Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Между Таджикистаном и Узбекистаном произошел недолет


21 февраля 2017 года Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


Из Душанбе в Ташкент после 25-летнего перерыва в понедельник должен был вылететь первый регулярный авиарейс. Исторический перелет так и не состоялся: аэропорт Ташкента не принял самолет, мотивировав это «нерешенными техническими вопросами». Тем не менее, по словам собеседников “Ъ” в Ташкенте, Душанбе и Москве, через четверть века после распада СССР в отношениях между двумя среднеазиатскими партнерами России наконец началось потепление.

«Это событие стало возможным благодаря готовности лидеров двух стран идти навстречу друг другу»,— заявил после запуска технического рейса Душанбе—Ташкент, происшедшего 10 февраля, гендиректор таджикской авиакомпании Somon Air Томас Халлам.

На понедельник был запланирован первый регулярный рейс, на который купили билеты 26 пассажиров (стоимость билета сравнима со средней зарплатой в Таджикистане). Но перелет так и не состоялся. Как сообщила пресс-служба Somon Air, за несколько часов до вылета аэропорт Ташкента отказался принять самолет из Душанбе, объяснив это отсутствием двустороннего соглашения и «нерешенными техническими вопросами».

Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов видит в этом определенный политический подтекст. «Желание восстановить отношения сохраняется, но при этом продолжается сверка интересов, в ходе которой стороны пытаются понять, насколько эти интересы совпадают»,— пояснил “Ъ” господин Дубнов.

«Вполне возможно, что сыграли свою роль оба фактора: и техническая неподготовленность, и политическое решение,— продолжает другой российский эксперт, руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.— Узбекистан мог посчитать, что сближение идет слишком быстро, и решил его притормозить. Впрочем, общая тенденция на сближение не изменится».

Собеседник “Ъ” в Ташкенте — директор негосударственного научно-образовательного учреждения «Билим карвони» Фарход Толипов также уверен, что потепление отношений продолжится. «Новый глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев задал высокую планку отношений с соседями. Заморозить процесс будет неправильно»,— отметил эксперт.

По мнению господина Толипова, когда авиасообщение будет восстановлено, пойдет речь о возобновлении железнодорожного сообщения между столицами двух стран и либерализации визового режима. Это предположение подтверждается тем, что в настоящее время в Таджикистане идет подготовка к проведению ярмарки узбекской продукции, запланированной на конец марта.

Риторика лидеров двух стран в отношении друг друга изменилась сразу после избрания на пост президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. «В Таджикистане вас знают и уважают как сторонника последовательного развития отношений дружбы, добрососедства и многогранного сотрудничества между нашими странами»,— написал в поздравительной телеграмме президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

С узбекской же стороны примечательным стало отсутствие традиционной жесткой риторики в адрес Душанбе на фоне активизации строительства таджикской стороной Рогунской ГЭС — ранее любое упоминание об этом вызывало обвинения в адрес властей Таджикистана. Их уличали в попытке дестабилизировать экологическую ситуацию в регионе.

«Изменение риторики — это свидетельство реальных сдвигов в отношениях,— поясняет “Ъ” Аркадий Дубнов.— В первую очередь это меняет поведение чиновников на местах по обе стороны границы. Основным фактором стало отсутствие личной неприязни между президентами Мирзиёевым и Рахмоном».

Похожую точку зрения выразил и Андрей Грозин. «Это пока не кардинальная перестройка внешней политики, но изменения в отношениях Ташкента и Душанбе налицо»,— заявил он “Ъ”, добавив, что «снижение напряженности в отношениях между центральноазиатскими государствами отвечает как их собственным интересам, так и интересам России».

Важность начавшегося потепления объясняется и тем, что 4,8% населения Узбекистана — этнические таджики, а доля узбеков в Таджикистане, хоть и неуклонно уменьшается, по официальным данным, составляет более 10%.

Нормализация отношений пока не привела к сближению позиций сторон по ключевым вопросам, которые в свое время стали причинами конфронтации между Ташкентом и Душанбе. Это Рогунская ГЭС, спорные территории и слабозащищенная таджикско-афганская граница. «Проблему Рогуна решить будет тяжелее всего,— признал Аркадий Дубнов.— Хотя проблема энергодефицита в регионе затрагивает и Узбекистан, Ташкент намерен решать ее не путем строительства высотной плотины, а сосредоточившись на менее мощных проектах ГЭС, которые не угрожали бы экологической катастрофой».

Собеседник “Ъ” в Душанбе — председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов считает, что между властями Узбекистана и Таджикистана уже есть неформальные договоренности по водному вопросу. «Прежнее узбекское руководство не принимало во внимание заключения западных экспертов, доказавших безопасность проекта,— сказал господин Мамадазимов.— Новые власти ознакомились с этими документами и согласились с западными оценками».

Однако его российские коллеги более скептичны относительно будущего Рогунской ГЭС. «Таджикская государственная пропаганда превратила этот проект в национальную идею,— сказал “Ъ” Андрей Грозин.— Отказаться от него значит потерять лицо». По мнению господина Грозина, в итоге узбекские власти все же попытаются повлиять на потенциальных зарубежных инвесторов проекта, чтобы затормозить строительство. Возможность неформальных договоренностей между Душанбе и Ташкентом эксперт поставил под сомнение, добавив, что строительство ГЭС «противоречит объективным национальным интересам Узбекистана».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов




РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbytq
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/company/, подробнее здесь.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/arenda/fura/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer