Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это будет единственный летающий Ми-4"


13 декабря 2017 года Павел Котляр, Газета.Ru


Подмосковные авиаторы решили восстановить до летного состояния советский вертолет Ми-4. За возвращением вертолета-легенды к жизни из состояния ржавой рухляди на авиазаводе МАРЗ ДОСААФ понаблюдал корреспондент «Газеты.Ru».

Что общего между старым советским вертолетом Ми-4 и КНДР? Во-первых, Ми-4, первый транспортный вертолет в СССР, был создан после успеха США в использовании вертолетов в Корейской войне, по итогам которой было признано отставание Советского Союза в вертолетостроении. Во-вторых, КНДР — единственная страна в мире, на вооружении которой все еще остаются эти когда-то знаменитые и совершенные, но сегодня безнадежно устаревшие вертолеты.

История Ми-4 началась с совещания в Кремле в октябре 1951 года, по итогам которого КБ Миля было поручено в кратчайшие сроки создать десантно-транспортный вертолет на 12 человек. Первый образец вертолета был готов в рекордные по нынешним временам сроки — спустя всего полгода, а уже 3 июля 1952 года состоялся первый его полет.

Во многом его устройство копировало американский S-55 конструкции Игоря Сикорского, уже успевший проявить себя в Корейской войне, однако получившийся вертолет по ряду параметров превосходил американский аналог. То была эпоха зарождения вертолетостроения: никому, в том числе конструкторам, еще не было ясно, как должен выглядеть новый тип летательных аппаратов, и они вовсю экспериментировали с их размерами и компоновкой.

Зато была хорошо известна схема грузовика — спереди массивный мотор, за ним кабина шофера и кузов. Разместив, как и американцы, поршневой мотор АШ-82 спереди и проведя наклонный вал к редуктору винта в кабине между летчиками, конструкторам Ми-4 удалось сместить грузовую кабину ближе к центру тяжести и сделать вертолет не слишком высоким.

Вертолет оказался настолько удачным, что на нем было поставлено восемь мировых рекордов. Всего было произведено порядка 4 тыс. штук, и на три десятилетия Ми-4 стал основным транспортно-десантным вертолетом стран Варшавского Договора. Он участвовал в подавлении венгерского восстания, конфликтах на Ближнем Востоке, войне во Вьетнаме. Не менее востребованными оказались Ми-4 и в гражданской авиации, где служили на пассажирских линиях.

В 1959 году Ми-4 использовались в ходе поисков пропавшей группы Дятлова на печально известном перевале,

вертолет «засветился» во множестве кинокартин, таких как «Мимино», «Экипаж», «Невеста с севера» и других. А в 1977 году с помощью Ми-4 совершена уникальная операция по эвакуации ректора МГУ Рема Хохлова с пика Коммунизма в Таджикистане. Выпускался Ми-4 в СССР до 1968 года, в Китае (под обозначением Z-5) — до 1979 года. В СССР эти вертолеты летали до 1988 года.

В 2015 году на Московском авиаремонтном заводе задумали почти невозможное — восстановить легендарный вертолет до летного состояния. «У меня давно была эта идея. В перспективе это будет единственный летающий экземпляр Ми-4 в России», — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) Павел Ненастьев.

С корпусом вертолета авиаторам повезло. Оказалось, что один старый Ми-4 стоял прямо у забора МАРЗа, его-то и решено было восстанавливать силами предприятия. Благо, опыт их ремонта у завода есть — Ми-4 здесь обслуживали до 1982 года. Как у забора оказался Ми-4, сейчас не помнит ни один действующий сотрудник предприятия.

Первый этап --смывка, в ходе которой с корпуса был удален старый слой краски.

Вертолет в силу его раритетности буквально собирали всем миром. «Евгений Егоров из Киржача подарил нам новый рулевой винт от Ми-4», — рассказывает директор и показывает лопасть винта, которая пока стоит в его кабинете.

Для начала пришлось долго восстанавливать ремонтную документацию, которая с давних времен осталась на заводе. К восстановлению вертолета подключились волонтеры и добровольные помощники, удалось привлечь и ветеранов завода, которые занимались ремонтом Ми-4 еще 40 лет назад.

Повезло и с двигателем — на складах завода нашелся АШ-82, прошедший капремонт, на заводе его отдефектировали и собрали. Правда, в отсутствие стенда испытывать его придется прямо на вертолете. В запасе есть и еще два рабочих агрегата, так что с моторами у вертолета проблем не будет.

«В процессе восстановления Ми-4 мы перетрясли все памятники в стране. В девяти что-то нашли, остальные оказались пустыми — только корпус», — рассказывает Ненастьев.

Все восстановленные запчасти проходят рентгенологический контроль, многие элементы, например, приборы индикации, авиагоризонты, радиостанция, оказались взаимозаменяемы с теми, что установлены на самолете Ан-2.

Сегодня из недостающих запчастей почти все найдено. Однако не хватает, к примеру, оригинальных заводских табличек. Последняя нерешенная проблема — лопасти несущего винта. Был вариант поставить лопасти с Ми-4, стоящего в Монинском музее, и заменить их на лопасти от Ми-8. Однако в Монино отказались ставить неаутентичные лопасти на свой экспонат.

Теперь авиаторы рассчитывают, что оригинальные лопасти для Ми-4 удастся получить в Китае.

Поскольку энтузиасты восстановления Ми-4 не планируют его коммерческую эксплуатацию, они надеются, что для его полетов не возникнут административные препоны.

«Это историческое воздушное судно, которое будет демонстрироваться на выставках, авиационных шоу, показах… Это история нашей авиации, — пояснил Ненастьев. — По поводу этого вертолета я надеюсь, что у нас все получится. Сейчас его состояние идеальное».

Уже известно, что для полетов на восстановленном Ми-4 будет привлекаться летчик-испытатель со стороны, имеющий опыт управления этим типов воздушных судов.

На днях на вертолет установили перебранный двигатель, операция заняла порядка часа. Вскоре вертолет будет покрашен в традиционный для него цвет хаки. Если проблем с лопастями винта не будет, вертолет сможет совершить первый полет уже весной этого года.


комментарии (3):

crj-2      14/12/2017 [21:24:03]#1
Интересно, бывал на МАРЗе с 2001—2003 гг, там Ми-4 было очень много вдоль забора!!! Наверное, успели утилизировать!

APS1965      17/12/2017 [18:45:23]#2
Молодцы! Красивая машина. Еще ребенком отец дал порулить по сугробам на рулежке.

B752      20/12/2017 [12:28:14]#3
Отличная новость. МАРЗОвцы вообще молодцы. По поводу табличек, в Нижневартовске есть отличная аллея авиации рядом с аэропортом, там в частности установлен МИ-4. Возможно с ними можно договориться по поводу табличек.













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4ak8
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/scratch/ - полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer