Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это будет единственный летающий Ми-4"


13 декабря 2017 года Павел Котляр, Газета.Ru


Подмосковные авиаторы решили восстановить до летного состояния советский вертолет Ми-4. За возвращением вертолета-легенды к жизни из состояния ржавой рухляди на авиазаводе МАРЗ ДОСААФ понаблюдал корреспондент «Газеты.Ru».

Что общего между старым советским вертолетом Ми-4 и КНДР? Во-первых, Ми-4, первый транспортный вертолет в СССР, был создан после успеха США в использовании вертолетов в Корейской войне, по итогам которой было признано отставание Советского Союза в вертолетостроении. Во-вторых, КНДР — единственная страна в мире, на вооружении которой все еще остаются эти когда-то знаменитые и совершенные, но сегодня безнадежно устаревшие вертолеты.

История Ми-4 началась с совещания в Кремле в октябре 1951 года, по итогам которого КБ Миля было поручено в кратчайшие сроки создать десантно-транспортный вертолет на 12 человек. Первый образец вертолета был готов в рекордные по нынешним временам сроки — спустя всего полгода, а уже 3 июля 1952 года состоялся первый его полет.

Во многом его устройство копировало американский S-55 конструкции Игоря Сикорского, уже успевший проявить себя в Корейской войне, однако получившийся вертолет по ряду параметров превосходил американский аналог. То была эпоха зарождения вертолетостроения: никому, в том числе конструкторам, еще не было ясно, как должен выглядеть новый тип летательных аппаратов, и они вовсю экспериментировали с их размерами и компоновкой.

Зато была хорошо известна схема грузовика — спереди массивный мотор, за ним кабина шофера и кузов. Разместив, как и американцы, поршневой мотор АШ-82 спереди и проведя наклонный вал к редуктору винта в кабине между летчиками, конструкторам Ми-4 удалось сместить грузовую кабину ближе к центру тяжести и сделать вертолет не слишком высоким.

Вертолет оказался настолько удачным, что на нем было поставлено восемь мировых рекордов. Всего было произведено порядка 4 тыс. штук, и на три десятилетия Ми-4 стал основным транспортно-десантным вертолетом стран Варшавского Договора. Он участвовал в подавлении венгерского восстания, конфликтах на Ближнем Востоке, войне во Вьетнаме. Не менее востребованными оказались Ми-4 и в гражданской авиации, где служили на пассажирских линиях.

В 1959 году Ми-4 использовались в ходе поисков пропавшей группы Дятлова на печально известном перевале,

вертолет «засветился» во множестве кинокартин, таких как «Мимино», «Экипаж», «Невеста с севера» и других. А в 1977 году с помощью Ми-4 совершена уникальная операция по эвакуации ректора МГУ Рема Хохлова с пика Коммунизма в Таджикистане. Выпускался Ми-4 в СССР до 1968 года, в Китае (под обозначением Z-5) — до 1979 года. В СССР эти вертолеты летали до 1988 года.

В 2015 году на Московском авиаремонтном заводе задумали почти невозможное — восстановить легендарный вертолет до летного состояния. «У меня давно была эта идея. В перспективе это будет единственный летающий экземпляр Ми-4 в России», — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) Павел Ненастьев.

С корпусом вертолета авиаторам повезло. Оказалось, что один старый Ми-4 стоял прямо у забора МАРЗа, его-то и решено было восстанавливать силами предприятия. Благо, опыт их ремонта у завода есть — Ми-4 здесь обслуживали до 1982 года. Как у забора оказался Ми-4, сейчас не помнит ни один действующий сотрудник предприятия.

Первый этап --смывка, в ходе которой с корпуса был удален старый слой краски.

Вертолет в силу его раритетности буквально собирали всем миром. «Евгений Егоров из Киржача подарил нам новый рулевой винт от Ми-4», — рассказывает директор и показывает лопасть винта, которая пока стоит в его кабинете.

Для начала пришлось долго восстанавливать ремонтную документацию, которая с давних времен осталась на заводе. К восстановлению вертолета подключились волонтеры и добровольные помощники, удалось привлечь и ветеранов завода, которые занимались ремонтом Ми-4 еще 40 лет назад.

Повезло и с двигателем — на складах завода нашелся АШ-82, прошедший капремонт, на заводе его отдефектировали и собрали. Правда, в отсутствие стенда испытывать его придется прямо на вертолете. В запасе есть и еще два рабочих агрегата, так что с моторами у вертолета проблем не будет.

«В процессе восстановления Ми-4 мы перетрясли все памятники в стране. В девяти что-то нашли, остальные оказались пустыми — только корпус», — рассказывает Ненастьев.

Все восстановленные запчасти проходят рентгенологический контроль, многие элементы, например, приборы индикации, авиагоризонты, радиостанция, оказались взаимозаменяемы с теми, что установлены на самолете Ан-2.

Сегодня из недостающих запчастей почти все найдено. Однако не хватает, к примеру, оригинальных заводских табличек. Последняя нерешенная проблема — лопасти несущего винта. Был вариант поставить лопасти с Ми-4, стоящего в Монинском музее, и заменить их на лопасти от Ми-8. Однако в Монино отказались ставить неаутентичные лопасти на свой экспонат.

Теперь авиаторы рассчитывают, что оригинальные лопасти для Ми-4 удастся получить в Китае.

Поскольку энтузиасты восстановления Ми-4 не планируют его коммерческую эксплуатацию, они надеются, что для его полетов не возникнут административные препоны.

«Это историческое воздушное судно, которое будет демонстрироваться на выставках, авиационных шоу, показах… Это история нашей авиации, — пояснил Ненастьев. — По поводу этого вертолета я надеюсь, что у нас все получится. Сейчас его состояние идеальное».

Уже известно, что для полетов на восстановленном Ми-4 будет привлекаться летчик-испытатель со стороны, имеющий опыт управления этим типов воздушных судов.

На днях на вертолет установили перебранный двигатель, операция заняла порядка часа. Вскоре вертолет будет покрашен в традиционный для него цвет хаки. Если проблем с лопастями винта не будет, вертолет сможет совершить первый полет уже весной этого года.


комментарии (3):

crj-2      14/12/2017 [21:24:03]#1
Интересно, бывал на МАРЗе с 2001—2003 гг, там Ми-4 было очень много вдоль забора!!! Наверное, успели утилизировать!

APS1965      17/12/2017 [18:45:23]#2
Молодцы! Красивая машина. Еще ребенком отец дал порулить по сугробам на рулежке.

B752      20/12/2017 [12:28:14]#3
Отличная новость. МАРЗОвцы вообще молодцы. По поводу табличек, в Нижневартовске есть отличная аллея авиации рядом с аэропортом, там в частности установлен МИ-4. Возможно с ними можно договориться по поводу табличек.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4ak8
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/scratch/ - полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer