной, так и в гражданской сферах.

Ми-14 обладает рядом уникальных характеристик, в том числе по грузоподъемности и возможности посадки на водную поверхность, отметил замминистра в 2015 году в ходе визита на Казанский вертолетный завод. По его словам, Ми-14 не выпускался в течение последних 20 лет, поэтому сейчас идет речь о возобновлении производства новой модификации этого вертолета, которая будет соответствовать современным требованиям.

Самый воюющий в мире вертолет, принял участие более чем в 30 локальных конфликтах: в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Первый советский боевой вертолет. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище "Крокодил".

Ми-24 — единственный ударный вертолет, способный выполнять десантные функции, — "летающая БМП". Предназначен для огневой поддержки войск на поле боя, высадки тактических десантов, может выполнять транспортные функции. Первый полет совершил 19 сентября 1969 года. Серийно выпускался с 1970 по 1989 год, в общей сложности произведено около 3500 экземпляров.

В 1978 году на нем был установлен абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч.

В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности, в 1991–2014 годы иностранные заказчики получили 171 боевую машину.

Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом. Сегодня в войска поступает усовершенствованная модификация — Ми-35.

Самый грузоподъемный в мире серийный вертолет. За свои габариты получил неофициальное название "летающая корова".

Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года по настоящее время, выпущено более 300 экземпляров. Построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами, оснащен двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. В зависимости от модификации экипаж может состоять из пяти-шести человек. Максимальная скорость — 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками — 800 км, практический потолок — 4600 метров. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

Россия является мировым лидером в сегменте сверхтяжелых вертолетов, а Ми-26 — наш рекордсмен по грузоподъемности — сегодня востребован и в России, и за рубежом. Мы прикладываем все усилия для строгого соблюдения сроков поставки, ведь эти вертолеты незаменимы при выполнении целого ряда задач, стоящих перед Министерством обороны. Кроме того, в настоящее время мы рассматриваем вопрос модернизации Ми-26 в интересах военного ведомства

На базе Ми-26 разработано порядка 15 модификаций. В 2015 году холдинг "Вертолеты России" приступил к серийному производству модернизированной версии — Ми-26Т2. Она оснащена новой авионикой, которая позволяет сократить экипаж с пяти до двух-трех человек и использовать вертолет ночью. Кроме того, он не требует специальных аэродромных средств технического обслуживания и приспособлен к долгому автономному базированию.

В 1996 году машина установила рекорд — подняла на высоту 6500 метров 224 парашютиста. В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134. Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю историю вертолетостроения. Кстати, в 2017 году вертолеты Ми-26 выполнили более 50 рейсов в арктической зоне на дальние расстояния, было доставлено около 600 т грузов.

Летающая лаборатория ПСВ представляет собой экспериментальный летательный аппарат, созданный на базе вертолета Ми-24. Он оснащен новыми цельнокомпозитными лопастями несущего винта. Некоторые элементы фюзеляжа летающей лаборатории доработаны, что значительно снижает сопротивление воздуха и улучшает аэродинамику вертолета на больших скоростях. Планируется, что машина пойдет в серию с 2022 года и сможет развивать скорость до 500 км/ч.

Вертолет впервые поднялся в воздух в конце декабря 2015 года в летно-испытательном комплексе Московского вертолетного завода имени Миля.

Основной целью проекта ПСВ является создание научно-технического задела, чтобы увеличить скорость вертолетов в 1,5 раза по сравнению с серийными машинами, которые выпускаются в настоящее время.

На данной машине впервые была достигнута скорость свыше 400 км/ч с использованием классической схемы с одним несущем винтом. Иностранные производители также добились подобных скоростей, но лишь с использованием схемы с пропульсивным винтом.

ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу холдинга "Вертолеты России"



комментарии (0):








Материалы рубрики

Дина Пьяных
Известия
Небо слухов: почему российские самолеты до сих пор не летают в Египет
Александр Шимберг
ИА REGNUM
Арктика и развитие авиации
Евгений Девятьяров
Известия
Вышли из штопора
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Крым получит аэропорт по конверсии
Анна Пестерева
КоммерсантЪ
Авиаперевозчиков разделят на три
Николай Долгополов
КоммерсантЪ
Стюардессы готовы применить силу

Business FM
"Аэрофлот" требует уголовного наказания для очередного авиадебошира

Вести.Ru
ЧП в воздухе: Авиакомпании ищут способы борьбы с дебоширами



Николай Сурков, Алексей Рамм  
Известия
Командиры "пилотов беспилотников" пополнят ВКС в 2018 году
Евгений Девятьяров
Известия
Должникам подрежут крылья
Лидия Горборукова
КоммерсантЪ
"Роснефть" приземлится в Пулково с опозданием
Вера Костамо
РИА Новости
Дотянуться до небес: как русские пилоты спасали китайских полярников
Юлия Колбина
КоммерсантЪ
Нарастить объем Антальи
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туроператоры зарегистрируются на рейс
Ольга Бондаренко,Николай Грищенко, Ольга Котенева,Роман Мерзляков
Российская газета
Высоко взлетели
Илья Крамник
Известия
С опозданием на 10 лет
Сергей Вальченко, Алексей Рамм
Известия
Российские "крылья ангелов" окажут помощь раненым
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Гиперзвук или на испуг

Независимое военное обозрение
Дроны наводят ужас
Павел Котляр
Газета.Ru
"Спутник за миллиард долларов. Он запущен или упал?"
Алексей Кириченко
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
"Титану 2" прилетело за опоздание с аэродромом
Алексей Рамм Николай Сурков Евгений Дмитриев
Известия
Щит для Калининграда
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Оборонпром" исполнил свою миссию быстрее ожидаемого
Иван Петров
Российская газета
Сядут, где укажут
Вадим Саранов
РИА Новости
Фанера над Хмеймимом. На что способны шахид-беспилотники
Ирина Халецкая
РИА Новости
Небо, самолет, девушка. Пассажиры безнаказанно издеваются над стюардессами
Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Вертолеты внутреннего пользования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Ударные дроны
Василий Маринин, Валерия Комарова
РБК
Застрявшие в Нью-Йорке: как пассажиры "Аэрофлота" добирались до Москвы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Небо США затянуло бураном
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Боевики вышли в воздушное пространство
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Египет открылся с каирской стороны
Павел Котляр
Газета.Ru
Что-то пошло не так: Маск потерял секретный спутник
Дмитрий Струговец, Евгений Девятьяров
Известия
Российскую ракету "Ангара" снабдят крыльями
Андрей Загорский
КоммерсантЪ
У "Аэрофлота" нашелся свой "черный список"

РБК - Екатеринбург
Таможня разобрала самолет "Уральских авиалиний"
Павел Тарасенко
КоммерсантЪ
Американские самолеты лишают мест для ночевки в России
Евгений Девятьяров
Известия
Без багажа полеты подешевели
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Переедание промышленных масштабов
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Жесткая посадка на старые грабли
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Закат А380: арабы оставят мир без больших самолетов

BFM
"Какое гостеприимство, если авиакомпании взвинтили цены в десятки раз?" Мундиаль дорожает
А. Гаврилко-Алексеев, А. Махукова, В. Комарова, Е. Сухорукова, А. Богачев
РБК
Дорогой мундиаль: как растут цены на перелеты в дни ЧМ-2018
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
У Анголы не стало первого
Алексей Рамм Дмитрий Литовкин
Известия
"Верному другу" НАТО нашли замену
Василий Маринин, Валерия Комарова
РБК
Экс-главу Росавиации назначили куратором авиаотрасли в Минтрансе

BFM
Для "ВИМ-Авиа" созрел новый план спасения
Алексей Заквасин
RT
Небесный ядерный щит: На что способна стратегическая авиация России

Прайм
Взлеты, проблемы и надежды российской авиации
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Неподъемный вид транспорта

 

 

 

 

 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer