Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Недостаточно для счастья


3 февраля 2017 года Илья Крамник, Анастасия Воскресенская, Lenta.ru


Состоявшуюся 27 января 2017 года на заводе РСК МиГ в подмосковных Луховицах выкатку истребителя МиГ-35 можно назвать исторической: замену МиГ-29, снимаемых с вооружения ВВС России, ждали давно. Вместе с тем новая машина стала одной из самых противоречивых разработок последних лет.

Новый облик для МиГ-29

МиГ-35 — чрезвычайно «многозначительный» индекс в истории отечественной авиации. В разное время под ним понимались различные машины, в том числе принципиально несхожие. В частности, в 1990-х годах предполагалось, что индекс МиГ-35 достанется перспективному истребителю нового поколения, чей прототип демонстрировался под индексом МиГ-1.44.

В дальнейшем под МиГ-35 понимались проекты развития модернизированных машин МиГ-29М2 и перспективный самолет — участник тендера MMRCA для ВВС Индии.

Если собрать воедино характеристики, отличающие МиГ-35 от предшественников, можно выделить следующее:

* наличие перспективной РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой;
* повышенный максимальный взлетный вес, позволивший увеличить боевую нагрузку и запас топлива;
* применение элементов технологии снижения радиолокационной заметности;
* использование двигателей РД-33МК с управляемым вектором тяги;
* усовершенствованная электродистанционная система управления и БРЭО с открытой архитектурой.

Часть усовершенствований, однако, планируют вводить в процессе производства. По имеющейся информации, радар с активной фазированной антенной решеткой начнут устанавливать только с 30-й по счету серийной машины.

Отечественные ВВС долго не интересовались закупкой новых МиГов вообще, выделяя средства максимум на ограниченные по объему работы по ремонту строевых машин. К началу 2010-х годов это привело к тому, что более легкий, дешевый и массовый МиГ в составе ВВС России уступал по численности дорогостоящим и тяжелым машинам КБ Сухого. Новый проект тогда развивался в первую очередь с прицелом на экспорт, главным образом на «мать всех тендеров» — индийский MMRCA.

Эту гонку МиГ в итоге проиграл, однако у Минобороны России вернулся интерес к прежнему основному поставщику. Успешный опыт эксплуатации курского полка на МиГ-29СМТ (первых более чем за полтора десятилетия) и необходимость иметь в ВВС более легкую и доступную по цене машину, чем новые «Сухие», заставило военных обратить внимание на варианты развития платформы МиГ-29.

Первым серийным многофункциональным МиГом стал палубный МиГ-29К: в 2004 году Индия подписала контракт на поставку 16 палубных машин для авианосца «Викрамадитья», в то время перестраивавшегося в Северодвинске из бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», а в 2010 году — еще на 45 машин. В это число вошли как одноместные МиГ-29К, так и «спарки» МиГ-29КУБ.

В 2012 году палубные машины были заказаны для ВМФ России: флот должен получить 20 МиГ-29К и четыре «спарки». В 2014-м военные заказали еще 16 самолетов МиГ-29СМТ общей стоимостью (включая наземные средства) около 17 миллиардов рублей. Как отмечалось в сообщении Минобороны, «контракт является оперативной мерой поддержания боеготовности парка легких истребителей». Кроме того, заместитель министра Юрий Борисов отметил, что «этот заказ позволит предприятию с уверенностью смотреть в будущее и станет хорошей стартовой площадкой для производства новых самолетов, таких как МиГ-35C».

Новый легкий

При всех усовершенствованиях МиГ-35 утратил ряд достоинств, присущих легкому истребителю, — в частности, способность эксплуатироваться с плохих аэродромов (что было одной из отличительных черт исходного МиГ-29, получившего для этого верхние «жабры» воздухозаборников), небольшой взлетный вес и низкую цену. Значит, предстоит разработка новой машины этого класса, особенно с учетом активности конкурентов.

Если говорить о конкурентах, то это прежде всего шведский истребитель JAS-39 Gripen, в 2000-х годах прочно прописавшийся на международном рынке, новые китайские машины J-10 (в весовой категории МиГ-29/35) и FC-1 (в классе МиГ-21). Наконец, американский истребитель пятого поколения F-35, призванный заменить самый массовый истребитель 4-го поколения F-16 в ВВС США и их союзников. При этом F-16 по-прежнему предлагается на экспорт.

С одной стороны, наличие этих машин (прежде всего F-35) требовало срочных мер по обновлению ВВС России — делать основой ВВС тяжелые и дорогостоящие самолеты ОКБ Сухого было бы слишком накладно. С другой — России был необходим истребитель, способный конкурировать с зарубежными легкими и средними машинами (и тут уже на первый план выходит F-16, «Грипен» и китайские истребители) на мировом рынке. Отдавать рынок целиком на откуп зарубежным производителям после десятилетий доминирования легких машин ОКБ Микояна было бы слишком обидно.

В 2015 году с Египтом было заключено соглашение о поставке более 50 истребителей МиГ-29М/М2 (предположительно, 46 одноместных МиГ-29М и 6 или 8 «спарок» М2). Это крупнейший с советских времен экспортный контракт «МиГа». МиГ-35, оступившись в индийском тендере, нового заказчика пока не нашел. Учитывая большую долю новизны в конструкции, очевидно, что потенциальные клиенты ждут опыта эксплуатации этих машин в составе ВВС России. В целом шансы МиГ-35 на рынке выглядят довольно неплохо.

За счет применения двигателей с управляемым вектором тяги значительно возросла маневренность самолета. Это повышает его шансы на победу в ближнем бою и способность уклониться от ракеты, запущенной с дальней дистанции.

Наличие двухместной версии машины МиГ-35Д, не уступающей одноместной по возможностям электронного оборудования, позволяет формировать группы из одно- и двухместных машин для выполнения самых сложных задач. «Спарки» в таких группах используются как командирские машины, координирующие действия всего звена или эскадрильи.

Машину высоко оценили присутствовавшие на выкатке зарубежные представители. «В Перу уже эксплуатируются самолеты марки "МиГ", и им необходима модернизация, но в данный момент еще рано говорить о приобретении новых МиГ-35, так как это серьезный экономический вопрос, требующий решения на высшем уровне. МиГ-35 — хороший самолет, и для нас было бы роскошью иметь на вооружении такую машину. Но, повторюсь, все зависит от экономических нюансов», — сказал корреспонденту «Ленты.ру» атташе по вопросам обороны при посольстве Перу генерал-майор ВВС Хуан Карлос Веласкес Сото.

«Я считаю, что новый МиГ — достойная машина, имеющая преимущества перед аналогами. В первую очередь это многофункциональный самолет, а для наших стран это очень важно. Говорить о закупках пока рано. Переговоры — это всегда длительный процесс, но поскольку мы уже располагаем МиГ-29, переучивать пилотов на МиГ-35 будет проще: у нас есть опыт и база», — сообщил посол Республики Бангладеш в России доктор Сайфул Хок.

Об экспортных преимуществах нового самолета говорил и вице-премьер Дмитрий Рогозин: «В принципе, в классе легких истребителей самый большой экспортный потенциал — они подешевле, чем тяжелые истребители. И у нас всегда было такое разделение: МиГи — это в основном легкие самолеты, а "Сухой" — тяжелые, с большей боевой нагрузкой.

У нас был прорыв по производству многоцелевых истребителей разных классов именно в ОКБ Сухого, а у КБ "МиГ" была некая пауза, были модернизации, включая корабельные, но нового ничего не было. А ведь именно в этом классе самолетов был большой дефицит. Так что МиГ-35 — это прорыв нашего второго конструкторского бюро. Я уже говорил, что конкуренция в этом деле очень важна, в том числе конкуренция конструкторских идей. Сегодня она имеет место», — отметил заместитель председателя правительства.

«И еще одно, чему мы научились уже сейчас, — это послепродажное обслуживание. Легкий истребитель может и не сильно уступает в цене истребителям класса "Су" — внутри фактически такое же оборудование, но эксплуатационные расходы у него намного ниже. Поэтому его должны охотнее покупать наши партнеры. Я считаю, что за счет этого самолета мы можем проложить себе дорогу в рамках военно-технического сотрудничества», — добавил он.

Закупку МиГ-35 и продолжение поставок модернизированных МиГ-29 как для Минобороны России, так и на экспорт нужно оценивать еще в одном аспекте. Очевидно, что у платформы разработки 1970-х годов свои пределы развития, и те средства, которые поступят в рамках соответствующих контрактов, как и опыт эксплуатации усовершенствованных машин, могут послужить толчком для создания потенциального преемника «девятки». Наработки по легкой машине нового поколения у МиГа есть, вопрос в том, какого заказчика удастся заинтересовать новым проектом. ВВС России, с учетом предстоящего сокращения бюджетных расходов и необходимостью поддерживать ВВС, занимающие второе место в мире по числу самолетов, очевидно были бы заинтересованы в перспективной легкой машине. ВВС Индии, недавно решившие вернуться к идее закупки одномоторных истребителей, которая в свое время стала отправной точкой тендера MMRCA, — тоже.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXxVj
Объявление: http://courier.youdo.com/food-delivery/crr/kruglosutochno/, подробнее по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer