Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В поле зрения Экспертного совета – актуальные проблемы отрасли


07.02.17 12:40 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


26 января 2017 г. в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) состоялось заседание Экспертного совета в области гражданской авиации России. На нем были подведены итоги работы этой авторитетной общественной организации в 2016 г. и определены основные направления деятельности на 2017 г.

В работе заседания Экспертного совета принял участие руководитель Росавиации Александр Нерадько. С основным докладом выступил председатель Экспертного совета, заслуженный пилот СССР Михаил Терещенко, авторитетный в отрасли специалист, возглавлявший в конце 80-х гг. Главное управление летной службы МГА СССР. 

Говоря о качественном составе Совета, его председатель отметил, что в нем собраны, практически, лучшие представители авиационного профессионального сообщества. Среди них – заслуженные пилоты СССР и России, доктора и кандидаты наук, действительные члены отечественных и зарубежных академий, представляющие эксплуатационные и научно-образовательные структуры гражданской авиации (ГА). 82% членов Совета и сегодня активно работают по своим профессиональным направлениям.

Экспертный совет включает в себя шесть рабочих групп по различным аспектам авиационной деятельности. В 2016 г. в структуре Совета функционировали две новые группы (аналитическая и по проблемам человеческого фактора), созданные по запросу авиационного сообщества.

Основными направлениями работы Совета в 2016 г. являлись:

-    запросная деятельность, включая экспертную оценку, консалтинг и дружественный аудит;
-    профессиональная публицистика, в т. ч. мониторинг состояния по направлениям деятельности ГА, и информирование авиационного сообщества о своих оценках по основным проблемам отрасли с предложениями по их решению;
-    собственно инициативная деятельность, включающая разработку учебных программ и технических средств обучения (ТСО), на безвозмездной основе.

Как отметил М.Терещенко, полностью оправдал себя перенос организующего акцента деятельности Совета непосредственно в рабочие группы. Это позволило не только получить положительный результат, но и понять те проблемные позиции в деятельности Совета, требующие решения. Позитивно можно оценить активную профессиональную деятельность групп ОрВД, по проблемам летной деятельности и человеческого фактора.

Вместе с тем, было бы совершенно несправедливо утверждать, что эксперты других групп не откликались на запрос авиационного сообщества, или были не так активны, как их коллеги. 

Докладчик отметил готовность Экспертного совета работать на общий для отрасли результат с другими общественными организациями. Например, заключены и реализуются соглашения о сотрудничестве с Ассоциациями эксплуатантов и аэропортов России, с подкомиссией по воздушному транспорту РСПП. 

С участием Экспертного совета отлажена система разработки на базе подкомиссии РСПП профессиональных стандартов (ПС) и профессиональных квалификаций (ПК) для авиационного персонала. Совместная работа с АЭВТ и взаимная экспертная деятельность формируют общее понимание проблем и приемлемые подходы в их решении.

Группой экспертов под руководством д. м. н., профессора В.В. Козлова по предложению руководителя Росавиации разработана и на базе МГТУ ГА реализуется программа подготовки и повышения квалификации авиационных психологов, в т. ч., с участием рабочей группы Экспертного совета, отзывы самые положительные.

Говоря о работе группы по проблемам летной деятельности под руководством А.А. Яковлева, докладчик особо отметил направление, связанное с мультимодульной программой подготовки пилотов инструкторов и внедрением процедурно-пилотажных технических средств обучения (ТСО). 

В представленном проекте программы подготовки пилотов-инструкторов учтены и реализованы значительное количество конструктивных замечаний и предложений, поступивших от авиакомпаний и АУЦ.

Идея создания процедурно-пилотажного ТСО принадлежит члену Экспертного совета, российскому пилоту, д. т. н., профессору Западно-Мичиганского университета, капитану самолета Боинг-777 В.Н. Рисухину. М.Терещенко наглядно продемонстрировал участникам заседания с помощью показанных слайдов возможности и преимущества процедурно-пилотажного ТСО. Одно из главных – обеспечение записи всех процедурных действий и всех параметров выполненного полета, а также траекторного движения самолета с повторением истории полета в автоматическом режиме. Это значительно расширяет методические возможности инструктора и повышает мотивацию обучаемого.

По мнению докладчика, низкая себестоимость в сочетании с методическими возможностями данного технического средства может серьезно изменить в лучшую сторону качество и доступность первоначальной летной подготовки.

М.Терещенко в качестве «болевой точки» отметил функционирование группы по проблемам аэропортовой деятельности, хотя именно эта сфера сегодня наиболее проблемна как для самих аэропортов, так и авиакомпаний. В поиске приемлемого решения недавно прошел круглый стол с руководителями аэропортовых Ассоциаций В.И. Горбачевым и С.Ю. Никотиным, где намечены совместные действия по исправлению ситуации. 

В ближайшее время руководителю Росавиации будут представлены предложения по активизации взаимодействия по аэропортовой проблематике.

Говоря о планах работы Совета на 2017 г., его председатель предложил, в частности, с учетом серьезности ситуации с управлением полетами воздушных судов авиации общего назначения (АОН) провести круглый стол по этой важной проблеме под эгидой Росавиации. Следует также рассмотреть вопросы, связанные с регулированием полетов беспилотной авиации.

Руководители рабочих групп проинформировали участников заседания об основных итогах работы в 2016 г. в области совершенствования нормативно-правовой базы в различных аспектах деятельности ГА.

Александр Яковлев, руководитель группы по проблемам летной деятельности, рассказал о большой работе по разработке типовых программ подготовки пилотов-инструкторов и инструкторов-экзаменаторов с учетом зарубежного опыта. По его мнению, Минтранс, как нормотворческая организация, со своими задачами не справился. Только благодаря Росавиации, авиакомпаниям и Ассоциации эксплуатантов удалось получить несколько федеральных правил, максимально приближенных к требованиям производства. При этом, половина правил, предусмотренных Воздушным кодексом РФ, на  сегодня отсутствует.

Как считает А.Яковлев, следует восстановить нормативно-правовую базу и возродить систему подготовки летного состава, где были бы четко прописаны не только формулировки, требования, процедуры, компетенции и контроль, но и конкретные учебные курсы, как это сделано в Европе. 

Руководитель группы по ОрВД Николай Зобов рассказал об участии экспертов в реализации «Положения о Единой системе организации воздушного движения в РФ» (утверждено Правительством от 28 августа 2015 г. № 901), а также в подготовке и согласовании изменений и дополнений документов Минтранса и Росавиации. Специалисты группы участвовали в решении ряда важных вопросов в области ОрВД, в т. ч.: внедрение процедуры спрямления маршрутов ОВД в полете «Прямо на»; установление правил реализации требований поправки 39 к Приложению 6 ИКАО в отношении организации слежения эксплуатантами за своими воздушными судами в процессе их полетов и др.

С большим интересом было встречено выступление известного авиационного специалиста, президента Международного Консультативно-аналитического агентства (МКАА) «Безопасность полетов» Валерия Шелковникова. Агентство является официальным партнером ИКАО, активно сотрудничает с другими авторитетными международными авиационными организациями. 

Эксклюзивные оперативные и аналитические материалы МКАА «Безопасность полетов» востребованы авиационными структурами России и стран СНГ. По мнению В.Шелковникова, МКАА «Безопасность полетов» могло бы активно участвовать в работе по внедрению Системы Добровольных (Конфиденциальных) Сообщений в области безопасности полетов, которая эффективно показала себя в США и др. странах. 

Валерий Кулацкий, директор АУЦ S7 Training, отметил, что для обеспечения качества подготовки пилотов нужна взаимосвязанная система стандартов их подготовки. Он привел конкретные примеры «нестыковок» учебных программ и методик в области подготовки летного состава.

Известный ученый, д. м. н., профессор Валерий Козлов сообщил, что экспертами  группы по проблемам человеческого фактора проанализированы и подготовлены краткие резюме по 30 нормативным и методическим документам, в т. ч. международным. Изучена отечественная практика в сфере учета человеческого фактора в ГА по направлениям: подготовка специалистов в области человеческого фактора; система их профессионального отбора; медицинское освидетельствование авиационного персонала (в части психологического тестирования); система психологической поддержки деятельности авиаспециалистов; регламентация их труда и отдыха; расследование АП.

Подготовлена Аналитическая записка «Анализ состояния проблемы человеческого фактора в ГА России и обоснование рекомендацией по ее решению», находится на рассмотрении в Росавиации. Планируется в 2017 г. разработать документ, регламентирующий подготовку персонала ГА в области человеческого фактора.

Жорж Шишкин, заместитель председателя Экспертного совета, доложил, что в 2016 г. Совет был инициатором рассмотрения ряда актуальных вопросов, выходящих за формальные рамки его компетенции, что, возможно, потребует корректировки Положения об Экспертном совете. Среди них: оптимизация маршрутов; корректировка различных ФАПов, в том числе, в области АОН и др. Эти и другие вопросы в значительной степени находятся в компетенции Минтранса и требуют оперативных решений. 

Подводя итоги заседания, руководитель Росавиации А.Нерадько отметил исключительную важность и актуальность работы Экспертного совета в области гражданской авиации. Предложения Совета будут рассмотрены с принятием необходимых мер.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZyPK
Ремонт авто: https://youdo.com/auto/brand/nissan/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer