Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Роскосмос" работает над устранением системных недостатков в отрасли


3 февраля 2017 года РИА Новости


Авария "Прогресса МС-04" 1 декабря не позволила сделать 2016 год первым безаварийным для России за 10 с лишним лет. Однако говорить об очередной полосе неудач не стоит, активные изменения в ракетно-космической отрасли, последовавшие за аварией, носят характер устранения системных недостатков, заявил гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.

Космический грузовик "Прогресс МС-04" потерпел аварию вечером 1 декабря 2016 года над безлюдной гористой местностью в Туве. Как сообщал Роскосмос, авария могла произойти из-за вскрытия бака третьей ступени "Союз-У". После произошедшего госкорпорация решила отправить все блоки третьей ступени ракет-носителей "Союз" на завод-изготовитель для дополнительных проверок.

Кроме того, ранее в СМИ появлялись сообщения о том, что руководство Роскосмоса решило отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М". Поводом для отзыва двигателей стали технологические проблемы, вскрывшиеся в ходе огневых испытаний. В Роскосмосе РИА Новости заявили о проведении дополнительных испытаний ракетных двигателей.

Уникальная авария

По словам Комарова, авария грузовика "Прогресс МС-04" уникальна, никто из специалистов отраслей, имеющих отношение к космонавтике, раньше не сталкивался со столь быстротечными процессами в двигателях космической техники.

"Это была действительно уникальная авария, в том числе и потому, как она происходила. Мы столкнулись в первый раз, я со многими специалистами беседовал, мы собрали весь цвет ракетно-космической отрасли и всех смежных отраслей — и военных, и ученых, всех, кто связан и с телеметрией, и с пусками и с двигателями. Общее мнение было, что такого у нас еще не было: все процессы, которые протекали в аварии, продолжались порядка 40 миллисекунд", — сказал он в интервью телеканалу "Россия 24".

Таким образом, в распоряжении комиссии, расследовавшей причины аварии, не оказалось практически никаких намеков на то, как могла развиваться катастрофическая ситуация на борту.

Ход работы комиссии

Перед независимыми экспертами ставилась задача отработать порядка десяти версий возможных причин аварии. В их числе были и самые невероятные.

"Задача ставилась отработать все возможные версии, какие только в голову приходят. Начиная от метеоритов и каких-то аномальных явлений в атмосфере, магнитных бурь и других, и самые необычные", — сказал Комаров.

На земле было поставлено большое количество экспериментов по моделированию различных причин аварии. Так, например, специалисты взрывали пирозамки и пришли к выводу, что они не могли быть причиной катастрофы. Также проверялись технологические процессы сборки ракет, в частности качество сварных швов.

После того, как не подтвердившиеся версии были отметены, осталась наиболее вероятная – вскрытие бака окислителя третьей ступени ракеты "Союз-У", которое могло произойти по причине разрушения двигателя из-за возгорания в насосе окислителя.

Комаров подчеркнул, что к аналогичным результатам пришли и специалисты НАСА, подключившиеся к расследованию и работавшие отдельно от российских экспертов.

Авария не должна повториться

Глава Роскосмоса выразил надежду, что благодаря специальной программе, разработанной по итогам проверки, подобные аварии повторяться больше не будут.

"Мы надеемся, что не повторится, потому что даже с учетом тех проверок, которые были сделаны и вероятностных причин аварии, мы отработали все возможные варианты и приняли дополнительные меры, что касается и сварных швов и пирозамков, и насоса окислителя, и сборки всех агрегатов двигателя", — сказал глава Роскосмоса.

Одним из важных аспектов в решении этой задачи Комаров назвал совершенствование методов контроля производственных процессов на предприятиях.

"Мы определим дополнительные методы контроля, дополнительные методы защиты, начиная от сварных швов до механизмов контроля попадания посторонних частиц в тракты окислителя и топливные. А также другие меры, которые позволят защитить от возможных дефектов и более четко контролировать производственные процессы, включая методы неразрушающего контроля", — отметил он.

Отзыв двигателей Протонов не связан с аварией

Двигатели трех ракет-носителей "Протон-М", производимые на ВМЗ – там же, где и двигатель, который с наибольшей вероятностью был причиной аварии "Прогресса", — были отозваны для проведения проверок. По мнению Роскосмоса, при их производстве был применен припой, не соответствующий конструкторской документации.

Комаров уточнил, что их отзыв никак не связан с аварией грузового корабля. Дефекты в двигателях "Протонов" были выявлены после проведения контрольно-выборочных испытаний, проведенных в декабре.

Три ракеты были отозваны с космодрома "Байконур", кроме того, Роскосмос определил ракеты, которые этот дефект не затронул.

"Нашли причину того, что был заменен в 2015 году припой, который использовался для форсунок… Сейчас двигатели на трех ракетах-носителях, и все указания по отзыву ракет-носителей с Байконура уже даны, и работа будет эта проводиться. И определили те ракеты, которые точно не затронул данный дефект", — рассказал Комаров.

Похожей точки зрения придерживается и академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.

"Правы и те, кто говорит, что причина неудач в отрасли кроется в растущих технических требованиях к производству современной техники. Они заставляют их искать новые методы контроля. Применяется новая техника, новые материалы, и необходимо, чтобы эти же материалы, которые используются в старых изделиях, были бы аналогичны по своим характеристикам. Не всегда методы контроля соответствуют тому, что есть на предприятии", — сказал он РИА Новости.

В то же время, нельзя не учитывать снижение культуры производства, характеризующее российскую ракетно-космическую промышленность последние годы.

"Есть определенное снижение культуры производства. Снижается ответственность сотрудников предприятий, которые в том числе занимаются сборкой ракетных двигателей, понижается профессионализм, уходят старые квалифицированные кадры, а чтобы молодежь, которая их заменяет, достигла того же уровня, требуется определенное образование, которое у неё не всегда есть", — заметил Железняков.

Значительных сдвигов не произойдет

Первый коммерческий пуск "Протона-М" может состояться уже в начале апреля 2017 года. Пуски, которые планируется осуществить в рамках государственного заказа, не будут затронуты, уверен Комаров.

"То есть все ракеты-носители, которые в этом году должны быть запущены по государственному заказу, они есть в наличии", — пояснил глава Роскосмоса.

Он отметил, что все семь пусков, запланированных Центром Хруничева (производитель ракет "Протон-М") в 2017 году, будут осуществлены.

Восточный и Запад

Помимо проблем в двигателестроении, глава Роскосмоса отметил также непростую ситуацию на космодроме Восточный.

"Проблемы, которые были по одному из предприятий – Дальспецстрою, они, сохраняются, они системные, и они вынудили нас самим достраивать ряд объектов, которые являются критичными для обеспечения пусков в конце года… Мы надеемся, что то, что сейчас происходит, уже более 300 человек работает, замыкают на себя субподрядчиков, обеспечивают их финансирование. Это обеспечит необходимый темп работ, чтобы обеспечить два пуска с Восточного, которые мы планируем в конце года", — сказал Комаров.

На 2017 год запланировано два запуска с космодрома Восточный: вывод на орбиту двух космических аппаратов "Канопус-В" и гидрометеорологического аппарата "Метеор".

В завершение беседы глава Роскосмоса напомнил, что международное сотрудничество традиционно в космической сфере, поэтому смена руководства США не должна негативно отразиться на взаимодействии космических агентств двух стран.

"И надо сказать, что… авария "Прогресса" — это очень тесное сотрудничество, мы вместе работаем над решением наших совместных проблем и обеспечением работы наших совместных экипажей на нашей совместной станции и проведением наших совместных экспериментов. Я надеюсь, что кроме политического аспекта все-таки разум возобладает и сотрудничество в области космоса, в первую очередь мирного космоса, оно расширится", — сказал Комаров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUGCV
https://youdo.com/auto/diagnostic/nozzle/ - лучшие цены здесь.
По ссылке http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer